Путешествие на личном автомобиле когда-то было уделом избранных, сейчас оно доступно многим.
Быть мобильным, не привязанным к жёсткому регламенту экскурсионных поездок на автобусе или поезде, возможность в любой момент изменить маршрут — основная причина, растущей популярности туризма на собственной машине.
Конечно, к такой поездке нужно готовиться очень тщательно за тем, чтобы она не оказалась слишком дорогой – из-за незнания законов страны пребывания и непреднамеренного их нарушения она может обойтись дороже путешествия на самолете.
Начинать нужно с планирования путешествия, прокладки маршрута, бронирования отелей в городах, выбранных для посещения, или их пригородах (места в гостиницах там дешевле). Эти брони, кстати, потом понадобятся для оформления шенгенских виз, поскольку Чехия входит в Шенгенскую зону. Кроме этого, необходимо будет оформить медицинские страховки и международный полис обязательного страхования (Green Card) на автомобиль.
Маршрут почти в 2000 км. от Москвы до Праги будет проходить через Беларусь и Польшу – такое расстояние за один перегон не преодолеть, поэтому необходимо предусмотреть стоянки с возможностью посещения интересных мест.
До Бреста по трассе М 1, на которой разрешено движение на скорости до 120 км/час, легко можно добраться за один день и задержаться в нём на некоторое время. Основной достопримечательностью этого города является, конечно же, памятник-музей под открытым небом, посвященный защитникам Брестской крепости, — не посетить его и не отдать дань памяти тем, на кого пришелся первый удар немецко-фашистской армады в годы ВОВ, было бы неправильно, чисто по-человечески.
В самом городе пользуется популярностью у туристов пешеходная улица Советская, с её старинными зданиями, множеством кафе, музеев, казино. Ну а в его пригороде, в 100 км. от Бреста, расположена Беловежская пуща, с самым старым лесом в Европе, вотчиной белорусского Деда Мороза и символами Брестской области – зубрами – её очень любят посещать дети.
Прохождение белорусско-польской границы может занять много времени – белорусские пограничники пропускают быстро, а вот польские работать не спешат, поэтому следующую остановку надо планировать в Польше. Примерно на середине пути от Бреста до Праги будет старинный польский город Вроцлав – прекрасное место для ознакомления с историей этого народа и его разнообразной кухней.
Особых требований к автомобилю в странах Евросоюза, в том числе в Польше и Чехии, нет. Он должен быть технически исправным и без видимых повреждений кузова и стекол иначе у полицейских могут возникнуть вопросы.
Если поездка спланирована на зиму, то необходимо учесть, что во всех странах Европы уже при температуре, ниже +4 ˚C на колеса нужно ставить зимнюю резину, причем в период с 1 ноября и до 31 марта она должна стоять в обязательном порядке, независимо от градусов.
Шипованая резина в большинстве стран Евросоюза, в том числе в Чехии, запрещена для эксплуатации.
Кроме, предусмотренных российским законодательством, предметов первой необходимости, таких как аварийный знак, огнетушитель с неистекшим сроком проверки и аптечка с непросроченными лекарствами, в Польше и Чехии автомобиль должен быть оснащен и дополнительным оборудованием:
По приезду в Чехию на ближайшей автозаправке, почтовом отделении или специальном пункте продажи необходимо сразу же купить виньетку, предоставляющей право проезда по платным дорогам. Причём важно не только купить, но и правильно закрепить её.
https://www.youtube.com/watch?v=cWKBCSM6fDg
Она состоит из двух частей, одна крепится на лобовом стекле в правом нижнем углу, не закрывая обзор водителю, и должна быть хорошо видна снаружи, а контрольную с указанными на ней номером транспортного средства и сроком действия — нужно держать у водителя и предъявлять по требованию полицейских.
Сама виньетка недорогая – на 10 дней 310 крон (€11.5), но штрафы за её отсутствие, неправильное закрепление или незаполнение контрольной части просто астрономические.
Платных дорог в Чехии много и может получиться так, что с территории Польши можно выехать сразу на одну из таких.
Можно, конечно, попытаться проехать по бесплатным дорогам, обозначенным знаком «BEZ POPLATKU», но вероятность того, что где-нибудь все равно выскочишь на платную и нарвёшься на штраф, в десятки раз превышающий стоимость виньетки, очень велика, поэтому экономить на ней неразумно.
Во всех городах Европы очень сложно припарковаться, а бросать машину где попало, как это привыкли делать автолюбители в России и Беларуси, не получится – можно тоже получить штраф.
В больших городах Чехии парковки платные, оплата производится через специальные автоматы, установленные рядом со стоянками. Принимают они, в основном, наличные деньги. Стоимость их зависит от времени суток и дня недели – с 18.00 до 8.00 и в выходные они бесплатные, но нужно внимательно смотреть объявления – может оказаться, что бесплатные стоянки только на одной стороне улицы, а на другой — платные.
В Праге все парковочные зоны выделены цветами: оранжевым, зеленым и синим и от этого зависит их стоимость и время стоянки на них. Синие стоянки вообще предназначены только для жителей города и служебных машин – за оставление на них своего авто туристам грозит штраф.
Основные правила дорожного движения, закреплённые в международной «Конвенцией о дорожном движении» 1968 года, едины для всех государств, подписавших её, в том числе и для России, как правопреемницы СССР, но вот требования к их исполнению и ответственность за нарушения отдельных их пунктов разная.
За что в России и Белоруссии строго не наказывают, в Европе можно получить очень серьёзный штраф – возможно, поэтому европейские водители более законопослушные и корректные на дорогах.
Есть и некоторые особенности в чешских правилах:
Использование антирадарных систем на территории Чехии строжайше запрещено и карается серьёзными штрафами.
Да и применение радаров-детекторов не вызовет восторга у местных полицейских, поэтому все эти гаджеты нужно спрятать как можно дальше.
Наказание за нарушение ПДД в Чехии, как и во всей Европе, очень серьёзное.
Вот некоторые цифры штрафов:
До 5000 крон штраф можно оплачивать полицейским на месте, и они выпишут официальную квитанцию.
Дилемму, стоит ли ехать в Чехию на своей машине или нет, должен решать каждый автомобилист сам. Но на сегодня бюджетно съездить в Европу можно только в государства, не перешедшие ещё на евро, такие как Польша, Болгария, Румыния, Словакия, Чехия. В этих странах еда, проживание и топливо намного дешевле, чем в центральной Европе.
Языкового барьера в Польше и Чехии тоже нет. Несмотря на латиницу, надписи на объявлениях понятны и русским, а если знать немного украинский или белорусский языки, то с этим вообще не будет никаких проблем. К тому же многие поляки и чехи старшего поколения прекрасно говорят по-русски, так как в своё время изучали его в школе.
Учитывая же, сколько много даёт поездка на личной машине: комфорт, оперативность, мобильность, возможность менять планы и маршруты, исходить при принятии решения нужно только из своих личных возможностей по быстрому адаптированию к новым условиям и законопослушности при исполнении законов другой страны.