Автомобилисты справедливо поддержат утверждение о том, что при использовании качественной батареи и при её разумной эксплуатации, АКБ не создаёт никаких особых проблем в течение всего эксплуатационного срока. Некоторые аккумуляторы служат столько же, сколько и машина, то есть необходимость в их замене возникает не так часто.
Но иногда АКБ оказывается под влиянием повышенных нагрузок, эксплуатируется в экстремальных условиях. Одним из наиболее опасных явлений считается перезаряд.
Не все автолюбители знают, что это такое и в чём реальная угроза. Этот пробел в знаниях обязательно нужно заполнить, дополнительно разобравшись в том, как правильно действовать при возникновении такой ситуации.
Тут всё просто. Это заряд АКБ выше нормы. Но не совсем понятно, что считать нормой.
В случае с легковыми авто штатные показатели напряжения на клеммах батареи, которая полностью заряжена, составляет примерно 12,7 В. Как только двигатель запускается, показатели падают. Это связано с тем, что батарея отдаёт часть заряда для пуска.
В дальнейшем, когда двигатель уже работает, в дело вступает генератор. Он питает бортовую часть авто, подавая напряжение около 14,5 В. Ток идёт и на пластины электрода АКБ, и тем самым запускаются процессы восстановления. То есть батарея восполняет утраченный заряд.
Но если процесс заряда происходит в условиях повышенного напряжения, превосходящего отметку в 20 В, и это происходит достаточно долго, решётки электродов в аккумуляторе начинают сильно нагреваться. Вода внутри АКБ постепенно испаряется и кипит. Параллельно, из-за испарения воды, увеличивается концентрация серной кислоты. Её плотность повышается. Вода при кипении распадается на 2 составляющие. Это водород и кислород. Избыток газа не успевает выйти из АКБ. В этот момент перезаряд несёт в себе наибольшую угрозу, поскольку корпус АКБ может деформироваться и даже разорваться.
В основном такая проблема характерна для старых иномарок и подержанных отечественных автомобилей. Перезаряд на более современных и сравнительно новых авто маловероятен. Но и его исключать нельзя.
Не последнюю роль играет качество самой АКБ. Потому выбирать аккумулятор следует тщательно и согласно рекомендациям автопроизводителя.
Поскольку перезаряд несёт в себе потенциальную угрозу, следует узнать его характерные признаки и способы, позволяющие избежать подобных ситуаций.
Логично начать с вопроса о том, в чём состоит причина, из-за которой идёт активный перезаряд аккумулятора, и как можно определить неисправность. Ведь ещё недавно функционировал нормально и не создавал автовладельцу никаких проблем.
Поскольку зарядный ток на АКБ идёт от генератора, во многом именно последний зачастую провоцирует перезаряд.
Поставить точный диагноз о наличии перезаряда, когда на АКБ идёт больший ток, чем требуется, можно с помощью обычного мультиметра.
Определить факт перезаряда можно и по внешним симптомам. Это следы подтекающего электролита на корпусе батареи, окислившиеся клеммы. Также может помочь информация от штатного бортового компьютера.
Одним из характерных признаков перезаряда является чрезмерная яркость работы подсветки приборной панели и салона.
Заметив подобные признаки, стоит предпринять соответствующие меры по их устранению.
Автомобилисту стоит задуматься о возможных последствиях постоянного перезаряда аккумулятора, поскольку здесь речь идёт не только о тратах на замену АКБ, но и о риске столкнуться с неисправностями электросистемы машины.
Потому обязательно изучите список того, чем потенциально опасен частый или постоянный перезаряд автомобильного аккумулятора.
Да, на начальных этапах опасность не такая серьёзная. Но игнорирование симптомов перезаряда может спровоцировать опасные и порой катастрофические последствия.
Наиболее чувствительными в отношении перезаряда считаются AGM аккумуляторы.
Связано это с тем, что электроды здесь разделяются с помощью сепараторов из стекло-матового материала. При нагреве электролит испаряется, пластины высыхают. Активная смесь может осыпаться, и АКБ под замену.
Но и к гелевыми ситуация не лучше. При такой проблеме оседает гель, оголяется верх пластин, и они замыкаются. Только замена АКБ поможет в такой ситуации.
Теперь остаётся только разобраться с причинами перезаряда аккумулятора и их устранением. Делать это своими руками либо обращаться за помощью к специалистам, каждый решает для себя сам.
Некоторые автомобилисты, чтобы реанимировать старую батарею, пытаются специально повысить заряд путём преднамеренного увеличения плотности используемого электролита. Но это может губительно сказаться на АКБ.
Чтобы предотвратить заряд, изобретать велосипед не нужно. Сами автопроизводители делают всё возможное для защиты от подобных явлений.
Наглядным примером является функционал современных бортовых компьютеров. Они могут в режиме реального времени отображать рабочие параметры АКБ, а электроника будет следить за состоянием и регулировать корректность функционирования.
Поскольку некоторые автомобили долгое время стоят без дела, восполнять заряд за счёт генератора не всегда получается. Приходится снимать АКБ и использовать зарядное устройство. Рекомендуется обзавестись недорогим, но хорошим зарядным девайсом с автоматической регулировкой напряжения.
Напоследок стоит ответить ещё на один вопрос. Связан он с тем, можно ли выполнять зарядку автомобильного аккумулятора, если в нём наблюдается перезаряд.
Если перезаряд связан с генератором, то до его ремонта или замены позволяют генератору взаимодействовать с аккумулятором не стоит.
Если заряд у АКБ полный, то ставить его на зарядку можно исключительно при использовании исправного зарядного устройства с автоматической регулировкой напряжения.
При этом прибор должен отображать текущие параметры. Если же ЗУ будет неправильно регулировать напряжение в процессе восполнения АКБ, то в случае подключения к устройству заряженной АКБ начнётся активное вскипание электролита. Одновременно упадёт показатель ёмкости АКБ.
Если и проводить подобные манипуляции, то только тогда, когда АКБ разрядится хотя бы до 60-70%.
В каждом случае есть определённая причина, которая провоцирует такое изменение нормального состояния аккумулятора. Её нужно найти, устранить и только после этого продолжать эксплуатацию своего автомобиля.