Большинство автовладельцев знакомо с назначением и устройством турбины, но при слове «турбокомпаунд» многие приходят в ступор. Впрочем, о такой конструкции не знают даже некоторые автомеханики. В этой статье вы узнаете, что представляет собой турбокомпаундный двигатель и как он работает.
Турбокомпаундный двигатель представляет собой мотор, в котором мощность вырабатывается не только внутри камеры сгорания, но и турбине. В отличие от классического наддува турбина здесь играет роль не только нагнетателя воздуха, но и разгонного блока для самого мотора.
При работе ДВС теряет часть энергии на выход отработавших газов. Чтобы не расходовать эту энергию в пустую, выхлопные газы используются для приведения в движение крыльчатки, а она через общий вал разгоняет компрессор, который закачивает во впускной коллектор ещё больше воздуха. Это значительно увеличивает мощностные характеристики.
Турбокомпаунд – это дополнительное средство преобразования теряемой энергии. Сразу после основной турбины, газы попадают во вторую, где происходит разгон механизма, приводящего в движение маховик двигателя, давая дополнительную мощность.
Основная задача турбокомпаунда – это снизить тепловые потери и преобразовать их в дополнительную энергию. Как правило, данная система используется в дизельных агрегатах. Ведь моторы, работающие на солярке, обладают хорошим крутящим моментом, но заметно проигрывают в мощности бензиновым, из-за чего не могут развить достаточную для комфортного движения скорость.
Турбокомпаунд позволяет увеличить мощностные показатели и добавить дополнительную порцию крутящего момента уже на высоких оборотах. Это делает мотор ещё более тяговитым.
https://www.youtube.com/watch?v=7XCxLNDSZ6U
Турбокомпаунд предназначен для увеличения динамических показателей ДВС. Но для полного понимания картины необходимо знать, как работает данная система.
Порядок работы:
Основная сложность конструкции – это блок шестерёнок, установленный на турбокомпаунде. Поэтому к ней предъявляются особые требования по прочности и устойчивости к большим температурам.
Для управления системой может использовать электропривод. Дело в том, что на некоторых оборотах работа компаунда не нужна. Чтобы избежать ударных нагрузок на лопатки турбин в момент сброса газа или на малых оборотах, в систему встраивается дополнительный канал для беспрепятственного прохода отработавших газов. Электропривод по сигналу от ЭБУ открывает и закрывает клапан дополнительного канала в нужные моменты времени.
Как и у любой другой системы, у турбокомпаунда есть определённые достоинства и недостатки. Поэтому при выборе такого автомобиля или тракторной техники их нужно учитывать.
Плюсы:
Недостаток такого мотора заключается в его дороговизне. Дело в том, что это сложная конструкция, на разработку и установку которой потрачено немало средств. Становится понятно, что любая неисправность турбокомпаунда приводит к дорогостоящему ремонту. Затраты на обслуживание данного агрегата также бьют по бюджету.
Впрочем, финансовая сторона – это единственный недостаток, из-за которого подобные двигатели не пользуются особой популярностью.
Турбокомпаунд – это перспективная разработка, которая может поднять мощность любого, даже малообъёмного мотора, и сделать его экономичным и мощностным без потери ресурса.