Каждый человек, имеющий автомобиль и эксплуатирующий его по предназначению, независимо от статуса, водительского стажа и управленческих компетенций, является потенциальным участником ДТП. Как бы угрожающе фраза ни звучала, она предопределяется самой жизнью. Аварийность на дорогах за последние годы значительно возросла, причём причины кроются как в злостной безответственности водителей, так и в банальном стечении обстоятельств, самочувствии человека, поломке машины, иных беспрецедентных источниках. Независимо от причины, повлёкшей аварию, такой прецедент является стрессовой ситуацией для всех участников, а развязка проблемы предопределяется их морально-этичными принципами и порядочностью, потому предусмотреть поведение каждого человека при таком стечении обстоятельств невозможно. Нередкими фактами при ДТП выступают ситуации, когда водитель, пытаясь скрыться от правосудия и ответственности, попросту убегает. Эта статья посвящена вопросу, что грозит участникам аварийной ситуации при оставлении места прецедента, с ориентировкой на нюансы и причины такого поведения водителя, а также описанию рациональных действий при ДТП, согласно правовым нормативам.
Зачастую движущими силами, провоцирующими водителя убегать с места аварии, выступает паника, инстинкт самосохранения и страх перед ответственностью. Причина взять себя в руки, действовать согласно регламенту, предусмотренному в правилах дорожного движения, является значимой, так как при попытке скрыться, которая нередко заканчивается скорым розыском «преступника», убегавшему придётся отвечать не только за ДТП, но и за факт покидания места аварии. В нынешнее время поиск автомобиля, нарушившего ПДД или ставшего участником ДТП, упрощает современное техническое оснащение, в виде видеорегистраторов, которыми модифицированы большинство транспортных средств, а также стационарных камер, расположенных на значимых участках дороги. Оставление пункта, где произошло ДТП, без имеющихся на то значимых причин, о которых будет рассказано дальше, карается согласно законодательству, может предусматривать не только административную, но и уголовную ответственность, в зависимости от обстоятельств. Кроме этого, если даже ситуация не имеет отягощающих обстоятельств, не относиться к крайне опасным прецедентам, а убегающий прав в ситуации согласно ПДД, при оставлении места аварии его могут признать виновным в ситуации по умолчанию, так как доказывать его правоту будет некому. Рассмотрим подробно меры наказания, предусмотренные на законодательном уровне за покидание места аварийной ситуации, с распределением по тяжести совокупных обстоятельств.
Каждый водитель, независимо от факта, сколько лет он управляет автомобилем, должен знать правила дорожного движения и порядок действий при возникновении нештатных происшествий. Кроме этого, обязательным считается и восполнение своих знаний путём самообучения, а также ознакомление с ответственностью за некорректное поведение на дороге, в том числе и за лишение места аварии, что определённым образом рационализирует поведение человека. Административная ответственность за проступок, связанный с бегством, предопределяется статьёй 12.27 КоАП Российской Федерации, которая предусматривает:
Попытка скрыться от правосудия путём бегства, с нарушением ПДД, нахождением в нетрезвом состоянии и другими отягощающими обстоятельствами предусматривает комплексные, более суровые меры наказания, критерии которых определит суд. Если в аварийной ситуации имеются пострадавшие, или ещё хуже, она повлекла за собой летальный исход одного или нескольких человек, виновнику ДТП угрожает ответственность уголовного характера, предусмотренная статьёй 125 кодекса. В нынешнее время в президиуме рассматривается вопрос об отягощении наказания, с возможностью переквалификации административной ответственности в уголовную, с предполагаемым арестом на период от двух до пяти лет, или штрафом в тридцать тысяч рублей, в зависимости от отягощающих обстоятельств. Проанализируем наиболее частые ситуации, а также критерии ответственности за них более детально.
Независимо от критерия, кто скрылся с места ДТП, виновный или пострадавший, наказание предусматривается идентичное для обеих сторон за оставление локализации аварийного пункта. Очень редкими, однако, имеющими все основания для существования прецедентами, выступают ситуации, когда после решения вопросов между собой, участники происшествия разъезжаются, а потом один из них возвращается, вызывает работников ГИБДД и оформляет протокол. В такой ситуации второй из договорившихся будет считаться скрывшимся, и признан виновным в ДТП. Такие переделки считаются неэтичными, с моральной точки зрения, однако, перед законом второй из участников будет выступать фактическим нарушителем, что обуславливает ему потребность доказывать правоту через суд. Если с вами произошла аварийная ситуация, и вы не имеете друг к другу претензий, то, во избежание неприятностей, факт договорённости со второй стороной необходимо документально зафиксировать в расписках или же путём регистрации в видеоформате. Подобная предосторожность позволит уехать спокойно, с уверенностью, что от второй стороны не возникнет дополнительных претензий.
Ответственность за оставление места ДТП имеет более суровый характер, если пострадали люди. Наличие пострадавших в законодательных меморандумах квалифицируется с позиции оставления в опасности. Статья 125 УК РФ предусматривает следующие критерии ответственности:
Побег с места аварии, как преступление, имеет срок давности, который составляет девяносто суток: по истечении этого периода водителя не смогут уже привлечь к ответственности, однако, с появлением современных средств для помощи в розыске преступников надеяться злоумышленнику скрыться от правоохранителей на столь продолжительный период не стоит.
Оформление ДТП осуществляется инспекторами ГИБДД, и при отсутствии одного из участников дорожно-транспортного происшествия, закон предусматривает открытие административного процесса, после чего будут проведены розыскные и следственные мероприятия. Первостепенной задачей правоохранительных органов является определения субъекта, скрывшегося с места инцидента. Нарушитель в добровольном или принудительном порядке доставляется в подразделение милиции, где на него составляется протокол. Дальнейшая процедура разбирательства предполагает отправление дела в суд, где представители определят, какое именно наказание предусмотрено в конкретной ситуации за оставление места ДТП. Дата судебного процесса будет сообщена правонарушителю дополнительно. На основании постановления нарушитель может быть незамедлительно арестован, если суд вынес вердикт о лишении свободы. Если суд постановил лишить прав автовладельца, тогда для сдачи удостоверения нарушителю отводится трое суток с момента приговора, а также десять дней на обжалование постановления.
Существуют ситуации, когда участники аварии имеют право самостоятельно урегулировать ситуацию без вызова милиции, оформив европротокол, при условии, что причастные к ситуации не предпринимают попыток скрыться. Если хоть один из участников уезжает, или субъекты не могут уладить конфликт собственными силами, ситуация требует вызова правоохранительных органов, а покинувшему место происшествия до приезда инспектора придётся отвечать согласно закону. Право на регистрацию факта ДТП посредством составления протокола европейского образца дают следующие условия:
После оформления европротокола, участники имеют право уезжать, без опасения за дальнейшее развитие событий по сценарию побега с места инцидента. Каждый из участников должен предоставить свой экземпляр протокола с пакетом документации в страховую фирму. Если водитель уехал с места ДТП после оформления протокола, речь о том, какое наказание предусмотрено, не идёт, так как ситуация не будет рассматриваться как побег правоохранительными органами.
Несмотря на стресс и панику, водителю, который стал участником дорожно-транспортного происшествия, важно взять себя в руки и корректно решить проблему. Побег – это самый неэффективный и нерациональный метод решения вопроса, так как современные технологии позволяют найти сбежавшего в короткий промежуток времени, при этом беглецу придётся отвечать не только за участие в аварийной ситуации, но и за оставление места ДТП. Зачастую беглеца с места аварии, случившейся в людных пунктах и больших городах, определяют оперативно, иногда сбежавший даже не успевает доехать домой, как ему предъявляют обвинение. Способствуют этому камеры видеофиксации, видеорегистраторы в машинах очевидцев, а также показания свидетелей. Усовершенствованные базы ГИБДД в электронной форме позволяют вычислить данные нарушителя за несколько секунд, после введения конкретной информации. Побег с места происшествия только усугубит ситуацию, станет отягощающим фактором при вынесении приговора, предусматривает наказание не только в виде штрафа, но и в применении более жёстких мер, вплоть до лишения права вождения на определённый срок или ограничение свободы. Прежде чем убегать, взвесьте плюсы и минусы, так как избежать обязательств путём побега в нынешнее время очень маловероятно.
Законодательный регламент не имеет официального понятия «неумышленное» или «непреднамеренное» оставление места ДТП, потому аргументировать побег не как результат умысла сбежать, а как следствие того, что водитель не заметил аварийной ситуации, будет сложно. Зачастую смягчают наказание, позволяют его трактовать как «неумышленное» следующие факты:
Избежать полностью в таких ситуациях наказания невозможно, так как факт аварийного инцидента предусматривает ответственность, независимо от умышленности или непреднамеренности оставить локализацию ДТП. Если удастся доказать неумышленность побега – это может помочь снизить наказание до минимального штрафа, предусмотренного административным кодексом. При инцидентах, которые дополняются серьёзными повреждениями транспорта, наличием пострадавших или погибших, доказать факт непреднамеренности невозможно. Облегчить участь скрывшегося с места происшествия сможет только явка с повинной и помощь следствию.
Сбегать с места ДТП – неэтично и нерационально, однако, если место происшествия уже покинуто, и вернуть ничего нельзя, стоит задуматься над тем, как решить возникшую проблему. Расскажем о законных и не очень манипуляциях, позволяющих ответить на вопрос, как избежать наказания за оставление места ДТП. Первый, и самый рациональный, метод избежать за побег ответственности, если водитель опомнился после стресса в короткий промежуток времени – возвратиться на место прецедента. Если удастся это сделать до приезда ГИБДД, тогда вопрос решается исчерпанным, автовладельцу не будет инкриминироваться побег. Если после ДТП прошло уже немало времени, можно попытаться прийти к согласию со вторым участником аварии. Сделать это желательно до назначенной даты явления в отдел ГИБДД. При урегулировании вопроса потерпевший сможет отозвать заявление, что повлечёт за собой закрытие дела.
Бывают инциденты, когда сбежавшему после ДТП не удаётся договориться со вторым участником аварии, в силу его принципиальности или других причин, тогда можно попытаться доказать в суде неумышленность своих действий или незначительность нанесённого ущерба. Исход судебной тяжбы зависит от грамотности и убедительности аргументации инцидента, потому для достижения эффективного результата стоит обратиться к квалифицированному юристу или воспользоваться услугами адвоката. Самый неэтичный, однако, работающий метод избежать ответственности за несанкционированное удаление с места аварии – «спрятаться» от правоохранительных органов до истечения трёхмесячного срока, после чего дело будет закрыто.
Все эти методы актуальны только в тех ситуациях, когда авария относится к категории несерьёзных, не имеет критичных последствий. Если в ДТП пострадали люди, тогда есть возможность только уменьшить серьёзность наказания, путём содействия правоохранительным органам, помощью потерпевшим.
Знание ПДД, ответственность и внушительный стаж вождения – это ещё не панацея от ДТП. Участником происшествия может стать любой водитель, при этом выступать как потерпевшим, так и виновником аварии. В таких случаях важно сконцентрироваться на проблеме, вернуть самообладание, не принимать опрометчивых решений, и не сбегать, чтобы ещё больше не усугубить положение. Побег с места происшествия – это худший вариант решения проблемы: он иногда позволяет избежать наказания на законодательном уровне, однако, навсегда остаётся в подсознании, предусматривает моральную ответственность перед совестью.