Многим знакома ситуация, когда утром обнаруживается, что автомобильный аккумулятор полностью разряжен и не может запустить двигатель. Нередко это происходит из-за растерянности самого водителя, забывшего про подсветку салона, включенные фары или магнитолу. Однако бывают ситуации, когда нужно определить источник ухода электроэнергии по не зависящим от человеческого фактора причинам.
Пристальное внимание стоит уделить проблеме, если изо дня в день разряжается аккумулятор, но видимых повреждений не заметно, а потребители тока отключены. Любая электрическая цепь на практике оказывается не идеальной. Даже качественная изоляция проводки и электрооборудования имеет погрешности, и возникает незначительная потеря тока. А вот если она превышает допустимые параметры, это грозит окончательным выходом из строя АКБ автомобиля.
Неправильное подключение внештатного оборудования — одна из самых частых причин появления проблемы. Например, многие стремятся сделать так, чтобы магнитола была всегда включена, а не начинала работать только при повороте ключа в замке зажигания. Если она выключена при помощи кнопки на панели, но остаётся напряжение на выводе в замке зажигания, то это оборудование начинает потреблять дополнительно 40–50 мА. Ещё больше неприятностей могут доставить усилители звучания, мощные и многоваттные.
Различные иммобилайзеры и сигнализации также являются постоянными потребителями тока. В исправном состоянии это значение невелико, пока не произойдёт сбой в программном обеспечении. Особенно это свойственно бюджетным китайским версиям охранных систем.
Столкнувшись с понятием перерасхода электроэнергии и быстрого разряда аккумулятора, водитель захочет узнать, каким может быть допустимый ток утечки аккумуляторной батареи. Начать нужно с того, что часть приборов потребляют его в постоянном режиме. Это сигнализация с противоугонной системой, часы на доске приборов, память блока управления (ЭБУ).
В связи с тем, что есть оборудование, постоянно потребляющее ток, пусть даже и в небольших количествах, был установлен критерий нормальной утечки тока из аккумулятора автомобиля. Для этого можно просто сложить весь объём электроэнергии, который расходуют все приборы. Считается, что 3 наиболее распространённых прибора (сигнализация, часы, аудиосистема с подсветкой) потребляют до 24 мА. Для сравнения: включенная передняя фара расходует 500 мА.
Для того чтобы понять, есть ли утечка электроэнергии на борту конкретного транспортного средства, нужно замерить её специальными тестерами. В случае, если замеры покажут превышение описанных выше норм, значит, в электрике существует неисправность, которую нужно будет вычислить.
Для проверки утечки тока на автомобиле понадобится специальное оборудование. С его помощью можно выполнить работу в собственном гараже, не обращаясь к специалистам. Но для этого нужно иметь небольшие знания и понятия в области электрики, а также специальный тестер-мультиметр. Для того чтобы провести саму проверку, требуется отыскать разрыв в цепи, после чего установить объём потребляемого тока.
Итак, определение мультиметром утечки будет выглядеть примерно следующим образом:
Найти утечку тока в бортовой автомобильной сети — приоритетная задача, иначе аккумулятор будет стабильно терять ёмкость. Тем более, это может быть связано с возникающим коротким замыканием. Нередко причина кроется в самостоятельно установленных приборах, поэтому начать проверку лучше именно с них.
Например, электрики могут размещать провода поблизости от горячего двигателя, что приводит к оплавлению изоляции. Замыкание происходит и в тех случаях, когда проводку помещают вблизи металлических частей, что вызывает усиленное истирание. Даже не имея мультиметра для диагностики, можно увидеть невооружённым глазом оплавленную или испорченную коррозией проводку.
После осмотра проводов можно приступать к тестированию утечки тока с помощью мультиметра. Придётся воспользоваться следующей последовательностью действий:
Даже если участок с неисправностью найден, это может не говорить о наличии короткого замыкания на нём. Устанавливая режим замера сопротивления, участок прозванивается мультиметром. Бывают ситуации, когда утечка находится в пределах нормы, однако уже за ночь АКБ разряжается. А это уже происходит потому, что батарея не успевает нормально зарядиться. Например, в течение дня были преимущественно короткие поездки с простаиванием в пробках и на светофорах.
Итак, участок с утечкой тока определён, теперь требуется убрать неисправность. Перед тем как лезть в электрическую цепь, нужно отбросить обе клеммы с аккумулятора. Места соединений проводки очищаем от скопившейся грязи при помощи ветоши, затем протираем спиртом. Если изоляционный слой пришел в негодность, необходимо изолировать провода, чтобы не допустить перегрева и замыкания.
Отдельного внимания заслуживают ситуации, когда внутрь приборов попадает влага. Необходимо вскрывать модуль и высушить их изнутри. После этого нужно обеспечить качественную герметичность. Если прибор неисправен, его следует попросту заменить. После проведения работ по поиску и устранению утечки желательно провести повторные замеры.
Проверять батарею на предмет появления расхода электроэнергии — необходимая мера для тех, кто хочет продлить жизнь бортовому оборудованию. Первая неприятность, которая грозит незадачливому водителю, заключается в полном выходе из строя аккумулятора. И даже дозаряд его ёмкости лишь на время сможет решить проблему.
Как известно, кислотные АКБ конструктивно состоят из пластинок, помещённых в электролит, созданный на основе дистиллированной воды и серной кислоты. При разряде этого оборудования происходит скопление солей кислоты на его пластинках. Из-за этого уменьшается рабочая поверхность, способная проводить ток. Соли кристаллизуются и становятся уже неспособными раствориться даже в электролите. Ёмкость батареи сразу снижается, а само изделие раньше выходит из строя.
Следует знать, по каким причинам может происходить такое явление, как перерасход электрического тока. Прежде всего, нужно контролировать реальную ёмкость и уровень заряда автомобильного аккумулятора. Утечка нередко происходит из-за халатности водителя, который забывает выключить один из приборов-потребителей в закрытой машине. Другая распространённая причина — неисправности электропроводки.
Итак, кроме невыключенных на длительное время источников света или магнитолы, другими причинами утечки тока могут быть:
Своевременная диагностики утечки тока позволит быстрее ликвидировать проблему и ездить без риска попасть в непредвиденную ситуацию. Также это позволит продлить жизнь автомобильному аккумулятору любого бренда.