Многие автомобилисты по долгу службы или по иным причинам вынуждены ежегодно проезжать огромное количество километров. Кто-то наматывает пробег в пределах одного города, другие регулярно совершают дальние поездки.
За всеми этими пройденными километрами кроется большое количество денег, потраченных на автозаправках. Бензин нынче достаточно дорогое удовольствие. Чтобы снизить затраты, многие решаются на установку газобаллонного оборудования 5 поколения.
Причины появления
Для начала нужно понять, что повлекло за собой появление нынешнего 5 поколения ГБО для автомобилей.
Весь смысл модернизаций каждого следующего поколения ГБО основан на том, чтобы упростить переход с одного вида топлива на другой и повысить при этом эффективность работы системы.
Предыдущее газовое оборудование 4 поколения, после которого и появилась 5 версия и активно стала устанавливаться на автомобиль, уже включало в себя электронный блок управления и форсунки электромагнитного типа. Это позволило гарантировать стабильную работу системы в различных условиях. В сравнении с 3 генерацией это был серьёзный шаг вперёд.
Основная причина появления ГБО 5 связана с модернизацией двигателей, систем безопасности и иных узлов новых выпускаемых автомобилей.
В итоге 4 поколение просто не смогло удовлетворять потребности автовладельцев в полной мере. Новые ДВС, где электроника управляет подачей топлива, оказались несовместимыми с ГБО 4. При переходе на газ ЭБУ запускал самодиагностику и выдавал ошибку. Из-за этого:
обороты становились нестабильными;
машина могла в любой момент заглохнуть;
набор скорости был медленным;
увеличивался расход горючего.
В основном специалисты связывают это с условиями, в которых работали форсунки. Им было недостаточно времени для впрыска обеднённой топливовоздушной смеси. Фактически длительно горящие смеси газа не подходили новым моторам для стабильной и качественной работы.
Проблема была решена путём внедрения системы прямого впрыска жидкого газа, которая получила маркировку LPI. За разработку этого нововведения стоит отдельно похвалить экспертов из Нидерландов.
Вместо дозаторов и смесителей применяется газовый инжектор, имеющий свой распределительный блок. А топливо расходуется с помощью специального насоса.
ГБО 5 поколения отличается тем, что для работы использует газ в жидком агрегатном состоянии.
В конструкции отказались от использования редуктора-испарителя, поскольку потребности в преобразовании жидкого газа в газообразный уже нет. Удерживается давление с помощью редуктора.
Всё это позволило применять ГБО 5 на инжекторных двигателях, которые соответствуют экологическим стандартам Евро 3 и Евро 4, а также комплектуются диагностическими узлами типа EOBD, OBD II и OBD III.
Чем отличается от предшественника
Вполне логично изучить отличия ГБО 5 поколения от 4 генерации газобаллонного оборудования.
Как вы уже понимаете, учитывая конструктивные изменения, принцип работы у нового ГБО 5 поколения несколько иной. Различия оказались действительно существенными.
Можно привести несколько основных аргументов, позволяющих доказать, что разница между ГБО 4 и ГБО 5 поколения действительно больше, нежели при сравнении тех же систем 4 и 3 поколения.
Блок управления. Начнём чуть ли не с главного отличия между ГБО 5-го и 4 поколения. У предшественника использовалась система импульсного впрыска, которая работала за счёт отдельного блока управления. Теперь же газобаллонное оборудование просто соединяется со штатной системой. Для обмена информации используется кабель высоковольтного типа.
Рампа с форсунками. Их режим работы остаётся неизменным вне зависимости от того, какое топливо используется, газ или бензин. Это позволяет водителю не чувствовать разницу в работе ДВС.
Новая схема работы ГБО уже 5 по счёту поколения предусматривает возможность соединения с системой OBD, чего у предшественника не было предусмотрено.
Мотор не заливает свечи, на них не образуется нагар. Это способствует увеличению срока службы элементов.
Двигатель переходит на щадящий режим работы. Это положительно сказывается на ресурсе ДВС.
Расчёт корректировки подачи горючего. У нового поколения это происходит по массе. Из-за этого стабильность работы не зависит от того, какая температура окружающей среды и какие характеристики у используемой смеси газа.
Циркуляция газа по магистралям происходит постоянно. Входит через одну магистраль, выходит через другую. Есть разница и в трубопроводах. Новые стали надёжнее и прочнее.
Уход. Он стал менее необходимым. В новой системе не происходит образование конденсата, а потому чистить редуктор и инжектор с целью профилактики не требуется. Единственным требованием в плане обслуживания является замена газового фильтра одновременно с заменой моторного масла.
Не требуется периодически чистить газовые магистрали. Загрязнения в 4 поколении были связаны с реакцией между газом и трубкой из меди. Новые магистрали пластиковые, и никакие реакции при этом не возникают. Масляные фракции сгорают ещё при работе мотора. Любые загрязнения задерживаются фильтрами на магистралях и в насосе.
Можно запрограммировать автоматический переход с газа на бензин, и с бензина на газ при определённых условиях.
У предшественника газовые форсунки достаточно быстро закоксовывались, что было связано с установкой оборудования во впускной коллектор. У нового узла многоточечная система и последовательный впрыск, при котором газ впрыскивается одновременно с небольшим объёмом бензина. Из-за этого такого эффекта как закоксовка не наблюдается.
Всё это указывает на то, что разница между двумя поколениями действительно существенная. Их работа, схема и принцип работы отличаются. При этом у ГБО актуального 5 поколения имеются не только объективные преимущества, но и некоторые недостатки.
Преимущества и недостатки
Чтобы объективно взглянуть на ГБО 5 поколения и дать оценку системе, стоит рассмотреть не только её преимущества, но и имеющиеся недостатки.
Начнём с положительных качеств.
Наличие газового насоса даёт важное преимущество. Он входит в комплект оборудования и используется для перегонки жидкого газа по магистралям к топливной рампе. Это позволяет постоянно поддерживать нужные параметры давления в системе.
Во многом за счёт топливного насоса и стабильного давления, переоборудованные под газ моторы без проблем запускаются при заморозках. Это важные преимущества, характерные для ГБО актуального 5 поколения, способные закрыть глаза на слабые стороны и недостатки системы.
В редукторе системы отсутствует мембрана, что увеличивает срок службы элемента и лучше экономит топливо. Редуктор не требует прогрева, то есть можно сразу запускать двигатель, не опасаясь последствий.
Новое газобаллонное оборудование хорошо себя чувствует в экстремальных условиях, снижает вероятность перегрева двигателя.
На мощность переход с бензина на жидкий газ никак не влияет. При определённых обстоятельствах её даже можно немного увеличить.
При качественной комплектации и правильной сборке в салоне отсутствуют неприятные запахи газа.
Расход жидкого газа будет аналогичен расходу бензина по количеству горючего. Но газ дешевле, что влечёт за собой существенную экономию.
Газ практически полностью сгорает, объём вредных выбросов минимальный.
Но поскольку здесь рассматриваются плюсы и минусы, помимо преимуществ, стоит взглянуть на недостатки, характерные для ГБО актуального 5 поколения. К минусам можно отнести несколько пунктов.
Повышенная требовательность к качеству горючего. Этот пункт считают главным недостатком и причиной не столь активного распространения ГБО 5 в России, как в других странах. Низкокачественный газ характеризуется большим количеством примесей, которые при фильтрации не удаляются.
Газовый насос. За его преимуществами и возможностями скрываются недостатки. Причина опять же в качестве газа. Из-за него насос может быстро выйти из строя. А это основная часть стоимости всего комплекта ГБО.
Стоимость. ГБО 5 стоит примерно в 3 раза больше, чем предшественник. Чем больше цилиндров, тем больше форсунок потребуется. От этого увеличивается ценник.
Дефицит специалистов. Проблема постепенно решается, но пока в России не так много мастеров, обладающих нужным уровнем знаний и квалификацией.
Самостоятельная установка и настройка — задача сложная и не рекомендуемая.
Насколько преимущества и недостатки важны конкретно для вас, решать следует в индивидуальном порядке.
Установка и настройка
Самостоятельно ставить на автомобиль такое газовое оборудование, то есть ГБО 5 поколения, не рекомендуется. Хотя сам процесс подключения к штатной системе является проще, нежели в случае с предшественником.
Чтобы разобраться во всех тонкостях монтажа, мастера отправляются в другие страны для стажировки и обучения.
При использовании ГБО 5 порядок регистрации остаётся неизменным и ничем не отличается от установки других видов оборудования.
Главным этапом монтажа считается установка газового насоса в баллон, а также настройка топливной карты. Для этого регулируется время впрыска, пропорции топлива и рабочие показатели всех узлов. После настройки анализируются показатели работы ДВС в различных режимах.
Регулировка может выполняться несколькими способами:
с помощью автокалибровки;
методом грубой регулировки, ориентируясь по времени впрыска смеси;
метод разряжения внутри коллектора;
с помощью диагностического оборудования.
Последний вариант является наиболее эффективным в плане достижения точности настройки. Выполнить её самостоятельно невозможно.
Учитывая затраты на покупку ГБО 5 и его установку, которая осуществляется только в специализированных мастерских, следует заранее подумать над тем, сумеют ли затраты на газобаллонное оборудование себя оправдать.