Увеличение количества систем, способствующих повышению безопасности дорожного движения – тренд, которому не одно десятилетие. Тем не менее, передний обзор для водителя был и остаётся в числе главных приоритетов, способствующих безаварийной езде. Потому дворники смело можно называть одними из пионеров в сфере автомобильной безопасности. Но, как ни удивительно, каких-либо революционных изобретений способов очистки лобового стекла нет, и не предвидится. А у существующих стеклоочистителей самое слабое звено – резиновые щётки, которые можно причислить к расходным материалам – настолько часто они изнашиваются. Так что самостоятельно их заменить должен уметь каждый уважающий себя водитель.
Грязь и влага – основной враг лобовых стёкол. Наверняка мало бы кто удивился, если бы через год-два вдруг обнаружилось, что стекло запущенного в космос автомобиля Илона Маска покрылось толстым слоем пыли. На земле для этого понадобилось бы проехать всего несколько километров по грунтовой дороге в жаркий летний день. А когда идёт ливень, продолжать движение можно только при максимальной частоте работы дворников, то есть при нескольких взмахах в секунду.
Принцип работы любого стеклоочистителя одинаков – приводной механизм с определённой дискретной скоростью поворачивает на конкретный угол один или два дворника, которые прижимаются резиновой щёткой к стеклу, обеспечивая его очистку. Чтобы стереть пыль или растворить наледь, предусмотрено принудительное смачивание стёкол специальной жидкостью.
Конструкционно стеклоочистители подразделяют на две превалирующие категории: каркасные и бескаркасные.
Их отличительная черта – наличие металлического каркаса, к которому и крепятся резиновые щётки. Но поскольку лобовое стекло достаточно выпуклое, при движении дворников практически невозможно обеспечить их движение только по вертикали – на начальном и конченом этапах движения щёткодержателя
Всегда присутствует ощутимая радиальная составляющая. И чтобы обеспечить надёжный прижим к поверхности стекла, каркас оснащают системой коромысел, способных незначительно изгибаться в местах крепления шарниров. Это и обеспечивает хороший прижим щёток на всех траекториях движения дворников. Но – одновременно усиливает их износ. Если учесть, что отечественные и китайские производители этих автоаксессуаров используют однослойную резину в сочетании с каркасом из тонкого металла, максимально удешевляя свои продукты, о длительном ресурсе таких изделий говорить не приходится. Да и вероятность поцарапать стекло тоже заметно повышается.
Стеклоочистители более высокого ценового сегмента изготавливаются из качественных материалов. В частности, щётки производят из износостойкой многопрофильной резины, каркас – из прочного и толстого металла, вместо винтовых соединений используется клепанное, а шарниры для уменьшения шатаний конструкции делают пластиковыми. Дорогие дворники могут оснащаться специальными спойлерами, которые улучшают их аэродинамику.
Зимняя разновидность каркасных стеклоочистителей характеризуется наличием корпуса из морозостойкой резины, предохраняющего металлический каркас от влаги. Что способствует увеличению срока эксплуатации устройства.
Как мы уже отмечали, быстрее всего приходят в негодность резиновые щётки, которые под действием силы трения быстро истираются, причём, как правило – неравномерно, что приводит к существенному ухудшению качества очистки стекла. Но, если используются бюджетные каркасные очистители лобового стекла, у них со временем ослабевают крепления секций, обычно в местах крепления шарниров, что приводит к неравномерности их прижатия с тем же неудовлетворительным результатом.
Это более дорогие устройства, у которых вместо секций и системы коромысел имеется цельная пружинистая стальная пластина, которая дополняется механизмом, обеспечивающим прижатие и самих щёток, что позволяет им более плотно прилегать к стеклу. Такие дворники отличаются и улучшенной аэродинамикой, что положительным образом сказывается на обзорности, особенно при работе с большой частотой.
Поскольку при изготовлении бескаркасных дворников используется достаточно качественные сорта морозостойкой резины, на которую к тому же наносятся улучшающие характеристики изделия напыления, то такие стеклоочистители не нуждаются в защите от отрицательных температур.
Но за всесезонность приходится расплачиваться высокой стоимостью таких автоаксессуаров (по сравнению с классическими каркасными аналогами). Зато ресурс щёток увеличивается до года вместо 3-4 месяцев у классических дворников.
Для облегчения диагностики состояния щёток они оснащаются индикатором износа: изменения цвета резины будет свидетельствовать о её критическом износе и необходимости замены.
Отметим также, что такие изделия являются менее универсальными, поэтому при покупке бескаркасных дворников нужно обязательно проверять, подходят ли они к конкретной модели автомобиля (мы уже говорили, что геометрия поверхности может существенно различаться, у старых авто стёкла более-менее плоские, у современных – сложно изогнутые).
И всё же большинство стеклоочистителей оснащается обычными резиновыми щётками, без индикаторов износа. Неопытные водители далеко не всегда знают, чем грозит езда с дворниками, резина которых сильно и неравномерно истёрта. Результат может быть плачевным – если щётки оголены настолько, что в некоторых местах выпирает металл, это неминуемо приведёт к появлению глубоких царапин на стекле и к существенному ухудшению обзора. А это уже чревато возрастанием вероятности возникновения аварийных ситуаций.
Насколько часто приходится менять щётки дворников? Как ни странно, это во многом зависит от того, в каком регионе страны вы проживаете.
В высоких широтах влажность высокая большую часть года, что предполагает более частое использование дворников и, соответственно, ускоренный износ резины. К тому же в таких условиях влага и свет вносят и свою немалую лепту в разрушение щёток, поэтому в северной части России периодичность замены стеклоочистителей – минимум раз в год.
Напротив, на юге влажность гораздо ниже, особенно в летний период, но из-за воздействия ультрафиолета резина также страдает, растрескиваясь и разрушаясь. Так что и здесь ресурс щёток невелик – год-полтора.
Если верить статистическим данным, основанным на проведённых в разных странах исследованиях, то средний срок службы пары щёток составляет 12-15 месяцев, что хорошо согласуется и с отечественной практикой.
Но чтобы понять, что срок эксплуатации дворников подходит к концу, необходимо знать симптомы, свидетельствующие о проблемах со стеклоочистителем.
Перечислим их:
Как вы уже заметили, многие неисправности дворников требуют замены либо щёток, либо всего стеклоочистителя. Дело в том, что обычно износу подвержены резиновые щётки. Прижимное лезвие и рычаг выходят из строя редко, в основном в результате механических воздействий, поэтому вначале стоит попробовать заменить только щётки, и только если результат окажется неудовлетворительным – заменить весь комплект.
Щетки, кстати, могут иметь разные размеры, поэтому крайнее желательно перед походом в магазин снять старые и измерить их длину – на некоторых моделях автомобилей даже левые и правые резинки могут иметь разную длину. Этот факт нужно обязательно учитывать.
Проблема с некачественной работой стеклоочистителя только на первый взгляд кажется не очень серьёзной. Представьте себе ситуацию: вы едете на автотрассе со скоростью, превышающей 100 км/час, и вдруг начинается ливень. Вы немедленно включаете дворники, но они не очищают стекло полностью. Насколько велик риск, что вы потеряете ориентацию и выедете на встречную полосу, или окажетесь в кювете? Отнюдь не нулевой, в особенности, если это тёмное время суток. А о последствиях и говорить не приходится.
Так что решать проблему нужно по мере её возникновения. Но дело в том, что найти качественные резиновые щётки на рынке не так уж просто. И даже если вы предпочитаете покупать брендированные изделия, это не гарантирует, что вы не приобретёте подделку. К тому же стоимость резинок от известных производителей может оказаться дороже цены комплекта среднего качества.
Что касается самой замены, то в случае каркасных дворников проблем обычно не возникает ввиду простоты их конструкции, а вот с бескаркасными дело обстоит иначе – здесь придётся приложить немало усилий.
Процедура замены бескаркасных дворников несложна и практически одинакова для всех автомобилей, оснащённых этим типом стеклоочистителей.
Опишем её алгоритм:
Если для замены классических каркасных стеклоочистителей можно обойтись вообще без какого-либо инструмента, то с бескаркасными изделиями дело обстоит несколько иначе. Хотя конструктивно такой дворник также состоит из трёх элементов (рычага, прижимной пластины и резиновой ленты), он устроен намного сложнее. Но это не значит, что для замены каркасных дворников нужно обязательно ехать на СТО – при должном старании монтажно-демонтажные работы можно выполнить и самостоятельно, что позволит вам сэкономить ощутимую сумму денег.
Лучше всего осуществлять замену в оборудованном гараже. Из инструментов потребуется лишь несколько отвёрток и ёмкость с водой для промывки деталей стеклоочистителя. Понятно, что при минусовых температурах производить такой ремонт следует в отапливаемом помещении.
Перед заменой резинки на бескаркасных дворниках необходимо помыть лобовое стекло и тщательно прочистить крепления дворников, на которых может скопиться немало грязи. Для этого и пригодится тёплая вода, желательно – с добавлением любого моющего средства. Подойдёт даже жидкое мыло. Иногда таким способом прочистить крепления дворников не удаётся, в этом случае можно попробовать использовать баллончики, заполненные сжатым воздухом (их применяют для продувки ноутбуков и настольных ПК).
Теперь можно приступать к демонтажу изношенных щёток. Делается это в следующем порядке:
Осталось проверить, правильно ли мы всё сделали, для чего просто включаем дворники.
Многие водители даже не догадываются, что описанный алгоритм применим далеко не всегда. Если проблема кроется только в изношенных резниках, вовсе не обязательно менять всю щётку. На бескаркасных дворниках вполне можно поменять только резиновую полоску, что позволит вам немножко сэкономить. Делается это так:
То есть резинка бескаркасных дворников является расходником, который можно менять неограниченное количество раз.
Если вы попытались произвести демонтаж старых щёток, но у вас ничего не получилось – лучше оставить эту затею, поскольку вы можете просто сломать механизм, что выльется вам в кругленькую сумму. В этом случае лучше попросить сделать эту работу профессионалу. Разумеется, под вашим наблюдением – получив нужный опыт, вы сможете в будущем выполнять эту процедуру самостоятельно.
Лобовое стекло в современных автомобилях делают таким образом, чтобы максимально снизить его аэродинамическое сопротивление. В идеале оно должно располагаться горизонтально поверхности земли, но в этом случае водитель не сможет увидеть дороги перед собой. Так что угол наклона стекла всё же далёк от нуля. А значит, оно будет принимать на себя поток встречного воздуха, который только на первый взгляд кажется прозрачным. Присутствующая в нём пыль и другие твёрдые частицы – главный враг щёток стеклоочистителей. Именно они при контакте резинок со стеклом воздействуют на щётки, приводя к их износу. Полностью искоренить этот фактор невозможно, однако продлить срок эксплуатации дворников – задача вполне посильная.
Приведём несколько несложных в исполнении рекомендаций, позволяющих существенно увеличить интервал между заменами щёток дворников:
Следуя этим рекомендациям, вы сможете продлить срок эксплуатации дворников вдвое, до 20-24 месяцев. Правда, на этот показатель сильно влияют и климатические условия, характерные для данной местности, но в любом случае при тщательном уходе за щётками и стеклом результат вас удивит.