Каждый автомобилист знает, что существует понятие обязательного и добровольного страхования. Наибольшее количество вопросов возникает в отношении ОСАГО. Одним из них выступает обязанность и ответственность водителя, управляющего транспортным средством, будучи не вписанным в страховку. Как известно, ОСАГО является обязательным видом полиса для автомобилистов. И закономерно узнать, какие именно наказания последуют, если за рулём автомобиля окажется человек, не фигурирующий в полисе.
Ситуации бывают разными. Некоторые вписывают только себя, поскольку никто другой управлять его автомобилем не может. При иных обстоятельствах перечень вписанных в ОСАГО людей оказывается очень внушительным, и каждый из них имеет право управлять транспортным средством.
Автомобилистов интересует, можно ли ездить на машине, будучи не вписанным в страховку, и какое наказание грозит за отсутствие записи.
Стандартный полис имеет специальные поля, куда вносятся данные допущенных к управлению ТС водителей. Первым в перечне всегда идёт непосредственный владелец. Если кроме него никто не допущен к управлению, на остальных полях ставится прочерк.
Ещё до 2012 года не предъявлялись дополнительные требования относительно вписания других имён. Тогда разрешалось оформить генеральную доверенность, обязательно заверенную у нотариуса, где перечислялись допущенные к управлению ТС людей. Это было актуально для крупных фирм, где на одну машину приходилось сразу несколько водителей.
Сегодня доверенности утратили свою актуальность, поскольку изменения в полисе страхования позволили полноценной её заменить. И на то есть несколько причин:
Изменения в ОСАГО оказались достаточно удобными для владельцев ТС и всех водителей, которых допускают к управлению. Несмотря на увеличение стоимости пропорционально увеличению количества вписанных людей, это всё равно относительно доступная услуга. Особенно, когда речь идёт о крупных компаниях и предприятиях.
Важно сразу понять, что, будучи не вписанным в страховку, за незаконное управление транспортным средством предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Потому важно, чтобы имя управляющего ТС, даже если он не собственник, должно фигурировать в полисе.
При этом нет никаких ограничений касательно количества лиц, вписываемых в ОСАГО. С лицевой стороны бланка выделено 5 строк. Именно на них записывается информация об автомобилистах.
Если количество допущенных к управлению превышает 5 человек, тогда используется свободное место с другой стороны документа, где предусмотрено внесение особых отметок.
Бывает и так, что даже этих дополнительных строк не хватает для перечисления всех автомобилистов. Для решения этой проблемы используют дополнительное соглашение, которое прикладывается к основному бланку.
Штраф может быть наложен на водителя только в том случае, если его имя отсутствует на документе или в дополнительном соглашении.
Чтобы избежать возможного наказания, рекомендуется обязательно вписывать в полис каждого водителя, который будет находиться за рулём транспортного средства. Сделать это можно при оформлении нового полиса, а также при обновлении текущей страховки.
Процедура достаточно простая, и выглядит следующим образом:
Для проведения такой процедуры от заявителя потребуется действующий полис, который будет корректироваться, паспорт и права вписываемого в ОСАГО водителя. Никаких дополнительных документов не требуется.
Если вы хотите сэкономить время, соответствующий бланк для подачи заявления можно заранее скачать через официальный сайт своей страховой компании, заполнить его дома, и прийти уже полностью подготовленным.
Многие знают о том, какой будет штраф, если водитель не вписан в страховку, а потому пытаются собственноручно дополнить бланк. Якобы с подделкой почерка никаких проблем не возникнет, а инспектор не будет проводить детальный анализ для выяснения достоверности записи.
Но если пойти этим путём, ответственное лицо начнёт беспокоить вовсе не то, какой штраф и сколько денег он заплатит, если человек оказался не вписан в обязательную страховку. Наступит куда более серьёзная ответственность. Стоит ли так рисковать из-за 500 рублей возможного штрафа, вопрос достаточно риторический.
Начнём с того, что определить факт записи поверх прочерка не сложно. Это заметно практически всегда, вне зависимости от навыков человека подделывать записи.
Но если случится дорожно-транспортное происшествие, виновником в котором окажется незаконно вписанный водитель, никакой компенсации за свою ответственность он не получит. Страховая компания с лёгкостью обнаружит обман, и все обязательства по выплатам пострадавшей стороне лягут на него. Поскольку это прямое нарушение правил ОСАГО.
Также определённый размер штрафа предусмотрен не только за то, если водитель оказался не вписан в страховку, либо вписан самостоятельно. Вмешательство в официальные записи позволяет признать этот полис недействительным.
Если остановивший вас сотрудник ДПС сумеет определить, что бланк был заполнен с нарушениями, и находящийся за рулём водитель не самом деле не имеет право управлять ТС, на него будет наложен административный штраф.
Когда при остановке транспортного средства инспектор обнаруживает, что водитель, находящийся за рулём, отсутствует в полисе, то на него накладывается штраф в размере 500 рублей. Бывает и так, что действие ОСАГО истекло. Тогда штраф повышается уже до 800 рублей.
Простое предупреждение и штраф в размере от 500 до 800 рублей предусмотрены в ситуациях, когда запись с данными о водителе отсутствует в полисе, либо страховку забыли дома, но при этом все остальные документы находятся в полном порядке.
Если же водителя нет в страховке, у него отсутствует СТС, а также отсутствует сам полис, возникают сомнения относительно законности управления транспортным средством. Ведь не исключено, что за рулём угонщик. Чтобы выяснить это, водителя не только штрафуют, но и задерживают, пока не будут выяснены все обстоятельства.
Важно понимать, какая ответственность ждёт при передаче руля автомобиля лицу, не вписанного в страховку.
Автовладелец, имея на руках действующий полис страхования автогражданской ответственности, в любой момент, когда возникнет такая необходимость, может внести имена новых лиц, допущенных к управлению транспортным средством. Но сама процедура требует времени. Иногда на это уходит несколько дней, поскольку внесение новых имён подразумевает замену бланка.
Ситуации бывают разными. Иногда банально отсутствует время, чтобы откорректировать полис, и за руль приходится садиться человеку, которого в списке страховки нет. Для подобных случаев предусмотрен документ, позволяющий безвозмездно использовать машину.
Его можно охарактеризовать как доверенность, но только с более высоким уровнем важности. Официально регистрировать договор о безвозмездном использовании авто не нужно, плюс составляет документ на бесплатных основаниях. Информация и условия, предусмотренные договором, прописываются детально, но допускается использование свободной формы заполнения. При этом вносить какие-либо корректировки в паспорт ТС не нужно.
Чтобы документ оказался действительным, его нужно распечатать, поставить даты и подписи. С этого момента договор считается официальным. Он передаётся водителю, которому необходимо сесть за руль машины, в страховку ОСАГО на которую он не вписан. Только важно учесть, что временные водители должны обязательно отметить собственную автогражданскую ответственность. Для этого используется другой полис или этот же договор.
По закону такой документ действует в течение 10 дней с даты его подписания. Договор позволяет без каких-либо проблем находиться за рулём ТС, даже будучи не вписанным в полис страхования. Единственным условием является нахождение договора в руках временного водителя. Если его остановит сотрудник ДПС и попросить страховку, факт наличия этого договора освобождает от ответственности. Никаких штрафов выписывать никто не имеет права.
Совсем иная ответственность ждёт виновника ДТП, не вписанного в страховку. При обычной поимке водителя за рулём авто без внесения данных о нём в полис, его ждёт штраф в размере 500 рублей. Это достаточно немного, но нарушать закон всё равно не стоит.
Важно понимать, что в любой момент этот водитель может оказаться виновной стороной в ДТП. Чаще всего компенсацию пострадавшей стороне оплачивает виновник происшествия. Бывают случаи, когда страховая компания всё же покрывает ущерб. Но затем всё равно подаёт в суд, требуя компенсации уже собственные финансовые потери. То есть водителю в любом случае придётся заплатить из собственного кошелька.
Многое зависит и от серьёзности нанесённого ущерба. Пострадавшие имеют право потребовать больше денег, чем максимально можно получить по договору ОСАГО. Если водитель не в состоянии оплатить эту сумму, применяются жёсткие меры в виде удержания доходов или изъятия его личного имущества.
Несколько иначе выглядит ситуация, когда водитель не вписан, но становится пострадавшей стороной в дорожно-транспортном происшествии. Здесь предусматривает выписка штрафа за то, что используется ограниченный вид страхового полиса. При этом ущерб всё равно выплачивается в полном объёме.
Также интересует и несколько иной вопрос. Не все знают, что грозит водителю и владельцу авто, если первый не вписан в страховку, а второй находится рядом, на пассажирском кресле.
Бытует распространённое мнение, что любой человек с водительским удостоверением может управлять транспортным средством без каких-либо опасений, если собственник автомобиля находится рядом. Но это заблуждение, которое совершенно не соответствует действительности.
Если человек управляет машиной, но соответствующего права, исходя из записей в полисе, у него нет, то на водителя накладывается указанный ранее штраф. Если при этом владелец находится рядом в машине, и он идентифицирован инспектором как хозяин ТС, его также штрафуют.
Это соответствует закону о соучастии в правонарушении. В итоге каждая из сторон получает штраф в одинаковом размере. Речь идёт о 500 рублях.
Учитывая незначительный размер штрафа, многие автовладельцы игнорируют требование о необходимости вписывать других водителей, которые управляют его транспортным средством. Ведь вписание новых лиц требует дополнительных затрат, поскольку стоимость ОСАГО от этого увеличивается.
Но тут вопрос в другом. Это ответственность, предусмотренная в случае участия в дорожно-транспортном происшествии. Оказавшись виновной стороной, ни на какую компенсацию рассчитывать не придётся. Потому все расходы на восстановление автомобиля пострадавшей стороне ложатся на плечи водителя. Страховая откажется выплачивать компенсацию, причём на совершенно законных основаниях.
Наиболее правильным решением будет вписывать всех тех, кто постоянно планирует использовать один и тот же автомобиль. Если это экстренная необходимость, и человеку нужно буквально один раз сесть за руль не принадлежащего ему авто, оптимальным выходом из ситуации станет составление договора о безвозмездном пользовании.
Такой договор можно распечатать, но не ставить там даты и подписи. Когда появится необходимость, бланк заполняется, и водителю даётся право 10 дней свободно управлять ТС, даже не будучи вписанным в страховку. При этом никакой ответственности за это не предусмотрено, и страховая обязуется выплатить компенсацию.