Почему может троить двигатель: поиск возможных причин

Рубрика:
383
0 комментариев

Троение двигателя – термин, используемый для обозначения таких неполадок в его работе, при которых один или одновременно несколько цилиндров начинают работать со сбоями, или вообще перестают функционировать. Наиболее вероятные причины такого явления – нарушение процесса сгорания ТВС в проблемных цилиндрах. А проявляется троение характерным звуком при работе мотора, что сопровождается его усиленными вибрациями, передающимися и на кузов, и нестабильной работой практически на всех режимах, от холостого хода до работы под нагрузкой.

Двигатель автомобиля

При этом наблюдается ощутимая потеря мощности, иногда – громкие хлопки, раздающиеся из системы выхлопа. Силовой агрегат может троить периодически и постоянно, только в режиме ХХ или на горячую.

С подобным явлением сталкиваются все водители, эксплуатирующие свой автомобиль длительное время. В какой-то мере его можно назвать объективным следствием износа силового агрегата, но при этом требуется точное диагностирование ЦПГ, о котором мы сегодня и расскажем.

Причины возникновения троения

Многие автомобилисты уверены, что появление вибраций мотора является едва ли не самым главным и неопровержимым доказательством факта потери работоспособности одного из цилиндров. На самом деле это, конечно же, заблуждение – вибрирование может происходить по самым разным причинам. Если быть точным, то практически все проблемы с двигателем могут иметь одинаковую симптоматику, но неисправным может оказаться самый неожиданный узел. Вот почему одной из основных задач при ремонте авто является локализация неисправности.

Двигатель внутреннего сгорания

Рассмотрим основные проблемы, приводящие к троению мотора (сам термин обязан своим происхождением четырехцилиндровым моторам – при неработоспособности одного из них рабочими остаются три):

  • в КС поступает избыточный/недостаточный объём атмосферного воздуха;
  • нарушена подача горючего в цилиндры (налицо – недостаточное/избыточное количество бензина);
  • проблемы с работой системы зажигания (запоздалое или раннее);
  • износ деталей ЦПГ, сопровождающийся падением компрессии.

Последняя причина, в свою очередь, также может быть вызвана целым спектром неисправностей.

Если обобщить эти причины, то можно охарактеризовать причины, почему троит двигатель транспортного средства, следующим образом: состав ТВС не соответствует рабочим показателем, поджиг смеси происходит несвоевременно, процесс горения смеси нарушен по причине поломки/износа деталей силового агрегата.

Существует ряд признаков, позволяющих отнести данную неисправность к одной из трёх вышеперечисленных групп, что ощутимо сужает круг поисков причины троения.

Как правило, проверку работоспособности цилиндров начинают с диагностирования топливной системы, после чего переходят к инжектору. Затем проверке подлежат система зажигания/подачи воздуха. Причиной потери работоспособности может быть и сбой в работе одного из многочисленных датчиков, входящих в ЭСУД.

Несвоевременный поджиг смеси

Согласно статистике, это самая распространённая причина троения мотора, вызванная поздним/ранним рабочим зажиганием или неспособностью свечи дать искру достаточной мощности для воспламенения. Именно с проверки состояния свечей и следует начинать. Их выкручивают и производят осмотр на предмет обнаружения дефектов поверхности изолятора. Если таковые имеются – свеча не подлежит ремонту. Их выявить довольно просто, поскольку такие места, даже если самой трещины не видно, имеют хорошо заметное почернение. Осмотру подлежит и центральный электрод, а также зазор между ним и боковым электродом.

Если со свечами всё в порядке, переходим к проверке состояния свечных проводов. О том, что они повреждены, можно судить по тому, что мотор начинает троить преимущественно в дождливую или сырую погоду, то есть в условиях высокой влажности. Как правило, после того, как двигатель прогревается, проблема исчезает, что связано с повышением температуры в моторном отсеке и высыханием проводов.

Нагар на свечах зажигания

Внимательно изучаем свечной колпачок. Он, как и колпачок высоковольтного провода, представляет собой цельный резиновый изолятор, который со временем может пересохнуть и растрескаться. При попадании влаги такой провод будет коротить на корпус, вызывая проблемы с зажиганием. Дефекты могут образоваться и в результате проведения сервисных/ремонтных работ, при этом само повреждение может оставаться незаметным для невооружённого глаза. Поэтому рекомендуется проверить данные элементы инструментальными способами, которых придумано немало.

Если вы убедились, что причиной троения являются не свечи с ВВ, вполне возможно, что за это ответственна катушка зажигания. Те силовые агрегаты, где работу каждой свечки контролирует отдельная катушка, особенно часто подвержены возникновению подобных проблем. Метод проверки катушки достаточно прост: достаточно выкрутить свечку, обеспечить её контакт с массой и запустить мотор. Колпачок при этом должен обеспечивать нормальный контакт, а резьба свечи – надёжно соприкасаться с массой. Если между электродами будет образовываться хорошо видимая искра, что сопровождается характерным треском, переходим к проверке следующей свечи. Необеспечение хороших контактов при такой проверке грозит выгоранием катушки, пострадать может и коммутатор. Если на одной из свечей искра будет слабой, или вообще не будет появляться, такая КЗ подлежит замене.

Электронный распределитель зажигания – элемент, который относительно редко выходит из строя, но также нуждающийся в проверке. Для этого проделывают похожую процедуру: выкручивают свечу и резьбой плотно прикладывают её к массе, после чего проворачивают коленвал стартером, следя за наличием искры.

Проблемы с подачей воздуха

Если нарушена подача воздуха в СА, это означает, что двигатель тоже будет троить. Обычно избыток воздуха поступает в систему в результате потери герметичности воздушной магистрали. В этом случае мотор будет подсасывать избыточное количество атмосферного газа, которое не будет контролироваться бортовым компьютером, ТВС окажется обеднённой и оптимальный процесс горения нарушится.

Диагностика воздушной системы производится следующим образом: перекрываем любым удобным способом патрубок около воздухофильтра, после чего закачиваем в магистраль воздух под давлением порядка 0.5 атмосферы. Место утечки обычно выдаёт себя свистом – в этом месте воздух вырывается наружу. Если давление остаётся стабильным, с герметичностью воздухопроводов всё в порядке.

Несбалансированной ТВС может оказаться и по причине заброса в цилиндры недостаточного объёма воздуха. Обычно это происходит по вине забитого воздухофильтра, не способного обеспечить требуемую пропускную способность. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто снять фильтр и оценить работу двигателя. Если она стала более стабильной – причина именно в нём.

Читайте также:  Нагреваются колёса автомобиля: какие бывают причины и их устранение

Засор воздушного фильтра

Но может оказаться, что воздуха поступает недостаточно из-за загрязнённой дроссельной заслонки или другой неисправности дроссельного механизма. Обычно состояние заслонки проверяют и при необходимости выполняют её чистку на каждом плановом ТО (вместе с заменой масла, воздушного и масляного фильтровальных элементов).

Наконец, сбои в формировании ТВС могут происходить по причине потери работоспособности датчиками (МРВ, ПДЗ). В результате ЭБУ получает от них искажённую информацию о реальном положении дроссельной заслонки или о количестве подаваемого в камеру сгорания воздуха. А значит, бортовой компьютер будет формировать команды для подготовки смеси неправильно, что обязательно скажется на работоспособности силового агрегата.

Как правило, при неисправности ДМРВ двигатель троит на холодную, а прогревшись, проблема исчезает, хотя это и не является достоверным признаком поломки именно датчика.

Проверка датчиков на неисправность производится с использованием автосканера, позволяющим не только выявить проблемное место, но и уточнить (локализовать) проблему выдачей соответствующего диагностического кода. Остаётся только правильно интерпретировать результаты и предпринять соответствующие меры (замена датчиков или проверка цепи их питания с помощью тестера).

Неисправности система питания

Дисбаланс ТВС может быть вызван и проблемами со стороны системы подачи топлива:

  • снижением/увеличением давления в магистрали;
  • потерей герметичности, приводящей к подсосу воздуха.

Система подачи топлива – автономная, поскольку за создание в ней давления отвечает собственный насос. На карбюраторных двигателях он устанавливает в подкапотном пространстве (чаще всего), на инжекторных – в районе топливного бака. Чаще всего подача бензина нарушается из-за загрязнения сеточки, что легко исправляется её чисткой, но требует частичной разборки бензонасоса. Намного сложнее диагностировать неисправность в случае наличия проблем с электропитанием насоса, а его поломка, скорее всего, потребует замены.

Еще одной причиной сбоев в подаче горючего может оказаться поломка клапана-регулятора, отвечающего за контроль давление в топливной рампе. Если он сбоит, слишком низкое давление приведёт к формированию обеднённой смеси, а если при давлении, превышающем нормативное, ТВС окажется обогащённой. Оба варианта являются отклонением от нормы, хотя и допускаются на некоторых режимах работы ДВС.

Инжекторные форсунки – ещё одни элемент системы питания ТС, который может быть ответственен за изменение состава горючей смеси. Известно, что форсунки, особенно при заливке некачественного горючего, быстро забиваются. Происходит снижение пропускной способности, ухудшаются и другие характеристики (в частности, форма факела распыления бензина).

Промывка инжекторных форсунок

Проверка работоспособности и промывка ИФ осуществляется на специальном промывочном стенде, который обеспечивает прокачку через форсунки под высоким давлением промывочной жидкости. Умеет это оборудование и осуществлять проверку работы инжектора, вычислять его производительность.

Многие автовладельцы предпочитают выполнять чистку инжекторов самостоятельно, для чего достаточно иметь достаточно мощный компрессор, который и осуществляет прокачку технической жидкости (подойдёт, например, очиститель карбюратора). Если форсунка исправна, будучи закрытой, она должна быть абсолютно герметичной. При наличии подтеканий такую неисправность следует устранить немедленно. Проблемой может оказаться перелив бензина форсункой, поскольку качество распыление топлива влияет на эффективность процесса горения смеси.

Если диагностика топливной системы не выявила отклонений от нормы, остаётся проверить ЭБУ. Бортовой компьютер – достаточно надёжное электронное устройство, но сбои прошивки всё же случаются – иногда в результате скачков напряжения в бортовой электросети, иногда – в результате замены заводской прошивки, чем часто «балуются» любители программного чип-тюнинга, или же при установке на автомобиль ГБО, что также требует внесения соответствующих изменений в программный код.

Если манипуляции с прошивкой производят неквалифицированно, последствия могут быть непредсказуемыми, в том числе выливаясь в перелив бензина с последующей заливкой свечей.

Падение компрессии

Может ли троить двигатель из-за прогоревших клапанов? Безусловно, и одним из признаков такой неисправности как раз и является падение компрессии в проблемных цилиндрах. В такой ситуации смесь подаётся в КС исправно, но по причине нарушения герметичности ЦПГ она не сжимается должным образом, что становится причиной ухудшения отдачи мотора. Кстати, к таким же результатам приведёт прогорание поршней, а также полный износ колец, наличие дефектов поверхности БЦ/ГБЦ, или неисправность компонентов ГРМ.

Простой проверки компрессии для диагностирования неисправности недостаточно – придётся частично разбирать двигатель для выявления проблем и их исправления.

Проверка компрессии двигателя

Отметим, что проблемы с выхлопной системой также могут оказывать заметное влияние на работу двигателя. Например, при забитом катализаторе будет наблюдаться падение мощности силового агрегата. Не это не означает, что двигатель будет троить из-за катализатора или неисправности других элементов выхлопной системы, поскольку в этом случае работоспособность отдельных цилиндров не изменится.

Признаки возникновения троения

Для неопытных автомобилистов представленная ниже информация будет очень полезной, поскольку чтение автофорумов не позволяет получить каких-либо систематизированных знаний, причём практически по любым вопросам. Мы подготовили перечень симптомов, которые могут указывать на троение мотора:

  • если при запуске двигателя ТС на холодную ощущается сильная вибрация – он троит в режиме работы на минимальных оборотах;
  • признаком неполадок с работой одного из цилиндров является наличие на электродах свечи нагара тёмного цвета;
  • громкие хлопки из системы выхлопа – свидетельство неработоспособности одного из цилиндров двигателя;
  • изменение цвета выхлопа на чёрный или густой сизый говорит о неполадках в камере сгорания;Черный выхлоп
  • тяга машины резко снизилась, разгонные характеристики ниже плинтуса;
  • расход топлива заметно повысился;
  • лампочка CheckEngine периодически моргает при нестабильных оборотах двигателя;
  • при разгоне и во время прямолинейного движения ощущаются сильные толчки.

Опытный водитель, отлично знающий, как звучит мотор его машины при работе на разных режимах, быстро определит троение по появлению характерного звучания из моторного отсек.

Двигатель может периодически троить во всех режимах – на ХХ, на средних/высоких оборотах. Но даже если при этом будут наблюдаться большинство из вышеописанных симптомов, однозначно говорить о конкретной проблеме не получится.

Можно, например, предположить, что при троении силового агрегата на повышенных оборотах речь может идти о неисправности клапанов, проявляющейся в увеличении зазоров при выходе мотора на рабочий режим. Напротив, если движок троит на малых оборотах – увеличение зазоров происходит до момента прогрева мотора, после чего их величина приходит в норму.

Читайте также:  Особенности обработки автомобиля мовилем

Троение легко диагностировать по изменению звука работы силового агрегата, но делать это лучше, находясь у выхлопной трубы. Расположение у открытого капота гораздо менее информативно, поскольку такое звучания для водителя непривычно, да и шум слишком велик, чтобы выделять из него нестандартные компоненты.

Следует запомнить одну истину: троение двигателя нельзя пускать на самотёк, поскольку проблема из незначительной рискует перерасти в катастрофическую.

Определение проблемного цилиндра

Нахождение неработоспособного цилиндра осуществляется на функционирующем силовом агрегате, поэтому следует соблюдать все меры безопасности. Итак, запускаем мотор и переходим к моторному отсеку. Запоминаем звучание двигателя и приступаем к последовательному снятию со свечей высоковольтных проводов. Если двигатель начал задыхаться – цилиндр исправен, устанавливаем ВВ на место и переходим к следующей свече. О проблемном цилиндре будет говорить стабильная работа мотора при неработающей свече.

Особенно осторожным нужно быть при отсоединении ВВ – сила тока здесь такова, что при неосторожном движении проблемы будут очень серьёзными. Меры предосторожности – применение диэлектрического коврика под ногами, который предотвратит свободное прохождение заряда. Отсоединяя провод, ни в коем случае не беритесь за колпачок – тянуть нужно за сам провод, желательно поближе к основанию. Касаться при этом кузова нельзя.

Методы диагностики

Если вы твёрдо убеждены, что мотор троит, что подтверждается наличием большей части очевидных симптомов, остаётся только определить причину неисправности. И это серьёзная и трудоёмкая задача, предполагающая выполнение большого объёма работ. Но если повезёт, причину троения можно определить уже на начальных этапах диагностирования. Строго говоря, проверку состояния двигателя можно осуществить на любой СТО, причём быстро и точно, благодаря компьютерной диагностике.

Но если у вас имеется лишнее время, а с финансами не так благополучно, все работы можно выполнить и самостоятельно. Итак, приводим примерный алгоритм действий:

  • поскольку чаще всего причина троения заключается в свечах и проводах, первым делом проверяем их состояние. Наличие на изоляции свечи чёрного нагара будет свидетельствовать о её пробое. Нарушение целостности проводов также недопустимо, поскольку в этом месте возможна утечка тока, особенно при повышенной влажности, и свеча в таких случаях не сможет обеспечить выработку искры необходимой силы. Сами провода могут иметь повреждения (изломы, выгорания), но такие проблемы внешним осмотром не выявить – нужно использовать мультиметр. Наличие нагара на электродах – это тоже отклонение от нормы, но отнюдь не всегда причина неработоспособности цилиндра (это может быть следствием других неисправностей);
  • если со свечами и проводами проблем не обнаружено, переходим к проверке тракта подачи воздуха. При его недостатке ТВС получается обогащенной, и это тоже одна из причин троения силового агрегата. Первым делом проверяем, насколько герметичны воздуховоды, для чего перекрываем трубу подачи у воздушного фильтра любым удобным способом, после чего компрессорной установкой нагнетаем по вакуумному шлангу воздух, обеспечивая давление порядка 0.5-0.7 атмосфер. Если при этом раздаётся характерное шипение – воздухопровод разгерметизировался. Это грозит подсосом воздуха и обеднением смеси. При забитом воздухофильтре ситуация будет прямо противоположной. Фильтровальный элемент не сможет обеспечивать нужную пропускную способность, и горючая смесь окажется обогащенной;
  • следующий шаг – проверка состояния датчика дроссельного узла, а также ДМПВ. Делается это с помощью автосканера, подключаемого к диагностическому разъему. Неисправные датчики следует заменить;
  • причина неработоспособности цилиндра может заключаться в неработоспособности системы подачи горючего. Проверяется её работа измерением давления с помощью манометра, выходной разъем которого подсоединяется к инжекторной рампе. Оно не должно превышать 7 атмосфер. Отметим, что здесь имеется один нюанс – измерение следует проводить четырежды: при включённом зажигании, при работе мотора в режиме ХХ, во время работы двигателя на рабочих оборотах с отсоединённой трубкой от клапана-регулятора давление горючего, при заблокированной трубке обратного клапана. При уровне давления, меньшем номинального, мы наверняка имеем дело с поломкой бензонасоса или клапана-регулятора давления. В противном случае следует перейти к проверке работоспособности форсунок. Обычно именно они становятся причиной обеднения смеси, поскольку быстро забиваются, особенно при использовании некачественного топлива. Наиболее информативная проверка состояния топливной системы производится с использованием диагностического оборудования, сообщающего о наличии тех или иных проблем соответствующим кодом ошибки;Грязная и чистая форсунки
  • последний этап – измерение компрессии, которое выполняется специальным инструментом, компрессометром. Вставляем его штуцер в отверстие неработоспособной свечи, запускаем двигатель и увеличиваем его обороты. Показания прибора фиксируется несколько раз – для надёжности. Если уровень падения компрессии превышает 15%, то можно говорить о существенном износе поршня, колец или клапана. Для более точной диагностики потребуется частичная разборка силового агрегата.

https://www.youtube.com/watch?v=ephtWvjupAo

Решение проблемы троения двигателя

Информирован – значит вооружён. Если мы докопались до истинной причины, почему силовой агрегат троит, остаётся только её решить.

При выходе из строя ВВ или свечей всё просто – меняем их на новые. Такая же операция применима к неисправным коммутатору и катушке зажигания, благо добраться до них относительно легко.

Другое дело – засорение топливопроводов или воздушной магистрали. В частности, очистку форсунок от загрязнений хотя и можно выполнить самостоятельно, но лучше это делать с использованием специального оборудования, поскольку в этом случае гарантии получения положительного результата будут намного выше. Если прочистить форсунки не удалось, придётся сменять их на новые.

При неисправном кислородном датчике он подлежит замене. Забитая сетка топливного насоса лечится промыванием, а если это не поможет – можно попробовать установить ремкоплект или новый бензонасос, как кому нравится. С заменой воздушного фильтра справится любой новичок, а вот сбои ЭБУ лечатся либо заливкой заведомо работоспособной прошивки, либо заменой бортового компьютера, если программное обеспечение не виновато.

Добавить комментарий
ВКонтакте
На сайте
Комментарии (ВК)
Добавить комментарий ВКонтакте
ВКонтакте
На сайте
Adblock
detector