Развитие технологий приводит к появлению нового оборудования и в автомобильной отрасли. Ежегодно на рынок выпускаются аккумуляторные батареи нового принципа деятельности и с увеличенным сроком службы. У автолюбителей могут возникнуть вопросы, что представляют собой WET-аккумуляторы и в чём их ключевые достоинства.
Для того, чтобы понять, что это такое WET аккумуляторы, необходимо разобраться в технологии изготовления такого оборудования. В наши дни производители делают такие батареи как закрытого, так и открытого типа. Проводящим ток материалом является рабочая жидкость на основе разведённой серной кислоты. Пластины в корпусе покрываются раствором с высоким содержанием кальция и серебра (в качестве альтернативы может выступать сурьма).
Наиболее востребованы в наше время АКБ закрытого типа, которые не требуется обслуживать. То есть конструкцией не предусмотрено, что водитель будет разбирать изделие, открывать крышку и доливать электролит. Такие батареи уже заправлены серной кислотой, и следить за уровнем дистиллированной воды нет необходимости. Сегодня это самый распространённый тип автомобильных аккумуляторов.
В англоязычных странах можно встретить полное написание названия изделия — WET Cell Battery. Расшифровка этой фразы звучит как «батарея с мокрыми ячейками». Но чаще всего полное наименование не указывается, а вместо него идут 3 буквы – WET. Поэтому такие аккумуляторы ещё называют мокрыми или влажными.
Независимо от того, будет такой АКБ обслуживаемым или нет, он всё равно является жидкостным. В качестве рабочей жидкости в нём присутствует электролит на базе серной кислоты и дистиллированной воды. Более современными являются необслуживаемые версии, в которых не происходит выкипания воды с необходимостью контролировать её уровень. Электролит закрыт в корпусе абсолютно герметично, а чтобы не повышалось давление при химических процессах, предусмотрены клапаны для его сброса. Испарения тут практически нет, потому нет необходимости доливать периодически дистиллированную воду.
В отличие от WET технологии довольно популярные гелевые аккумуляторы (AGM) созданы таким образом, что электролит в них невозможно пролить. Для положительных и отрицательных пластин используются совершенно разные по материалам составы. Главным отличием гелевых АКБ является технология замещения газов.
Функционирование подобного оборудования производится по принципу свободного обмена кислорода. Кислота отделяется от корпуса специальной микропористой перегородкой. Это микроволокно, которое производитель пропитывает электролитом. В процессе работы оборудования происходят преобразования кислорода и водорода, а выделяемые газы не выходит наружу, а остаются внутри корпуса. При этом не происходит расходования уровня рабочей жидкости.
Такой тип аккумулятора как AGM обладают целым спектром собственных преимуществ:
Конструкция такой батареи создается с применением специального геля, выполняющего роль электролита. Он помещается между пластинами таким образом, что его не удастся пролить. Все батареи этих типов являются необслуживаемыми, что существенно упрощает жизнь владельцу автомобиля. В них даже нет пробок, через которые можно было бы добавлять воду или другой электролит.
В классических AGM аккумуляторах электролитом выступает специальное микроволокно на перегородках камер. В гелевых конструкциях эту функцию выполняет специальный гель, который и выступает в роли электролита. В последнее время такие батареи получили широкое распространение в частном автотранспорте и в роли промышленных источников питания. Этому способствовала способность выдерживать множество циклов разряда и общий длительный эксплуатационный ресурс.
В гелевых батареях электролит доводится до вязкой консистенции, и благодаря этому не происходит его выливания. Даже при незначительных повреждениях корпуса, не говоря уже о механической тряске, можно не переживать за его содержимое. В результате такого вязкого состояния внутри оборудования происходит процесс рекомбинации газов. Сначала происходит процесс распада на молекулы кислорода и водорода. Благодаря замкнутому пространству ионы кислороды и водорода снова соединяются и образуют воду. Гель впитывает её и возвращается прежний объём электролита в батарее.
Есть определённое отличие у AGM батарей. Между пластинами имеется пространство, в которое вкладывают маты из стекловолокна. Как пористый материал оно впитывает в себя электролит, и само начинает передавать ток. Поэтому он не расплескается из корпуса, а сама батарея является необслуживаемой, в точности, как и гелевая. Однако существует риск вытекания при дорожно-транспортном происшествии, если повреждён корпус изделия. Эта технология новая и является наиболее перспективной на ближайшие годы.
АКБ этого принципа действия нуждаются в особом отношении и определённой специфике их эксплуатации. Перед тем как подключать к ним зарядное устройство, необходимо произвести очистку от грязи и пыли. Для этих целей хорошо подойдёт содовый раствор (1 чайная ложка порошка на стакан подогретой воды).
Во время подключения батареи к зарядному приспособлению важно тщательно соблюдать полярность и проверять клеммы. Специалисты рекомендуют сначала соединить между собой плюсовые клеммы, потом со знаком «минус», а уже после этого включить зарядный прибор в электросеть. Заряжать автомобильные аккумуляторы необходимо в хорошо проветриваемом помещении, чтобы избежать отравления продуктами химического процесса.
Основные рекомендации к приобретению и эксплуатации аккумуляторов можно свести к следующему:
Создание и развитие новых технологий сделало возможным появление новых автомобильных батарей, которые не требуют вмешательства человека и способны надёжно служить в течение нескольких лет.