Современные автомобили сохранили немало общего со своими предшественниками, однако в то же время сильно отличаются от транспортных средств старого образца. Инженеры регулярно выводят на рынок новые технологии, призванные удешевить или упростить производство и эксплуатацию автомобиля. И дело тут касается не только конструкторских решений, но и выбора материалов. Одним из самых значимых нововведений в процессе изготовления двигателей стала замена традиционного чугуна на более легкий алюминий. Подобный подход уже используется некоторое время, так что вполне возможно сформулировать его основные особенности, а также преимущества и недостатки.
Алюминиевые сплавы сами по себе намного мягче и податливее чугуна, так что при производстве двигателей из этого материала уделяется большое внимание приданию конструкции необходимой жёсткости. Для этого используют специальные ребра, а сами стенки конструкции становятся более толстыми, чем в решениях из чугуна.
Отдельно стоит отметить то, что алюминий имеет более высокий коэффициент температурного расширения, чем чугун. Это, в свою очередь, требует от производителей чёткого соблюдения всех размеров деталей и контроля зазоров между ними. Для упрощения задачи некоторые разработчики применяют в машинах комбинированные решения, изготавливая поршни из алюминиевых сплавов, а саму поверхность цилиндров из металлов с иными свойствами.
При производстве алюминиевых блоков необходимо уделять внимание износостойкости конструкции. Активно применяются специальные технологии, помогающие в процессе отливки детали повысить концентрацию кремния на поверхности, удаляя алюминий. Подобный подход помогает существенно повысить износостойкость конструкции, делая её даже долговечнее чугунных двигателей.
Также перед инженерами стоит задача каким-либо образом снизить коэффициент трения между алюминиевым блоком и поршнями. Для этого сами поршни покрывают тонким слоем железа.
Алюминиевые двигатели имеют плюсы и минусы, которые очень важно учитывать при выборе силового агрегата. К преимуществам подобных решений принято относить следующее:
Несмотря на обилие преимуществ, многие автомобилисты считают алюминиевый двигатель откровенно плохим решением. Это обусловлено рядом недостатков, которые проявляются у подобных конструкций:
Если рассматривать алюминиевый и чугунный двигатели, то какой будет лучше? Ответить на этот вопрос можно после рассмотрения основных плюсов и минусов каждого из решений, однако на практике всё не так уж просто.
Производители алюминиевых двигателей, цилиндры которых покрыты никосилом, рассказывают о значительном снижении трения по сравнению с чугунными конструкциями. Таким образом, решение представляется более надёжным, мощным и экономичным. На самом деле всё несколько сложнее, поскольку ресурс стандартных моторов с никосиловым покрытием редко превышает 150-200 тысяч километром. Причём это касается эксплуатации в довольно щадящих условиях без чрезмерных нагрузок.
Если одновременно установить на стенд алюминиевый и чугунный блок, разницы в мощности и расходе топлива можно не заметить вовсе. Это связано с тем, что детали в любом случае будут находиться в масляной плёнке, существенно снижающей трение.
Многочисленные эксперты и автомобилисты склоняются к мысли, что алюминиевый двигатель является не лучшей заменой чугунной конструкции. Тут все связано непосредственно со свойствами материала, которые устанавливают определенные ограничения на показатели эффективности конструкций.
Таким образом, алюминиевые моторы принято считать своеобразным шагом назад в текущих условиях. Они облегчают конструкцию автомобиля, повышают его динамику и снижают расход бензина. Однако, невысокий ресурс, чрезмерная податливость и мягкость дают о себе знать. К тому же растачивать такой ДВС практически невозможно из-за тонких стенок между цилиндрами.