Двигатель внутреннего сгорания нуждается в охлаждении и смазке деталей и узлов, подвергающихся интенсивному трению. Подобный процесс всегда сопровождается выделение тепловой энергии, которую нужно отводить – в противном случае мотору грозит перегрев. В современных автомобилях применяется жидкостная система охлаждения – в качестве хладагента используется антифриз, циркулирующий по герметичной замкнутой магистрали, включающей полости в силовом агрегате. Именно он ответственен за отвод тепла в радиатор, где тосол охлаждается под влиянием постоянно набегающего прохладного потока воздуха.
За смазку трущихся деталей отвечает моторное масло, для которого предусмотрены свои каналы подачи в двигатель, не пересекающиеся с системой охлаждения.
Но это при отсутствии различных дефектов и неисправностей, которые могут привести к потере герметичности одной из систем, и в некоторых случаях это оборачивается разбавлением одной технической жидкости другой.
Неприятности такого рода представляют большую опасность для двигателя – если вовремя не обнаружить и не начать работать над их устранением, дело может закончиться дорогостоящим капремонтом мотора.
Именно поэтому каждый водитель должен уметь диагностировать данную проблему. Устранение же причин попадания масла в ОЖ может потребовать наличия немалого опыта самостоятельного ремонта силового агрегата. И если автовладелец опытен и умел – справиться с задачей вполне можно и своими силами, сэкономив таким образом немалые средства.
Но перед тем, как научиться определять, что охлаждающая жидкость загрязнилась смазочной, мы опишем, почему так происходит – это поможет нам в будущем избегать возникновения подобных проблем.
Как и в случае со многими другими неисправностями, относящимися к работе двигателя или его систем, причин неполадок может быть несколько. В данном случае причин наличия масла в антифризе – около десятка:
Несколько больше вероятность попадания масла в антифриз у автомобилей с турбированных дизельным двигателем из-за наличия интеркулера (этим термином обозначается дополнительный радиатор, предназначенный для охлаждения турбины). Здесь добавляется ещё несколько причин:
Рассмотрим более подробно некоторые из указанных причин.
Так, к повреждению прокладки ГБЦ приводит неправильный её монтаж – например, использование усилия сверх нормативного, или неравномерная затяжка. В этом случае обычно масло попадает в систему охлаждения, а не наоборот, поскольку давление в системе смазки больше.
Трещины на ГБЦ – явление относительно редкое, как правило – результат некачественного ремонта (имеется в виду сварка). Иногда встречается заводской брак – внутренняя часть головки имеет достаточно сложную пространственную структуру с множеством стенок, толщина которых разная. Некачественное литье оставляет в стенках головки пустоты, которые со временем покрываются микротрещинами, в результате чего обе технические жидкости начинают смешиваться. Чаще всего подобные дефекты возникают в каналах, находящихся за клапанами, а также в перемычках, расположенных между технологичными отверстиями для форсунок и/или сёдел.
Ещё одной причиной появления микротрещин в ГБЦ является банальный перегрев двигателя как результата ухудшения теплообмена, при неправильно выставленном зажигании или проблем в функционировании топливной системы. Дефекты из-за температурного воздействия появляются в отверстиях для стаканов форсунок, распылителей и других самых тонких местах головки.
Использование некачественного антифриза, а также привычка заливать на лето в систему охлаждения воду – причина кавитации гильз, в результате чего их стенки разрушаются с образованием микроотверстий, через которые и происходит обмен техническими жидкостями.
Эти же действия могут стать причиной повреждения стенок радиаторов (воздушного и отопителя).
Независимо от причин попадания в моторное масло тосола обе системы следует промыть (разумеется, после устранения причины смешивания ОЖ и ММ).
Многие водители в силу недостаточного опыта или наличия знаний, полученных сомнительным путём, убеждены, что попадание тосола в масло – явление не то чтобы рутинное, но не приносящее особого вреда силовому агрегату.
Мы обязательно расскажем, можно ли ездить, если масло попало в антифриз или наоборот, чтобы поставить точку в этом вопросе.
Хотя масло и относится к жидкостям, вода в нём отсутствует – только минеральные компоненты и добавки. Именно этот факт и обеспечивает отсутствие коррозионных процессов в смазываемых местах. Но достаточно ничтожного количества воды, чтобы запустить процесс окисления поверхности смазываемого металла. Если вовремя обнаружить эту неисправность и устранить её в оперативном режиме, серьёзных последствий удастся избежать, за исключением небольшой выработки. Но если вода воздействует на втулки коленвала/распредвала и другие узлы двигателя длительное время, их быстрый износ неизбежен.
В авто с дизельными моторами попадание ОЖ в масло чревато коррозией стенок цилиндра, появлением дефектов, затрудняющих движение поршней. При самом негативном сценарии это грозит заклиниванием двигателя и его сложным и дорогостоящим ремонтом.
Не забываем и о том, что в результате воздействия на смазочную жидкость этиленгликоля, составляющего основу современных антифризов, вязкость ММ снижается, ухудшая тягу мотора и увеличивая скорость его износа, а вязкость антифриза, наоборот, возрастает, затрудняя циркуляцию хладагента по магистралям системы охлаждения.
Не стоит объяснять, чем чреваты подобные варианты. Что хуже всего, зачастую ухудшение характеристик силового агрегата происходит настолько медленно, что длительное время может оставаться незамеченным, а когда автовладелец всё-таки замечает неладное, исправить ситуацию без проведения восстановительных работ уже нельзя.
Нельзя не отметить ещё одно неприятное следствие смешивания технических жидкостей. Если масло уходит в антифриз (а мы уже отмечали, что из-за большего давления в системе смазки вероятность именно такого направления смешивания всегда высока), появляются более подходящие условия для усиленного сажеобразования. В этом случае микроскопические частички несгоревших остатков антифриза (а это многочисленные присадки и добавки) оседают на внутренних поверхностях двигателя, приводя к его закоксовыванию. Сильно страдает и маслофильтр, забиваясь и снижая давление масла в системе.
Простая замена фильтра малоэффективна, поскольку ресурс нового фильтровального элемента окажется гораздо меньшим, чем в норме. Так что без оперативного устранения причин смешивания масла и антифриза не обойтись. Но и этого будет мало – придётся заниматься промывкой обоих систем, а это процедура затратная. И по деньгам, и по времени, и по затраченным усилиям.
Так что если вы заметили симптомы, указывающие на присутствие в тосоле смазывающей жидкости, не стоит оставлять решение проблемы на потом – может оказаться поздно.
Если вы достаточно регулярно проверяете уровень масла, используя щуп, то наверняка бросаете взгляд и на расширительный бачок, дабы убедиться в отсутствии течи антифриза. Подобная аккуратность – огромный плюс, поскольку вы не оставите незамеченным любые аномальные состояния. Например, понижение уровня масла и повышения ОЖ, что свидетельствует о наличии разгерметизации и разбавления масла тосолом. Обратное явление (увеличение уровня ММ при одновременном исчезновении жидкости из расширительного бачка) будет сигнализировать о проникновении масла в тосол. Об этом же вам расскажет появление маслянистых пятен в районе заливной горловины на радиаторе и на пробке расширительного бачка.
Существуют и другие симптомы, указывающие на то, что масло гонит в тосол:
Нельзя не упомянуть ещё об одном, достаточно экзотичном, но часто цитируемом способе обнаружения смешивания двух технических жидкостей: если намочить бумагу в тосоле, в котором присутствует ММ, она загорится. Чистый антифриз из-за достаточно высокой концентрации воды – жидкость негорючая.
При выполнении операции замены масла обычно меняют и фильтр. Так вот, если в смазывающей жидкости присутствует антифриз, поверхность фильтрующего элемента будет усеяна маленькими плотными шариками, размер которых не позволяет им просачиваться через этот барьер. Это – результат выпадения в осадок присадок в обеих жидкостях, которые полностью растворимы в родной среде, но при смешивании теряющих свои молекулярные свойства. Впрочем, подобные образования формируются во всей магистрали, особенно интенсивно – в месте течи. Так что они вполне могут проникать в систему смазки, оказывая выраженное абразивное воздействие на подшипники и ЦПГ.
Если такая утечка образовалась в масляной магистрали БЦ/ГБЦ, локализовать её будет затруднительно, поскольку для этого придётся демонтировать силовой агрегат. Но и этого мало: чтобы определить неисправность, блок цилиндров следует подвергнуть опрессовке на специальном стенде с погружением детали в воду закачкой воздуха под давлением. Появившиеся пузырьки воздуха и укажут на место, где ОЖ попадает в масло (или наоборот).
Наши умельцы умеют «лечить» такую неисправность, причём разными способами:
При повреждении масляной магистрали народные умельцы вставляют внутрь металлическую трубку. Полезность такого ремонта весьма сомнительна, поскольку мы добиваемся восстановления герметичности за счёт уменьшения пропускной способности системы смазки.