Казалось бы, какое имеет значение, как именно человек сидит в машине за рулем. Однако на практике это чрезвычайно важно во многих отношениях. Это отлично понимают опытные водители, выработавшие с годами правильную технику сидения в салоне, что однозначно помогает им в дороге. В свою очередь, есть и такие автомобилисты, которые в силу разных причин недооценивают этот фактор, а подчас даже откровенно игнорируют его, тем самым поневоле осложняя свою работу по управлению автомобилем.
К сожалению, широко наблюдается также элементарное незнание основных принципов, приемов техники сидения. Но восполнить пробел о правильной посадке за рулем очень важно. Это, несомненно, поможет множеству автомобилистов объективно взглянуть на себя стороны, оценить собственные привычки, а при необходимости и внести в них необходимые изменения.
Грамотная посадка имеет несколько важных аспектов. Прежде всего, разумеется, профессиональный аспект. Так, от правильной позы зависит работоспособность водителя, возможность быстро принимать адекватные решения в ситуациях, сложившихся во время движения. Неграмотная посадка, наоборот, будет способствовать его усталости, плохому обзору дороги и т. п., что чревато нежелательными осложнениями, вплоть до ДТП.
Иными словами, от позы напрямую зависит безопасность человека. Помимо всего, она даёт ему необходимый комфорт. Действует также сугубо медицинский фактор. Дело в том, что неправильное сидение за рулем, особенно если поездка дальняя, продолжительная во времени, негативно сказывается на самочувствии человека, может провоцировать повышение его давления, обострение прочих недугов, например, шейного остеохондроза. Нельзя отвергать и чисто психологический фактор. Так, неуверенная поза водителя, не позволяющая ему чётко вести машину, автоматически сказывается на настроении пассажиров.
Чтобы определить алгоритм того, как правильно сидеть за рулем, необходимо взять за основу, прежде всего, рекомендации медиков. Они советуют такую позу, при которой напряжение тела за рулем сведено к минимуму, и водитель чувствует себя максимально удобно. Исследования работы множества водителей, целевые научные эксперименты доказали, что за рулём следует всячески избегать прямых рук и ног. Это не просто неудобно, но ещё и не позволит, в случае аварийного удара, смягчить его, не допустить тяжёлых последствий.
Важность рассматриваемого вопроса о том, как должен сидеть водитель, подчёркивается неустанными конструкторскими решениями фирм, производящих современные автомобили. Они стараются, в частности, сделать конструкцию кресел такой, чтобы при правильной подгонке она максимально удовлетворяла водителя. Регулируют их в зависимости не только от роста и других особенностей сидящего за рулём человека, но и его привычек. При этом нередко нарушается главная заповедь. Так, после всех предусмотренных инженерами видоизменений кресло должно быть настолько удобным для сидения, чтобы в нем не чувствовали напряжения позвонок, мышцы спины, суставы и т. д. Это достигается лишь тогда, когда спина полностью упирается в спинку сидения.
Не должно быть никаких «нависаний» с опорой на руль или такого высокого положения сидения, когда ноги едва достают до педалей газа, тормоза и сцепления. Именно с таким «прицелом» сидение, чаще всего, и регулируют: водитель фиксирует т. н. «мёртвую точку» (до конца выжатую педаль сцепления) и ставит на неё левую ногу, а после подгоняют высоту и другие параметры сидения. Если кресло отрегулировано грамотно, спина будет касаться плоскости его спинки тремя точками: нижняя часть шеи, лопатки и поясница.
Максимально удобно подогнав сидение, приступают к подгонке руля. Есть твёрдое правило, которое желательно реализовать на практике. Оно гласит, что между ногами и ободом руля водитель должен без усилий просовывать свою ладонь. Считается, что именно такое расположение руля самое удобное, не перекрывая панель приборов. И уж ни в коем случае не следует его делать площадкой опоры, чтобы водитель как бы нависал над ним, опирался на него своей массой. На нём желательно располагать только массу рук.
Также надо стараться не держать руки в точках, где в руль вмонтирована подушка безопасности, если в данной модели автомобиля такое предусмотрено. Что касается расстояния от руля до водителя, то правильным будет такой вариант, когда запястьями можно без усилий дотянуться до верхушки рулевого колеса, а линия его ступицы нацелена не в живот, а в лицо.
Важно подгонять водительское сидение машины, чтобы было удобно ногам. Но также не менее важно, как водитель располагает свои ноги на педалях. Следует рассмотреть пример, для чего нужно расположить левую ногу на педаль сцепления, а правую – на тормозную педаль. Пятка каждой ноги должна находиться в нижней части педали. И ещё одно золотое правило вождения — при переносе ноги на другую педаль нельзя отрывать стопу, иначе говоря, надо постоянно сохранять устойчивость ноги, чтобы, если понадобится, можно было быстро совершить этой ногой нужный маневр. Игнорирование этого правила характерно для начинающих и малоопытных автомобилистов.
Есть и интересная форма практической проверки, правильно ли сидит водитель. Для этого он должен оторвать ступни ног от пола салона, а руки – от рулевого колеса. Если после этого тело не валится назад или вперед, то посадка грамотная, а если оно неустойчиво, регулировку надо продолжить до желаемого результата.
https://www.youtube.com/watch?v=sdESougATzU
Правильная посадка водителя за рулём немыслима без подголовника. К сожалению, многие автомобилисты недооценивают его роль в машине, и напрасно. Если он правильно отрегулирован, то это создаст водителю дополнительный комфорт, опору для головы и уверенность в себе. Подголовник выставляют таким образом, чтобы плечи, затылок и спина составили одну линию с углом в 110 градусов – это самая безопасная поза. Естественно, надо предусмотреть также нормальный люфт между головой, потолком.
Убеждать в важности его применения нет никакой необходимости. Но не все знают, что от него тоже требуется правильная регулировка. Ключевое требование к нему следующее: его надо устанавливать в районе грудной клетки, но не горла. Это исключит в аварийной ситуации его нежелательный напор на горло, что в случае ДТП, сильного удара подчас заканчивается плачевно. Не надо также делать его чересчур тугим. Между ремнем и грудью должна проходить водительская ладонь.
Правильность позы водителя во многом зависит от расположения его рук. Во многих автомобилях на рулевом колесе есть особенные отливы для рук, которые облегчают эту задачу. Но в любом случает надо придерживаться известного правила «без пятнадцати три»: представив себе колесо в виде циферблата часов, положить руки, образно говоря, в положение 9 часов и 3 часа. А вот постоянно держать руку на ручке КПП нет необходимости. Рука должна находиться на ободе руля и отвлекаться лишь при необходимости переключить рычаг.