Значению моторных масел посвящено множество профильных статей. Настоящий материал всесторонне рассматривает имеющие немалое практическое значение вопросы их классификации и обозначения, поскольку основательно разбирается в них лишь незначительная часть водителей. Поэтому это исследование рассчитано на самый широкий круг читателей и, вне сомнения, принесёт им значительную информационную пользу. Так, будут рассмотрены разные аспекты классификации моторных жидкостей по вязкости с учётом общепринятых подходов и стандартов.
Как ни парадоксально, внятно, на профессиональном уровне рассказать для чего в автомобиле нужно масло сможет лишь часть автомобилистов. Чётко пересчитать его ключевые функции удастся, пожалуй, лишь единицам. Между тем, знание этих истин необходимо каждому. Исходя из этого, вкратце следует провести экскурс в историю автомобиля.
На первоначальном этапе развития автомобильных моторов в мировой практике роль смазочной жидкости сводилась к тому, чтобы смазывать шейки коленвала, а также отводить продукты износа и излишков тепла. В процессе развития автомобиля система применения данной жидкости совершенствовалась. Оно начало также поступать в ГРМ, реализовали конструкторы и смазку цилиндров.
Нынче моторному маслу по существу отведена важнейшая функция гидравлической жидкости для всех, без исключения, узлов, а также механизмов двигателя внутреннего сгорания. Без него двигатель, по большому счёту, не сможет существовать как функционирующая часть автомашины.
Какой автомобиль бы не взять, без моторного масла он никак не обойдётся, в крайнем случае сможет проработать лишь считанные минуты, после чего неминуемо выйдет из строя. Ведь эта жидкости, являясь смазочной, защищает каждую деталь и каждую трущуюся поверхность от сухого, крайне нежелательного для автомобиля трения. Но и это ещё не всё. Масляная плёнка также надёжно охраняет металлические части от ржавчины, защищает их от внешнего воздействия химических вредных для металла веществ, возникающих в процессе работы двигателя.
Современная отечественная и зарубежная автомобильная промышленность выпускает множество разных видов моторных масел. Их ассортимент действительно впечатляет. Чтобы спокойно ориентироваться в этом огромном потоке и различать виды масла, страны договорились о единой классификации по разным их параметрам и функциям.
Одной из самых важных при этом является классификация моторных масел по вязкости. В каждом случае есть соответствующее обозначение. Сейчас базовой системой международного формата в такой классификации масел по вязкости безоговорочно признают SAE J1300.
Аббревиатура SAE произошла от первых букв названия организации, которая разработала такую классификацию: это «Society of Automotive Engineers». Согласно этой системе, вязкость моторной жидкости выражают с помощью специальных условных единиц – степеней вязкости. Эта система простая. Так, чем больше по своей величине входящее в формулу вязкости число, тем выше у данного масла его вязкость. На основе классификации рассматривают три основных ряда вязкости моторных масле: зимние, применяющееся, как правило, в холодное время года, а также летние и всесезонные.
Кроме того, моторные жидкости маркируются с учётом температуры использования. Если в маркировке использована буква W, это значит, что оно – зимнее, т. к. «Winter» в переводе значит «зима». Зато летние масла обозначаются только цифрой, без каких-либо букв. Всесезонные жидкости маркируются комбинацией из цифр и букв, например: 0W-30, 5W-20 и т. п. К таким маслам есть важное требование: им надо одновременно отвечать критериям как летнего, так и зимнего масла. При этом чем меньше число, стоящее впереди буквы W, тем меньшая вязкость этого масла при низких температурах, легче осуществление холодного пуска двигателя стартером и, соответственно, наоборот.
Аббревиатура SAE позволяет маркировать моторные жидкости по общепризнанным критериям. По величине и виду СAE специалисты получают исчерпывающую информацию о данном виде моторного масла, что важно для правильной эксплуатации автомобиля.
Существует также классификация моторных жидкостей в формате API, являющаяся среди водителей едва ли не самой популярной. Расшифровка аббревиатуры выведет нас на Американский институт топлива, который, собственно, и разработал данную классификацию. С маркой АПИ, чаще всего, связывают качество масла. Она делит весь ассортимент на два вида:
Хотя есть масла, которые разрешается применять для обоих видов двигателей. Классификация АПИ устанавливает три эксплуатационных уровня:
Существует также европейский аналог американской классификации АПИ, который маркируется как аббревиатура ACEA. По европейской маркировке АСЕА редакции 2004 года, например, формула АСЕА А/В означает моторные масла, применяющиеся для бензиновых и дизельных моторов.
Ещё одним распространённым видом ранжировки моторных жидкостей является классификация ilsac, созданная по названию Международного Комитета по Стандартизации и Апробации Моторных Масел. Этот комитет был создан американскими и японскими специалистами с целью ужесточить требования к производству моторных масел. Хотя эта классификация и является самостоятельной, многие считают её своеобразной категорией, подклассом классификации API.
В нашей стране такая классификация осуществлена по линии ГОСТ. В нём чётко обозначены межгосударственные стандарты и обозначения моторных масел.
Отчасти выше уже был затронут этот очень важный практический вопрос. Как финальный вывод, следует подчеркнуть главное: от качества применяемого моторного масла напрямую зависит качество работы двигателя и прочих узлов автомобиля. Запомните! Чем выше качество, тем увереннее чувствует себя мотор, а значит, и сама машина. В конечном итоге от него завис, разумеется, срок эксплуатации машины. Поэтому будьте максимально требовательными при подборе такой жидкости для вашего любимого авто. Удачи!