Современный силовой агрегат легкового автомобиля смело можно назвать чудом технической мысли – в его состав входят тысячи различных деталей и узлов. Такая сложность призвана улучшить характеристики двигателя, включая его надёжность. Но на деле выходит немного иначе, и принцип «чем сложнее система, тем больше вероятность ей неправильной работы или поломки» здесь вполне уместен.
Среди множества симптомов, свидетельствующих о наличии определённых проблем, особо следует выделить «стрельбу», отдающую в глушитель. Самое удивительное заключается в том, что значительный процент автомобилистов знает о такой «канонаде», неоднократно стыкалась с этим явлением, но практически ничего не знает об этом. Мы намерены прояснить ситуацию и рассказать, почему мотор стреляет в глушитель, кто в этом виновен и является ли эта проблема критичной.
Однозначно ответить на вопрос, в чём заключается причина, в результате которой двигатель стреляет в глушитель, не возьмётся самый грамотный и опытный специалист. Более того, невозможно заранее ответить на вопрос, является ли такой поведение силового агрегата недопустимым, или такие хлопки можно проигнорировать.
Поэтому для начала позволим себе небольшое теоретическое отступление, которое позволит прояснить механизм возникновения подобных звуков (для большинства случаев).
Как правило, громкий хлопок возникает из-за того, что горючая смесь, поступившая в цилиндр, не успела воспламениться и полностью сгореть на протяжении одного рабочего цикла, поэтому этот процесс финиширует уже в выпускном тракте, и в данном случае система подавления звуков оказывается практически бессильной. Но это – следствие, а не причина. То есть мы достоверно знаем, что имеет место нарушение процесса сгорания горючего, но следует её выяснить, посему это происходит, причём очень редко, и практически не встречаются случаи постоянной «канонады».
Отметим, что выстрелы могут происходить на любом автомобиле: бензиновом, дизельном или работающем на газу, карбюраторном или с системой инжекторного впрыска.
Разумеется, понимание принципа функционирования мотора и механизма образования хлопков могут склонить вас к тому, что виновником этого является нарушение фаз газораспределения. В определённых случаях такое утверждение действительно справедливо, но отнюдь не всегда. Иногда причина настольно неочевидна, что догадаться об этом самостоятельно практически нереально. Так что – начинаем рассмотрение именно с таких случаев.
Да, этот элемент, отвечающий за очистку воздуха, поступающего в камеру сгорания, вполне может оказаться виновником хлопков, раздающихся в глушителе на холостых оборотах работы мотора.
Дело в том, что напрямую воздушный фильтр действительно не участвует в формировании правильной пропорции горючей смеси, но косвенно – очень даже влияет. Как вы поняли. Если воздухофильтр забит, он просто не в состоянии обеспечить доставку необходимого количества воздуха, что в результате приводит к кислородному дефициту. В этом случае говорят об обогащённой смеси (поскольку топлива получается больше, чем воздуха).
А раз так, то успевает сгореть только то количество бензина, для которого достаточно имеющегося кислорода (без него процесс горения невозможен в принципе). По этой причине определённая часть горючего, присутствующая в смеси, стекает в выходной тракт. А поскольку там, особенно на начальных участках, температурный режим экстремально высокий, бензин возгорается уже в глушителе, в результате чего и появляется пресловутый выстрел.
Диагностика такой неисправности заключается в проверке состояния воздухофильтра, и если он сильно загрязнён, его следует заменить, не дожидаясь регламентных сроков. Таким образом, эту причину можно назвать неочевидной, но самой простой в плане устранения.
Для карбюраторных авто, особенно возрастных, это очень часто встречающаяся причина образования хлопков в глушителе, особенно при сбросе газа.
Многие молодые водители вообще никогда не сталкивались с карбюраторными автомобилями – они уже давно не выпускаются, но в России парк этих машин всё ещё огромен. Так вот, для несведущих объясняем, что карбюратор – это механизм, основной задачей которого и является приготовление ТВС, причём без участия электроники. Так что здесь многое зависит от состояния его отдельных компонент и правильной настройки, которая осуществляется вручную. Если при этом допущена неточность, которая приводит к образованию обогащённой смеси, то и получается та же ситуация, которая характерна для забитого воздухофильтра – бензин сгорает не полностью и попадает в глушитель, где благополучно и возгорается с характерным выстрелом.
При таких проявлениях нужно приступать к регулировке карбюратора. В принципе это дело несложное – для начала необходимо в поплавковой камере проверить уровень бензина. Существует немалое количество конструкций карбюраторов, даже для одинаковых моделей разных поколений, поэтому и нормативный уровень у них неодинаков. Но выставлять поплавок можно, и не зная конкретных особенностей – он обязан находиться заподлицо с верхней каёмкой камеры. Если поплавок находится не на этом уровне – следует отрегулировать механизм соответствующим образом (здесь тоже могут возникнуть нюансы касательно способа регулировки). Нарушение целостности поплавка также может являться причиной его неадекватного поведения из-за попадания внутрь горючего и изменения (ухудшения) плавучести.
Причиной того, что из глушителя время от времени раздаются хлопки при нажатии газ, могут являться загрязнённые или неверно отрегулированные жиклёры. Если в таком состоянии находится воздушный жиклёр, он не в состоянии обеспечить подачу в камеру сгорания необходимого объема воздуха. Смесь в итоге становится обогащенной с соответствующими последствиями.
Решается проблема тоже просто: если жиклёр загрязнён – его чистят (моют растворителем, продувают под давлением). Если он неправильно отрегулирован – берём отвертку с плоским наконечником и крутим жиклёр в нужную сторону (на глазок, с последующей проверкой результатов).
Приводим таблицу, указывающую на нормальные и недопустимые соотношения ТВС:
Количество частей воздуха на часть горючего | Описание смеси | Комментарий |
До 7 | Предельно обогащенная | Ощутимые проблемы с зажиганием |
7-12 | Переобогащённая | Длительное горение |
12-13 | Богатая | Двигатель выдаёт максимум мощности |
13-14.7 | Слабо обогащённая | Норма |
14.7 | Идеальная пропорция | |
14.7-16 | Слабо обеднённая | Быстрое сгорание |
16-18 | Бедная | Максимально экономичное горение |
18-20 | Переобеднённая | |
Свыше 20 | Предельно бедная | Наличие проблем с возгоранием |
Простыми инструментальными методами оценить количественный состав ТВС, приготавливаемой карбюратором, практически нереально, так что обладатели старых автомобилей вынуждены производить регулировку карбюратора достаточно часто.
Ещё одной распространённой причиной, почему силовой агрегат стреляет в выхлопную трубу, является неверно выставленное зажигание. Если искра подаётся с запозданием, выстрелы в глушителе будут чаще раздаваться при работе мотора на ХХ, а также при резком надавливании на педаль акселератора. С точки зрения механики процессов, происходящих в камере сгорания, такой эффект объясняется следующим образом: искра возникает в момент полного открытия впускного (подающего) клапана, поэтому, даже если пропорция смеси идеальная, успевает воспламениться только её часть, остальная проникает в коллектор (и бензин, и воздух), так что взрыв будет неизбежным и громким.
Если же зажигание выставлено в сторону опережения, то часть ТВС попадёт в обратный тракт, из-за чего хлопок будет слышен из района воздушного фильтра.
Следствием запоздалой подачи искры является не только выстрелы – при длительной работе мотора на позднем зажигании высок риск прогорания впускных клапанов, что чревато проведением капремонта. Так что появление хлопков из-за неправильного срабатывания механизма зажигания смеси требует немедленного вмешательства. Способов правильной регулировки зажигания существует множество, но самым точным из них можно назвать метод с применением стробоскопа. В силу ограниченности объёма статьи пропустим описание этого процесса – его легко можно найти в сети для вазовской классики.
Смесь может сгорать не полностью и при правильной подаче искры и нормальной пропорции воздуха к горючему, если сама искра недостаточно мощная.
Такая проблема характерна для следующих случаев:
Под этим термином понимают линейное расстояние, соответствующее увеличению размеров определенных узлов силового агрегата в результате их нагрева. Чаще всего тепловой зазор упоминается в контексте кулачков распредвала и клапанных толкателей. Если этот зазор выставлен с нарушениями – получим ещё одну причину выстрелов, раздающихся из глушителя.
Косвенным симптомом, который может свидетельствовать о несоответствии теплового зазора в двигателе в сторону его увеличения, является повышенная шумность при его работе, которая сопровождается ощутимым падением мощности. Напротив, при уменьшённых размерах теплового зазора основным признаком неисправности как раз и являются хлопки из выхлопной трубы, часто возникающие на холостом ходу. Причина здесь следующая: клапан не в состоянии закрывать просвет полностью, и в эту щель и проникает горючее, попадая в коллектор и далее в выпускной тракт.
Процедура изменения теплового зазора известна как регулировка клапанов. Осуществить её можно и самостоятельно, это несложно, главное условие – мотор должен быть полностью остывшим.
Обычно при появлении перебоев в работе силового агрегата многие водители, независимо от стажа, приступают к диагностике неисправностей, испытывая мотор при работе на всех возможных режимах, и эту тактику можно назвать правильной.
Если взрывы бензина в глушителе возникают на разных режимах работы мотора, это свидетельствует о том, что, скорее всего, имеется не соответствующий нормам тепловой зазор на клапанах ГБЦ.
О необходимости готовить инструмент (набор ключей и щупов) для регулировки клапанов будет указывать и возникновение выстрелов из глушителя в результате работы мотора в экстремальном тепловом режиме (проще говоря, при перегреве). Вызвано это тем, что толкатели распредвала обязаны иметь достаточный ТЗ там. Где происходит их контакт с клапанным стержнем. Чем сильнее нагревается силовой агрегат, тем на большее расстояние увеличиваются его детали, что и приводит к уменьшению этого зазора.
А если клапанная тарелка отрегулирована в соответствии с нормами, то она примыкает к гнезду максимально плотно. Клапан в случае отсутствия зазора не сможет закрыть просвет целиком, позволяя смеси под воздействием давления проникать в выпускной тракт и возгораться под действием высоких температур уже там.
Так что уметь регулировать клапана – это обязанность каждого владельца машины с карбюраторным двигателем, благо процедура эта, хотя и ответственна, но может быть выполнена самостоятельно.
Если газораспределительный механизм работает не так, как положено, последствия этого буду проявляться симптомами, практически неотличимыми от проблем с работой системы зажигания. Так, из-за таких неисправностей выпускной клапан начинает открываться до того, как ТВС сгорает целиком, позволяя части смеси попадать в коллектор, что и становится причиной взрывоподобного их возгорания в глушителе, сопровождающегося мгновенным распространением звуковой волны.
Перечислим причины, приводящие к нарушениям в работе ГРМ:
Как правило, при возникновении вышеописанных неисправностей ГРМ двигатель стреляет в глушитель, находясь в полностью прогретом состоянии. Если на холодном силовом агрегате выстрелы отсутствуют – можно с высокой степенью уверенности говорить о том, что причина может заключаться именно в ГРМ. Однако для уточнения диагноза лучше всё же произвести более тщательную диагностику.
Хотя по частоте встречаемости этой проблемы карбюраторные транспортные средства находятся вне конкуренции, выстрелы в глушителе – не редкость и в отношении их инжекторных собратьев. Но поскольку механизмы формирования смеси здесь совершенно иные, то и причины, приводящие к выстрелам глушителем, будут тоже отличаться.
Здесь приготовлением компонентов ТВС, да и в целом работой силового агрегата управляет бортовой компьютер, которому помогают многочисленные датчики. Так что в принципе именно они часто являются источниками проблем с горением топливовоздушной смеси. Неисправность или сбои в работе любого датчика приведут к тому, что ЭБУ будет получать частично искажённую информацию и принимать на её основе неправильные решения.
В качестве показательного примера можно привести работу датчика забора воздуха. Если ДЗВ работает неправильно, пропорции ТВС будут далёкими от идеальных, и это отразится как на ухудшении работы двигателя, так и проявится характерными хлопками.
Неверные показания, передаваемые в бортовой компьютер сбоящим датчиком положения коленвала, заставят ЭБУ воспринимать смещение КВ на один зуб или более как норму, что тоже отразится на работе мотора.
К негативным последствиям может привести неправильная работа датчика Холла, ДПДЗ и ряда других датчиков.
Способов проверки их исправности немного. Один из наиболее доступных – установка заведомо работоспособного устройства, но это если найдётся другой водитель, готовый предоставить свой датчик для ваших экспериментов. Покупать же новый «про запас» – удовольствие, доступное не для всех.
Поэтому более правильно будет провести компьютерную диагностику с использованием автосканера и специальной программы, позволяющей интерпретировать коды выдаваемые ошибки. Определить таким способом проблемный датчик можно буквально за считанные минуты.
При выстрелах, раздающихся из глушителя инжекторного авто, имеет смысл заодно произвести КД и инжектора, поскольку он также является одним из основных источников возникновения проблем с подачей и воспламенением смеси.
Регулировка зазоров клапанов на авто с инжекторной системой впрыска производится точно так же, как на старых автомобилях с карбюратором. Могут возникнуть проблемы и с распределением фаз.
В любом случае наиболее точно определить, почему стреляет инжекторный двигатель, помогает использование автосканера – незаменимого инструмента, который в значительной степени исключает влияние человеческого фактора, с которым хорошо знакомы все владельцы карбюраторных машин.
Мы с вами рассмотрели наиболее характерные неисправности, приводящие к такому явлению, как громкие хлопки, раздающиеся либо из моторного отсека (редко), либо их выхлопной трубы.
Но существуют и относительно нечасто встречающиеся причины, которые также заслуживают того, чтобы вы о них знали. Перечислим их:
Мы не упомянули о том, громкие звуки из глушителя могут быть на связанными с возгоранием топлива в выхлопном тракте. Они могут возникать из-за наличия конденсата, оседающего в трубе ранним утром или при повышенной влажности воздуха. Горячие газы, взаимодействуя с холодной росой, также могут привести к хлопку. Не такому интенсивному, но тоже вполне звучному. Если автомобиль оснащён катализатором, то это вполне обыденное явление, единственный вред от которого – преждевременная коррозия глушителя.
Как видим, причин хлопков мотора – изрядное количество, так что если у вас такие случаи участились – предстоит немалый объём работ по выяснению причины явления. И начинать следует с проверки системы выпуска на предмет её герметичности. Если здесь всё в порядке можно приступать к диагностике узлов двигателя, карбюратора и других узлов, причастных к попаданию горючего в выхлопную трубу.
Поскольку в последнее время всё большее количество водителей в целях экономии переводит свои автомобили на сжиженный газ, нельзя не упомянуть о причинах выстрелов и на таких двигателях. Как показывает статистика, чаще всего эта проблема характерна для ГБО третьего поколения, установленного на инжекторный мотор.
При этом место дислокации громких звуков распределено примерно одинаково между впускным и выпускным трактами.
Для ГБО основных причин немного:
Следить за состоянием ГБО следует более пристально, поскольку многие неисправности грозят самовозгоранием двигателя.