Одним из устройств, существенно облегчающих жизнь водителя и пассажиров в автомобиле, является кондиционер. Благодаря циркуляции хладагента в системе он поддерживает комфортную температуру. Летом с его помощью можно охлаждать раскалённый воздух, в холодную погоду — подогревать его. Впрочем, за комфорт нужно платить. Помимо положительных моментов, кондиционер приносит и определённые неудобства, о которых поговорим далее.
В первую очередь нужно понимать, что оборудование для кондиционирования воздуха отбирает полезную мощность, которую вырабатывает двигатель. Как только водитель нажимает кнопку, происходит включение электромагнитной муфты, которая соединяет ременной шкив с валом компрессора. Хладагент поступает в радиатор, где меняет свою концентрацию со сжатой на жидкую. Проходя через систему, он поглощает лишнее тепло и принимает газообразную форму.
В процессе перекачки фреона возникает необходимость приложения постоянных усилий для изменения его состояния. Это автоматически означает, что у двигателя отбирается часть выработанной энергии. Сложно выразить в цифрах, сколько именно мощности потребляет компрессор кондиционера, поскольку обычно эти сведения не уточняются производителем. Однако вполне вероятно, что потери составляют 15% и более от полезного КПД двигателя.
Ещё один критерий, утрачиваемый автомобилем, — это динамика. Конечно, машины с мощными моторами легко компенсируют эти потери без того, чтобы они стали заметны. Поэтому владельцы таких автомобилей обычно не замечают потерю динамических характеристик. А вот водители маломощных машин с двигателями до 2 л объёмом такую разницу очень даже ощущают.
Если водителю требуется хорошая стартовая динамика при начале разгона, то нажатая до упора педаль газа быстро компенсирует потери мощности. Другими словами, раскрученный до 3000-5000 оборотов мотор практически не почувствует пагубного влияния кондиционера. Совсем по-другому дело обстоит «на низах». При движении на 1000-2000 оборотах работающее дополнительное климатическое оборудование вызывает недостаток тяги.
В таких случаях силовой агрегат работает словно ленивый. Наибольшая нехватка динамики возникает при попытках обгона. Может не спасти даже пониженная передача. Поэтому во время обгона, особенно затяжного, лучше на время отключить систему кондиционирования. Иначе придётся раскручивать двигатель до так называемой «красной зоны».
Предвидя подобные ситуации, ведущие автопроизводители предусмотрели систему автоматического отключения при обгонах и разгонах. Она не только возвращает машине потерянную динамику, но ещё и экономит горючее. Однако подобную автоматику не встретишь на авто бюджетного и среднего класса. Поэтому придётся осуществлять контроль ручным включением и выключением клавиши А/С.
При включённом кондиционере потребление горючего возрастает в той или иной степени. Этот факт не даёт покоя многим автомобилистам с приходом жаркой погоды. Исследования в этой области неоднократно показывали рост прожорливости на несколько процентов, а то и более. Согласно показаниям датчиков, это климатическое оборудование, будучи включённым, способно поднять расход бензина чуть ли не до 2 литров дополнительно на каждые 100 км пути.
Однако потребление в большей степени зависит от стиля езды, который предпочитает водитель. При движении загородом не заметен прирост расхода топлива — такое изречение водителей тоже можно услышать достаточно часто. Это потому что на трассе мотор становится более экономичным, и средние величины потребления бензина или дизеля посчитать сложнее.
Многое зависит от того, как именно мы пользуемся климатическим оборудованием и окружающими условиями пребывания. Чем жарче будет погода за бортом, тем работать ему придётся интенсивнее и наоборот. Также на показатель потери мощности и расхода топлива влияет общая масса транспортного средства в снаряжённом состоянии.
Когда мы ездим летом, в жару, с открытыми окнами, то сила сопротивления движению тоже увеличивается. Расход горючего растёт даже в большей степени, чем при включённом кондиционере. Перед поездкой в жаркую погоду сначала рекомендуется ненадолго опустить стёкла, чтобы выгнать остатки самого жаркого воздуха из салона наружу. Это даст возможность кондиционеру работать не в столь интенсивном режиме.
Правильное пользование климатическим устройством подразумевает и его периодическое обслуживание в соответствии с регламентом. Это нужно для того, чтобы восстанавливать запасы потерянного фреона и обеспечить эффективную работу системы в целом.
Также следует проверять давление в шинах и накачивать их до рекомендуемого уровня — несоблюдение данного правила также побуждает чуть чаще заезжать на АЗС для дозаправки.
Напоследок можно привести несколько рекомендаций, которые позволяют говорить о том, что вовсе не стоит полностью отказываться от кондиционирующего оборудования в автомобиле в целях экономии:
Таким образом, каждый автолюбитель персонально решает, насколько критична для него экономия в расходе топлива в те дни, когда без климатического оборудования крайне некомфортно передвигаться на своём автомобиле. Интересно, что думают об этом наши читатели? Желающих просим делиться своим опытом в комментариях.