Большинство автомобилистов, испытавших хотя бы раз проблемы с запуском мотора, пребывает в уверенности, что основной причиной неудачных попыток является плохой (севший) аккумулятор. Между тем сфера ответственности за эту операцию чрезвычайно широка, и немалое количество отказов происходит по причине неработоспособности стартера. Но и здесь количество неисправностей довольно высоко, не все из них можно назвать критичными, а многие можно исправить самостоятельно.
Рассмотрим основные причины, приводящие к полной или частичной неработоспособности стартера:
Рассмотрим характерные неполадки и проблемные моменты, при которых коленвал автомашины при включении зажигания практически не проворачивается или вращается едва-едва:
Изредка встречаются и другие причины, которые приводят к невозможности пуска двигателя вне зависимости от того, холодный он или разогретый. Так, может оказаться, что отказала возвратная пружина, расположенная во втягивающем реле. Возможна также расклейка магнитов статора – лечится разборкой и склеиванием их вручную.
Рассмотрим детальнее основные причине неработоспособности стартера.
Мы уже упоминали, что это самый банальный и распространённый случай. И чтобы понять, почему так происходит, давайте разберемся, как функционирует автомобильный стартер. Как только мы проворачиваем ключ в ЗЗ, посредством замыкания контактов питающее напряжение подаётся к контактной группе втягивающего реле, электромагнитная компонента тока приводит в движение якорь стартера. Он в свою очередь замыкает цепь между стартерным моторчиком и аккумулятором и одновременно сдвигает шестерню бендикса, устанавливая зацепление вала стартера с маховиком коленвала.
Когда батарея сильно разряжена, её заряда может быть достаточно для передвижения сердечника якоря, но о проворачивании коленвала речь уже не идёт. Если стартер щёлкает, но не крутит, это и означает, что шестерня бендикса состыковывается с коленвалом с характерным звуком, но на большее заряда аккумулятора не хватает. Но здесь имеется один нюанс: поскольку напряжение, выдаваемое АКБ, слишком мало, электромагнит не может удержать сердечник, и он возвращается в исходное положение (воздействие пружины оказывается сильнее электромагнитного). За короткий период времени заряд немного восстанавливается и снова приводит в движение сердечник – такой цикл может повторяться несколько раз.
Что делать, когда стартер при включении ЗЗ не крутит, а просто щёлкает? Первым делом убедитесь, что виновата именно батарея: при включенном зажигании попробуйте включить несколько потребителей одновременно и нажать на клаксон. При севшем АКБ сигнала вы не услышите или он будет далёк от нормального (хрипящий, затухающий, искажённый звук).
Если автомашина не заводится, стартер щёлкает, моторчик не крутит, и автовладелец уверен, что аккумулятор заряжен – очень вероятно, что проблемным элементом является реле стартера. Щёлканье как раз и является следствием срабатывания релюшки.
В подобных случаях завести мотор можно используя обычную отвёртку. Алгоритм операции несложен. Для авто с МКПП он следующий:
Если вы никогда такого не делали и сомневаетесь в своих силах, лучше отказаться от этой идеи. Допущенная ошибка может иметь серьёзные последствия (КЗ с возгоранием в моторном отсеке, самопроизвольное начало движения автомобиля и т. д.).
Для модификаций с коробкой-автоматом (роботом, вариатором) процедура будет слегка модифицированной:
Признаки, указывающие на неисправности во втягивающем реле стартерного узла:
Чтобы найти причину, почему втягивающее реле стартера щёлкает, привод мотора при этом не крутится, необходимо выполнить диагностику узла. Рассмотрим примерный алгоритм действий для ВАЗ-2110:
Другой распространённой причиной, почему стартер щёлкает, однако вал привода мотора не крутится (соответственно, не вращает коленвал), может оказаться износ щёток стартера. Абсолютно такие же симптомы характерны и для подгоревших контактов реле, но завести автомашину напрямую, замкнув контакты отвёрткой, как при неисправном реле, не получится.
Зато остаётся возможность завести машину с буксира, если она оснащена механической трансмиссией. В случае автоматической КПП останется уповать на услуги эвакуатора или помощь другого авто в качестве буксирующего.
В числе довольно редких причин возникновения нештатной ситуации, когда стартер издаёт щёлкающие звуки, но приводной вал не крутит, включено подклинивание якоря в узле статора. Обычно такая неисправность случается на возрастных машинах, и без демонтажа стартера диагностировать проблему не удастся – она имеет такие же симптомы, как и при износе щёток.
Впрочем, иногда проявляется и отличие: если повернуть ключ в ЗЗ в положение старт, вы услышите достаточно громкий щелчок, после которого все световые индикаторы на некоторое время гаснут с возможным появлением специфического запах – это признак заклинивания якоря. Но и его можно принять за другую принципиально иную неисправность – пропадание контакта массы.
Если раздаётся щелчок, но моторчик стартера при включении ЗЗ не крутится, причина может заключаться в обрыве электропроводки на участке, соединяющем АКБ со стартером. Но такие симптомы характерны для большинства вышеописанных неисправностей, так что для точного диагностирования потребуется тестер и контрольная лампочка. Это наглядно видно на этом рисунке:
При обрыве силового провода, соединяющего «плюс» аккумулятора с контактом «30» втягивающего реле, стартер будет бездействовать, хотя реле будет щёлкать, как и прежде. В отдельных случаях проблему удаётся диагностировать банальным внешним осмотром проводки, но чаще всего потребуется тестер, который мало кто из водителей возит с собой. Так что дорожный ремонт здесь маловероятен.