Автомобильные форсунки, использующиеся в системе топливоподачи в двигатель, относятся к категории очень важных и необходимых элементов. В процессе их активной эксплуатации происходит постепенное засорение, и наблюдаются признаки естественного износа.
Образование засора ещё вовсе не говорит о том, что инжекторы окончательно вышли из строя, и эти распылители топлива обязательно подлежат замене. Учитывая качество заливаемого в бак топлива, а также прочие провоцирующие факторы, накопление загрязнений, которые препятствуют нормальной работе форсунки, являются вполне естественным и распространённым явлением.
Задача автовладельца заключается в том, чтобы следить за состоянием инжекторной системы, вовремя определять признаки засорения, а также при необходимости проводить чистку. Если игнорировать эти рекомендации, ситуация может выйти из-под контроля. Это приведёт к ремонту или полноценной замене форсунок, что подразумевает совершенно иной уровень финансовых затрат.
Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно понимать суть и принцип работы инжекторных форсунок. Если не вдаваться в технические подробности, то топливные распылители во много напоминают обычные садовые системы полива.
Когда форсунка находится в исправном рабочем состоянии, она подаёт топливо в виде едва заметных струй, которое смешивается с кислородом (воздухом). Тем самым в рабочие цилиндры подаётся топливовоздушная смесь, обеспечивающая горение и последующее функционирование силового агрегата.
Но когда распылитель изнашивается и загрязняется, отверстия закупориваются, смесь распределяется неравномерно, топливная система перестаёт качественно выполнять свои задачи, что негативно отражается на работе двигателя. При этом на инжекторы всё равно продолжает поступать топливо под высоким давлением.
Наличие засоров не даёт горючему свободно выходить через отверстия форсунок. Потому смесь ищет другие пути для выхода. Если в нормальном состоянии топливовоздушная смесь напоминает аэрозоль, то при неполадках может выходить полноценная струя. Ничего хорошего в этом нет, поскольку увеличенный объём горючего не успевает сгорать в камере, что ведёт к образованию нагара и повышенному расходу.
Задача инжекторных форсунок заключается в своевременной подаче топливной жидкости, которая приобретает за счёт конструкции распылителя мелкодисперсное состояние. Подача идёт непосредственно в цилиндр или во впускной коллектор, в зависимости от двигателя, для дальнейшего смешивания с воздухом и сгорания.
Чтобы обеспечить образование высококачественной смеси, бензин должен подаваться в мелкодисперсном состоянии, напоминающем аэрозоль или туман. Только так сгорание будет действительно эффективным. Соответствующее распыление достигается за счёт отверстий в форсунках. Но их сечение крайне маленькое, из-за чего вероятность засорения довольно высока.
Грязь проникает в форсунки вместе с топливом, забивает эти отверстия, в результате чего эффективность и качество распыления падает. В итоге бензин подаётся не в виде тумана, а струи жидкости. Смешивание с воздухом оказывается намного хуже, топливо полностью не сгорает, часто попросту вылетает через трубу выхлопной системы. Это влечёт за собой падение мощности, повышение работа и нарушения в работе двигателя.
Закономерным среди неопытных автомобилистов становится вопрос о том, когда нужно на автомобиле чистить инжектор и проводить восстановление работоспособности распылителей, то есть форсунок.
Специалисты и бывалые автомобилисты прекрасно знают, какое огромное значение имеют чистые распылители в составе инжекторного двигателя. Потому они, не дожидаясь признаков загрязнения, проводят периодическую профилактическую чистку. Делать это рекомендуется не реже чем раз в 30 тысяч километров пробега.
Но это условная цифра, поскольку состояние каждого транспортного средства индивидуальное, и может существенно отличаться в зависимости от целого ряда фактора. В основном на форсунки влияет качество заливаемого топлива, состояние топливной системы, фильтров, а также отношение владельца к вопросу обслуживания своей машины.
Не стоит ждать сигналов от инжектора, который будет явно говорить о том, когда нужно наконец-то чистить забитые форсунки. Лучше всего заниматься профилактической очисткой, и не рассчитывать на тот или иной регламент. Есть множество примеров, когда форсунки забивались уже буквально через пару тысяч километров, а порой даже через несколько сотен. У других же, кто придерживался всех правил и заливал действительно хорошее горючее, форсунки прекрасно работали в течение 30-40 тысяч километров.
Существует несколько признаков, которые подскажут вам, что форсунки забились, в них образовались загрязнения, и требуется в ближайшее время принять меры. Характерная симптоматика проявляется в следующем:
Представленные признаки потенциально говорят о том, что инжектор забился. Но полностью полагаться на такие симптомы нельзя, поскольку они также могут указывать на проблемы и неисправности в других узлах.
Чтобы окончательно поставить диагноз, лучше всего провести диагностику в автосервисе. Если тратить деньги на услуги СТО вы не хотите, проверить форсунки можно самостоятельно. Для этого проводится визуальный осмотр. Указанные признаки чаще всего проявляются на старых машинах, пробег которых превысил отметку в 100 тысяч километров.
Полагаться на чужой опыт и выполнять очистку с периодичностью, регламентированной автопроизводителем, не совсем правильно. Нужно опираться на конкретные признаки именно вашего автомобиля. Если чувствуете неладное, стоит убедиться в собственной правоте, провести диагностику или визуальный осмотр, и уже на основании этого принимать окончательные решения.
Впервые столкнувшись с подобной проблемой, автолюбители интересуются, чем им лучше промыть форсунки своего инжектора, и каким методам отдать предпочтение.
Фактически все методики можно разделить на 2 основные категории.
Чтобы сэкономить деньги, но при этом добиться желаемого результата, автомобилисты придумали разные способы, как промыть загрязнённый инжектор своими руками в гаражных условиях. А производители различной химии им в этом прекрасно помогли.
Если посещать автосервис вы не хотите или не можете, либо просто есть желание заняться решением вопроса собственными силами, стоит изучить особенности проведения очистки несколькими наиболее популярными методами.
Детально разобравшись с тем, как можно промыть забитый инжектор в домашних условиях, вы сможете в дальнейшем поддерживать распылители в чистоте, не затрачивая при этом большие деньги профессиональные услуги. Только будьте предельно внимательными, поскольку без определённого опыта, навыков и соблюдения правил безопасности процедура становится потенциально опасной, а также может не дать ожидаемый от неё результат.
Практика наглядно показывает, что правильно выполненная своими руками жидкостная промывка инжектора может дать эффект порой не хуже, чем стендовая очистка ультразвуком. Многое зависит от изначальной степени загрязнений и того, полностью ли автовладелец промыл деталь, не оставив незамеченных отложений. Хотя объективно в руках квалифицированного мастера и при наличии современного ультразвукового очистителя, форсунка может получить новую жизнь. Жидкостные методы по эффективности уступают. Зато обходятся дороже.
Прибегнуть к ультразвуку можно тогда, когда обычная очистка не даёт результата, и степень загрязнений действительно серьёзная. В остальных ситуациях подойдёт качественный очиститель инжекторных систем. Подобная очистка загрязнённых форсунок инжектора очень часто выполняется своими руками.
Следует рассмотреть 4 основных способа, которые отличаются по применяемым средствам:
Именно эти средства чаще всего применяют автомобилисты, чтобы прочистить самостоятельно топливные распылители. Остаётся лишь рассказать о том, как правильно промываются форсунки инжектора и что нужно знать об использовании представленных методов.
Перед тем как очищать забитые форсунки инжектора, нужно подобрать соответствующее средство, гарантирующее, что с очищаемой детали действительно сойдёт грязь и отложения. Многие напрасно переживают насчёт того, что очистить инжектор предлагают с помощью карбюраторных жидкостей. Ничего страшного в этом нет. Он на практике доказал свою эффективность, причём порой превосходя дорогие и специализированные очистители форсунок.
Существуют разные способы использования карбюраторных очистителей. Рассмотрим один из них.
Для работы вам потребуется подготовить набор инструментов и материалов, состоящий из:
Выбирая карбюраторный очиститель, убедитесь в том, что колпачок баллона будет совпадать по диаметру с внутренним размером кислородного шланга. То есть должна быть возможность вставить его внутрь.
Выполнять работу с помощью очистителя карбюратора нужно предельно аккуратно, поскольку жидкость достаточно опасная. Используйте перчатки и защитные очки.
Сразу хочется остановить тех, кто думает над тем, чем лучше почистить забитые форсунки инжектора, при этом не снимая элементы, и выбирает рассматриваемый способ. Здесь без демонтажа не обойтись. Эффективно промыть распылители удастся, лишь сняв форсунки.
Алгоритм дальнейших действий выглядит следующим образом:
В этот момент жидкость для промывки начнёт выходить струёй через форсунку. Именно тут на помощь приходят защитные очки.
Продолжать чистку следует до того момента, пока выходящий факел не станет ровным. Выполнив одну процедуру промывки, следует перевернуть распылитель топлива вверх ногами, и повторить процесс. По такому же принципу промываются остальные элементы.
Ещё одно хорошее средство, позволяющее качественно промыть забитые форсунки инжектора. Говорить о том, чем один вариант лучше другого, сравнивая этот метод с предыдущим, дать однозначный ответ сложно. Но применение промывочного цилиндра имеет одно безоговорочное преимущество.
Всё дело в том, что подобная чистка инжектора выполняется своими руками в гаражных условиях и без обязательного снятия форсунок. В роли очистительного средства используются сольвенты. Неплохо себя показали сольвенты производства Lavr, Wins, Hi-Gear и других ведущих производителей.
Для выполнения работы требуется взять:
Если вы решили воспользоваться методом промывки с помощью промывочного цилиндра, соблюдайте определённую последовательность действий и следуйте инструкции.
Дальнейшие действия сводятся к следующему. Необходимо запустить мотор и дать ему поработать немного на холостых в течение не более 15 минут. Газовать не нужно. Затем те же 15 минут дайте ДВС отдохнуть. Снова его запустите и опять заглушите на 15 минут. Так делайте до того момента, пока в бутылке не закончится очиститель.
Завершив очистку, предельно аккуратно, последовательными движениями, начинайте откручивать крышку на бутылке, чтобы сбросить давление внутри. Либо воспользуйтесь ниппелем для стравливания.
Снимите систему, соберите всё в обратной последовательности и дайте мотору поработать на холостых буквально 5-10 минут. После этой процедуры настоятельно рекомендуется менять масло и свечи зажигания. Причём замена свечей в приоритете.
Минус метода в том, что вы не сможете визуально контролировать состояние и степень очистки топливных распылителей. Но это хороший способ профилактики, если есть подозрения на загрязнения форсунок.
Ещё одним распространённым методом очистки считается добавление ацетона, о котором пишут очень много и часто. Сами автопроизводители и изготовители нефтепродуктов ничего не комментируют касательно применения этого средства. Хотя отечественные и зарубежные автовладельцы всё равно практикуют добавление ацетона в небольшом количестве к топливу.
Заливая средство в топливный бак, несколько повышается октановое число. Также происходит эффект очистки компонентов топливной системы. Ещё ацетон, по заявлению многих, обладает свойствами связывать воду в топливе и выводить её вместе с выхлопами. Зачастую эффект от использования такого средства можно ощутить, если добавить жидкость в полный или же практически полный бак, а затем сжечь всё это топливо в процессе эксплуатации транспортного средства.
На самом деле многие не рискуют применять ацетон. Это действительно делается на усмотрение самого автовладельца. Важно соблюдать правильные пропорции. Количество добавляемого к автомобильному топливу ацетона зависит от того, какого качества горючее и какое его октановое число. При качественном бензине на 10 литров вполне достаточно буквально 30 мл химии. В некоторых случаях, если горючее низкого качества, пропорции повышают до 150 мл на 10 литров.
Ни в коем случае не злоупотребляйте этим методом. Это связано с тем, что повышение октанового числа приводит к цифрам, на работу с которыми двигатель попросту не рассчитан. Проще говоря, октановое число окажется выше, нежели может переварить силовой агрегат. В итоге начнётся процесс постепенного выхода из строя ДВС и его узлов.
Также среди отечественных автомобилистов широкое распространение получило применение Димексида. Это лекарственный препарат, который следует искать в аптеках. Стоит он достаточно дёшево, из-за чего и завоевал такую популярность.
Для очистки форсунок вам требуется взять:
Ничего особо сложного в очистке топливных форсунок с использованием Димексида нет.
Тут важно соблюдать определённую последовательность этапов:
Сама промывка выполняется точно так же, как и в случае с использованием промывочного цилиндра. То есть схема применяется аналогичная.
От автомобилиста потребуется сделать следующее:
Подавать очиститель можно путём регулировки подачи кнопкой, поочерёдно включая и отключая форсунки. Помните, что Димексид является агрессивным средством, способным в нагретом состоянии растворить не только вредные отложения на форсунках, но также и лакокрасочное покрытие н машине.
Возвращая топливную рампу на место, рекомендуется поменять уплотнительные нижние кольца, а также предварительно нанести на место установки смазку силиконового типа.
Многие автомобилисты уверены, что намного лучше и проще промывать форсунки непосредственно в процессе эксплуатации транспортного средства. Это выглядит логично, поскольку загрязнения можно удалить ещё до того, как они образуют серьёзные засоры и спровоцируют проблемы в работе двигателя.
И изготовители автохимии активно поддерживают такую позицию, предлагая всё новые и новые очистители форсунок. Их требуется просто добавить в топливо, и продолжать ездить на машине. Чудо-средство избавит от всех отложений, и никаких проблем с форсунками не будет.
Но это только теория, которая часто не совпадает с практическим применением. Давать 100% гарантию на эффективность присадок, как и отрицать их действенность, никто не может. Не исключено, что они дают результат. Но насколько существенный, вопрос совершенно другой.
Тут следует отталкиваться сугубо от финансовой составляющей. Чтобы на полный бак залить качественную присадку, одного флакона может и не хватить. Некоторые фирменные препараты в бак стоят по 200-500 рублей за небольшую ёмкость. Порой, чтобы добиться желаемого эффекта, как утверждает производитель, приходится покупать присадки на 500-1000 рублей для разового применения.
В итоге получается, что очистить форсунки проверенными и действительно эффективными методами намного дешевле. Использовать присадки или нет, дело лично каждого.
Практика показывает, что чистить форсунки самостоятельно в гаражных условиях можно, причём результат достаточно хороший и длительный. Но если вы берётесь за такую работу своими руками, строго следуйте инструкциям, а также соблюдайте правила безопасности.
Многое зависит от степени загрязнения. Если отложения серьёзные и объёмные, самостоятельная очистка вряд ли даст желаемый результат. В этой ситуации лучше обратиться в профессиональный автосервис, провести диагностику и отправить форсунки на специальный стенд для ультразвуковой очистки. Если же чистка кажется нецелесообразной из-за сильного износа и длительного срока службы старых форсунок, их просто меняют на новые.