Какое стекло лучше: закалённое или триплекс

Рубрика:
2
0 комментариев

Автомобильные стёкла, как и все остальные узлы, эволюционировали по мере развития технологий. В настоящее время стёкла, устанавливаемые спереди, сзади и с боков, различаются, поскольку производятся по разным технологиям и обладают неодинаковыми эксплуатационными характеристиками.

Лобовое стекло автомобиля

Речь идёт о двух разновидностях: триплекс и закалённом стекле. Сегодня мы рассмотрим, как они изготавливаются, каким набором достоинств и недостатков обладают, в каких условиях использование одной разновидности предпочтительнее и наоборот.

Как изготавливается триплекс

В переводе с латинского слово triplex означает «тройной». То есть само название говорит о том, что триплекс изготавливается по многослойной технологии, причём достаточно сложной. Техусловия производства многослойных стёкол, включая триплекс, оговариваются ГОСТом 030826-2014. Как можно догадаться из номерного обозначения стандарта, последние изменения в него были внесены относительно недавно. Стандартом определяются главные характеристики таких изделий (оптические параметры – прозрачность искажения, точность размеров, устойчивость к воздействию влаги, ультрафиолета, термостойкость, класс защиты и др.) и средства контроля этих показателей.

Процесс изготовления автостёкол типа триплекс многоэтапный:

  • первый этап – производство стеклянных заготовок. Их раскрой происходит по лекалам специальных матриц, после чего заготовки поступают в печь моллирования для придания будущему ветровому стеклу необходимой геометрии. После такой обработки на заготовках не должно быть поверхностных дефектов, микротрещин, видимых инородных включений. Готовые изделия подвергаются шлифовке, мытью специальным раствором и сушке. В заключение по периметру стекла наносится специальный чёрный кант, что оно не трескалось по краям;
  • склеивание листов посредством поливинилбутиральной плёнки. На этом же этапе, кроме собственно склеивания, в автостёкла могут интегрироваться подогрев, электронное тонирование, другие современные системы. В ряде случаев вместо ПВБ для склеивания отдельных стёкол в пакет используется жидкий полимерный состав, заливаемый между заготовками;
  • термообработка. Стеклянный пакет загружают в автоклав, где изделие прессуется под давлением порядка 12-13 бар и нагревается до 150°С. В результате получается прочное монолитное изделие, практически готовое к употреблению.

Установка нового стекла

На каждом из этапов требуется тщательно контролировать все необходимые параметры, от размеров до характеристик внешней среды. Даже незначительное отклонение от требований стандарта, предъявляемых к технологическому процессу, в состоянии привести к изготовлению брачного изделия. Поскольку работать приходится с очень хрупким материалом, ручной труд не приветствуется – большинство операций выполняется высокоточным роботизированным оборудованием, а сам процесс в значительной степени автоматизирован. Все необходимые подстройки выполняются операторами.

Огромное значение имеет качество комплектующих, в частности, полимерной плёнки. Если использовать материал с ненадлежащими характеристиками, это может привести к появлению самых разнообразных дефектов: воздушных пустот, расслоений, ухудшению ударопрочности, снижению класса защиты.

Разновидности автомобильного триплекса

Различают три разновидности многослойных ветровых стёкол:

  • стандартное, характеризуется толщиной 6 мм. Считается самым распространённым, используемым в качестве базового на большинстве моделей авто. Стандартный триплекс в состоянии выдержать удар средней силы (небольшим камнем, бутылкой и аналогичными предметами);
  • защитное отличается увеличенной до 8-10 миллиметров толщиной. Устанавливается в элитные модели, в том числе на задние стёкла в качестве средства защиты от вандалов;
  • бронированное. Толщина такого стекла достигает 38 мм., оно характеризуется соответствующей прочностью и способна выдержать попадание пистолетной пули после выстрела в упор. Впрочем, есть бронированные автостёкла, которым не страшно попадание пули, выпущенной из крупнокалиберного оружия, включая снайперское.

Выбирая автомобильный триплекс, обращайте внимание на наличие дополнительных опций, если они вам нужны: датчик дождя, автоматически запускающий дворники, электрообогрев, электронное тонирование в зависимости от освещения и прочее.

Закаленное стекло

Основное достоинство триплекса – при сильном ударе (например, при столкновении с препятствием) оно не разлетается на куски, а просто покрывается паутинкой трещин. В особо тяжёлых случаях может деформироваться, сохранив при этом свою целостность. Главный недостаток – высокая стоимость. Кроме того, триплекс легко поцарапать, даже обычным скребком для снега.

Технология производства закалённого стекла

Во второй половине XX столетия именно закалённое стекло являлось основным при изготовлении автомобилей. После 2000-х, когда началось повсеместное распространение триплекса, калёные стёкла в качестве лобового уже не используются, но по бокам и сзади они остаются превалирующим видом.

Технология изготовления закалённого стекла, или сталинита, намного проще. Она предполагает нагрев изделия в специальной камере до 650-700°C, после чего оно стремительно остужается до 40°C – это называется закалкой, позволяющей увеличить прочность по сравнению с обычным аналогом в 5 раз.

После этого стекло подвергают тестированию – например, на контрольный образец толщиной 4 мм. сбрасывают с высоты 1,2 метра мягкий предмет, весящий порядка 50 кг.

Распознать закалённое стекло можно по надписи Temperlite или Temtered.

Основное достоинство такого стекла – высокая механическая прочность: поцарапать его нелегко даже твёрдым предметом, обычная щетка или скребок видимых повреждений такому изделию нанести не могут.

К сожалению, высокие прочностные показатели нивелируются хрупкостью: калёнка при сильном ударе рассыпается на кусочки, представляя опасность для водителя и пассажиров. Именно поэтому спереди её уже не ставят.

Триплекс

Что прочнее: триплекс или закалённое стекло

Как мы уже отмечали, закалённое стекло по прочности превышает обычное в 5-6 раз. Что касается триплекса, то здесь этот показатель может варьироваться в очень широких пределах – всё зависит от того, по какой технологии оно производится (играет роль и качество исходного материала, и количество слоёв, и используемый способ склеивания). Так, для изготовления триплекса может использоваться закалённое стекло или обычное. В последнем случае прочностные характеристики будут намного ниже, чем у оппонента. А вот многослойные пакеты из калёного стекла считаются самыми прочными.

Впрочем, отличия триплекса и закалённого стекла по прочности важны только с точки зрения длительности эксплуатации.

Какое стекло безопаснее

А вот с точки зрения безопасности для водителя, пассажиров и в определённой степени для пешеходов важнейшей характеристикой является не механическая прочность, а стойкость к ударным нагрузкам или хрупкость.

Закалённое стекло по этому показателю заметно уступает.

Триплекс при сильном ударе не остаётся неповреждённым, но из-за наличия многослойной структуры и клейких внутренних слоёв он не разлетается на кусочки, как обычное стекло – все осколки остаются монолитными. Возможна лишь деформация стекла, что никак не угрожает водителю при аварии. Именно поэтому в качестве ветрового стекла вот уже два десятилетия в автомобильной промышленности используется только триплекс.

Что касается закалённого стекла, то при ударе оно разбивается с образованием множества мелких осколков, но у этих кусочков нет острых граней, так что порезаться о такие осколки практически невозможно. Подсчитано, что при сильном встречном ударе калёное стекло размером 10х10 см. образует порядка 150-200 осколков, что не превышает нормативы класса безопасности, принятые для автомобильного стекла.

Так что по безопасности нельзя однозначно сказать, что лучше: триплекс или закалённое стекло. Во втором случае при ударе просто образуются осколки, которые не способны нанести режущую травму, в первом стекло остаётся цельным. При обоих вариантах после таких повреждений стекло подлежит замене.

Добавить комментарий
ВКонтакте
Facebook
На сайте
Комментарии (Facebook)
Добавить комментарий Facebook
ВКонтакте
Facebook
На сайте
Комментарии (ВК)
Добавить комментарий ВКонтакте
ВКонтакте
Facebook
На сайте
Adblock
detector