Как сделать аквапринт на машину своими руками

Рубрика:
950
1 комментариев
Содержание

Автомобиль – продукт в достаточной степени массовый, что обусловлено сложностью его проектирования «с нуля». И хотя в последнее время появляются всё новые технологии, позволяющие автоматизировать этот процесс, имеются и обратные тенденции. Например, использование универсальных платформ, на базе которых конструируются всё новые модели. В любом случае сегодняшнюю ситуацию нельзя сравнить с той, что наблюдалась 30 лет назад, когда большинство машин были внешне схожими, как близнецы. Сегодня в плане разнообразия экстерьера всё намного оптимистичнее, но что касается оформления салона, то здесь, если не считать элитные модели, однообразия намного больше. Поэтому каждый автовладелец стремится как-то индивидуализировать своё транспортное средство, придать ему толику эксклюзивности. Аквапринт – технология, которая предоставляет такую возможность, причём за относительно небольшие деньги. О том, как делается аквапринт, какие инструменты, материалы и оборудование для этого потребуются, мы и попробуем рассказать тем, что желает сделать своё авто уникальным, непохожим на другие.

Как правильно делается аквапринт на автомобиль
Правила выполнения аквапринта.

Что такое аквапринт

Появившись в конце восьмидесятых годов, технология аквапечати длительное время не была доступна массам, однако активно использовалась в самых разных сферах. Нанесение декоративных рисунков на практически любой материал, от пластика и стекла до металла и деревянных поверхностей требовало использования инновационных технологий, обеспечивая качественное декорирование деталей любой геометрии. В настоящее время аквапечать стала настолько совершенной, что эту технологию используют для текстурирования и декоративного оформления своей продукции такие компании, как Mercedes-Benz, Toyota, Boeing, Adidas, BMW, Samsung, Nike, Nissan, Dell, HP. По большому счёту, рядовой пользователь вряд ли отличит, чем декорирована панель приборов автомобиля: красным деревом или аквапечатью, настолько совершенна эта технология, отдалённо напоминающая обычную покраску кузова машины. Радует то, что в последнее время аквапринт на авто стал доступен и рядовым автомобилистам. Иммерсионная печать (научное название метода) позволяет создавать на любых деталях текстуры, которые будут практически полностью идентичными своим прототипам, будь то ценные породы древесины, металлические поверхности, камень, шкура животных.

Пример аквапринта

Подготовка деталей авто к нанесению аквапринта

Разумеется, каждую деталь авто, которую вы решили индивидуализировать с помощью аквапечати, следует предварительно подготовить – точно так же, как это делается, например, перед покраской. Последовательность действий по подготовке детали авто к иммерсионной печати:

  • тщательное обезжиривание поверхности. Отметим, что в данном случае к этой процедуре следует отнестись еще с большим вниманием, чем перед традиционной покраской. Если обрабатываемая деталь имеет внешний прорезиненный слой – его нужно полностью убрать, обычно это делается тем же растворителем, которым обезжиривается поверхность;
  • ошкуривание детали необходимо для увеличения её адгезии, но здесь нужно соблюдать некий компромисс – риски, нанесённые шкурками больших фракций, будут хорошо заметны и после нанесения аквапринта. Так что используйте только самый мелкозернистый материал – он устранит видимые дефекты и в то же время придаст незаметную глазу шероховатость абсолютно гладким поверхностям;
  • покрытие праймером требуется преимущественно для пластиковых поверхностей – это предохранит грунт от вздутия;
  • грунтовка детали осуществляется с той же целью, что и при классическом окрашивании, с одним отличием – после нанесения слоя грунта поверхность нужно опять ошкурить;
  • если наносимый методом аквапечати рисунок требует наличия фона определённого цвета, наносим этот базовый цвет нитрокраской тонким и равномерным слоем. Учитываем, что современные красящие нитросоставы сохнут буквально за 15-25 минут.

И только после того, как слой базовой краски полностью высохнет, можно приступать к процедуре нанесения аквапринта на деталь салона автомобиля.

Выполнение аквапринта

Требуемое оборудование/инструменты

Один из главных вопросов, интересующих автовладельцев, желающих индивидуализировать интерьер своего «железного коня» – стоимость аквапринта. Здесь всё зависит от масштабов. Одно дело, если вы планируете впоследствии подрабатывать на этом, и совсем другое – если данная процедура будет использоваться только для личного удовольствия. Итак, для осуществления домашнего аквапринта салона автомобиля нам понадобится следующее оборудование, инструменты и материалы:

  • достаточно объёмная и удобная для использования ёмкость с водой;
  • часы с функцией таймера или секундомера (в эпоху смартфонов это не проблема);
  • специальная иммерсионная плёнка;
  • активатор для плёнки;
  • компрессор или автономный краскопульт, используемый для нанесения активатора;
  • лак;
  • ёмкость для промывки детали с уже нанесённым рисунком.

Отметим, что та ванна, в которой вы привыкли нежиться после напряжённого рабочего дня, для этих целей не очень подходит, но в принципе можно использовать и её, обеспечив поддержание необходимой температуры. Так что следует запастись и термометром, а также специальным фильтром, избавляющим жидкость от остатков плёнки.

Иммерсионная плёнка продаётся не везде – ей торгуют только крупные строительные гипермаркеты, но большинство пользователей заказывают её в интернете. Она уже содержит рисунок, который и будет перенесён на обрабатываемую деталь. Узор может быть разным – имитировать природные материалы, шкуру животных (змеи, леопарда), можно встретить и абстрактные рисунки, и разнообразные геометрические узоры. Если вы хотите чего-то действительно эксклюзивного, в интернете можно заказать плёнку с собственным рисунком (например, фотографией) нужных размеров, что, конечно же, будет стоить дороже готовых изделий. Иммерсионная плёнка с готовым рисунком стоит 250-700 рублей за погонный метр, ширина плёнки обычно составляет 0.5-1.0 метров.

Активатора для аквапринта, способствующему скорейшему растворению плёнки до желеобразного состояния, потребуется примерно один литр на 20-25 квадратных метров пленки. Лакирование готового изделия требуется для как придания ему потребительских свойств (блеска), так и для защиты от механических воздействий.

Технология нанесения аквапринта

В принципе в этом нет ничего сверхсложного, но от работника потребуется максимальная аккуратность и точное следование инструкциям – даже небольшое отступление может сказаться на качестве конечного результата. Итак, приводим последовательность действий, как делается аквапринт для любой детали авто:

  • в ёмкость достаточных размеров для окунания плёнки и самой детали следует налить воду, разогретую до температуры 29-34°С. Отметим, что выход за пределы данного диапазона недопустим, поскольку химическая реакция между поверхностью плёнки и активатором возможна только при определённом температурном режиме. В принципе, промежуток времени между окунанием плёнки и нанесением активатора небольшой, поэтому нагретая до 33-34 градусов вода не должна остыть ниже критического значения, но на всякий случай ориентируйтесь на показания термометра, а в случае необходимости используйте водонагреватель;
  • подготавливаем плёнку, которая к моменту окунания должна иметь комнатную температуру. Её размеры выбираем исходя из габаритов окрашиваемой детали – разумеется, с небольшим запасом. Желательно сделать по краям плёнки насечки через каждые 2 сантиметра;
  • следующий шаг – опускание иммерсионной плёнки в воду. Одна сторона у неё липкая, она должна быть внизу. Если перепутаете – нанести рисунок на поверхность детали не получится, то есть вся работа пойдёт насмарку. Чтобы не ошибиться, намочите кусочек плёнки и спустя несколько минут попробуйте рукой – рабочая сторона будет клейкой. И ещё один важный момент – плёнка, будучи погружённой в воду, может пуститься в «свободное плавание». Чтобы этого не допустить, следует её зафиксировать. Например, прислонить к одной стороне ванны, а с трёх других – установить наполненные водой бутылки;
  • после опускания плёнки в воду возможно загибание её краёв, но сделанные нами насечки не позволят распространиться деформации дальше. Спустя 30 секунд возможно появление пузырьков воздуха, от которых следует избавиться, проявляя максимум осторожности, чтобы не сдвинуть саму плёнку. Если пузырьков нет, нужно просто подождать порядка 1.5-2.5 минут;
  • теперь нужно достаточно быстро нанести на плёнку слой активатора с помощью краскопульта. Делать это нужно стараться равномерно, не допуская пропусков. Оптимальная технология – нанесение активатора сначала горизонтальными, а затем вертикальными движениями. Время полного растворения слоя желатина, который является основой плёнки (её подложкой) – порядка 10-15 секунд. После этого нужно быть крайне осторожным, поскольку на поверхности воды будет плавать желеобразная масса, подверженная любым внешним воздействиям – сквозняку, механическим ударам о ванную, даже резким движениям работника. И помните — у вас остаётся совсем немного времени для нанесения узора на деталь – порядка 2-3 минут, по истечении которых плёнка подсыхает настолько, что перенос рисунка на поверхность становится невозможным;
  • пришла очередь самой ответственной операции – окунании детали в ванную с плавающим на поверхности узором. Делать это нужно быстро, но крайне аккуратно – рывки или сдвиги детали приведут к неравномерному наложению рисунка. Необходимо также придерживаться двух обязательных условий: скорость погружения не должна превышать 2 см/сек, иначе узор не будет успевать фиксироваться. Вторым условием является соблюдение оптимального угла погружения детали: 30-45°. Это значение позволит вам добиться более равномерного нанесения слоя, а также опускать и поворачивать деталь для охвата всей окрашиваемой площади поверхности. На этом этапе вам может показаться, что ничего не получилось, поскольку видимый на поверхности водной глади рисунок начнёт разрушаться и пропадать. Это нормальное явление, свидетельствующее о том, что узор успешно был нанесён на вашу деталь. После полного окунания следует рукой резко провести по поверхности воды, очищая её от остатков аквапринта, и только после этого вытаскивать деталь;
  • для снятия слоя жира нам потребуется дополнительная ёмкость с чистой, подогретой до 30 градусов водой. Окунаем деталь в воду и начинаем болтать её до тех пор, пока блестящий слой не будет мыт полностью;
  • следующий шаг – сушка детали, способ особого значения не имеет;
  • завершающий этап – покрытие поверхности с нанесённым узором лаком (желательно в 2-3 слоя) с последующей финишной шлифовкой.
Читайте также:  Как объективно и правильно оценить стоимость своего автомобиля перед продажей

Отметим, что работать необходимо в резиновых перчатках – при окунании детали ваши руки неизбежно подвергнутся воздействию аквапринта, отмыть который будет достаточно сложно. Помните также, что плёночный активатор – химически активное вещество, попадание которого в глаза чревато серьёзными последствиями.

Без наличия определённых навыков трудно рассчитывать, что ваш первый опыт окажется успешным, поэтому крайне желательно не полениться и попробовать нанести аквапринт в салоне автомобиля на небольшую деталь из пластика, соблюдая все вышеперечисленные требования. Приведём перечень типичных ошибок при выполнении подобных работ вместе с их нежелательными последствиями:

  • после нанесения активатора деталь погружается спустя более трёх минут. В этом случае аквапринт не закрепится на поверхности должным образом и на этапе промывки смоется полностью или частично;
  • окунание детали быстрее, чем отработает активатор, также недопустимо, поскольку рисунок будет нанесён неравномерно, могут образоваться пузырьки воздуха, а при промывке аквапринт местами смоется, будучи недостаточно закреплённым;
  • при передозировке активатора он разъест не только плёнку, но такому же воздействию рискует подвергнуться нанесённая на деталь родная краска;
  • недостаточное количество активатора грозит теми же последствиями, что и позднее погружение окрашиваемой детали: смыванием аквапринта при промывке;
  • попадание на поверхность растворённой плёнки капель воды и пылинок, не говоря о других предметах, недопустимо – в этом месте рисунок будет необратимо повреждён;
  • при появлении пузырьков воздуха под плёнкой их необходимо выдуть, причём работать придётся очень быстро – на это отводится не более 30-40 секунд. В противном случае в этих местах аквапринт не перенесётся;
  • погружение обрабатываемой детали под неоптимальным углом приведёт к тому, что в некоторых местах аквапечать не появится, могут образоваться пузырьки, и часть рисунка при промывке будет смыта. Угол погружения меньше 30 градусов чреват образованием воздушной подушки, при углах, превышающих 45 градусов, плёнка может попросту порваться, велика также вероятность нанесения рисунка с искажениями;
  • слишком медленное погружение приведёт к формированию морщин и складок;
  • превышение оптимальной скорости окунания грозит искажением узора;
  • если при погружении детали ваша рука резко дёрнулась, независимо от направления рывка произойдёт залом плёнки. Как результат, на поверхности появятся разрывы, трещины, искажения или пропуски узора;
  • если перед употреблением плёнка была свёрнута, в местах перегиба практически неизбежно образование трещин и, соответственно, пропусков рисунка;
  • слишком активные движения при промывке детали, а также использование душа могут привести к смыванию не успевшей схватиться плёнки;
  • длительное смывание слоя парафина приводит к полимеризации защитного слоя, который впоследствии смыть не удастся;
  • если пропустить этап промывки – нанесённый лак неизбежно начнёт отслаиваться со всеми вытекающими последствиями;
  • на этапе промывки не допускается контакт с обрабатываемой поверхностью, поскольку при этом существует риск повреждения плёнки;
  • температура воды в ёмкости менее 29 градусов приведёт к тому, что скорость химической реакции между плёнкой и активатором снизится настолько, что активатор высохнет прежде, чем вы начнёте погружать деталь;
  • напротив, при температуре воды, превышающей верхний допустимый порог, скорость реакции возрастёт, и при погружении детали активатор разъест родную краску, причём и на тех поверхностях, которые не должны подвергаться аквапечати.
Читайте также:  Стоит ли покупать машину с пробегом в автосалоне

Салон авто

Итак, теперь вы знаете, как можно сделать аквапринт на собственном автомобиле. Если быть аккуратным и выполнять всё согласно правилам, то вы можете украсить свою машину и собственными руками. Желаем вам удачи в преобразовании экстерьера вашего авто!

Комментарии (1)
Геннадий, 14.12.2021
Через какой период времени наносить лак на высохшую деталь после аквапечати.?И можно ли лакировать через день,два и более?
Добавить комментарий
ВКонтакте
На сайте
Комментарии (ВК)
Добавить комментарий ВКонтакте
ВКонтакте
На сайте