К сожалению, дорожно-транспортные происшествия продолжают оставаться в перечне самых распространённых причин гибели людей, уступая только сердечно-сосудистым, онкологическим заболеваниям и действиям, связанным с насилием. Ежегодно в автомобильных авариях погибает население небольшого российского городка, а о количестве травмированных не стоит и говорить.
И если вы волею случая оказались свидетелем ДТП – в ваши обязанности входит оказание пострадавшим первой доврачебной помощи.
Под этим понятием понимают комплекс предпринимаемых прямо на месте срочных мероприятий, призванных спасти жизнь при наличии серьёзных угроз.
Особо отметим, что первая помощь при ДТП недаром называется доврачебной, поскольку медицинская оказывается специалистами, имеющими соответствующее образование. Обычные же граждане обязаны знать навыки, которые способны облегчить состояние пострадавшего до прибытия кареты скорой помощи. Сегодня их изучают в образовательных учреждениях, часто показывают по телевизору, эту информацию можно почерпнуть и в интернете.
И раз уж вы читаете эти строки, можно предположить, что вы хотите освежить свои знания в данной сфере.
Оказавшись не месте аварии, важно не растеряться, ведь от ваших действий может зависеть жизнь людей. Оказание первой медицинской помощи при совершении ДТП предполагает следующий алгоритм действий, который очень важно запомнить и соблюдать в экстренных случаях:
А вот что по этому поводу говорят пункт ПДД 2.6:
Общие правила, касающиеся последнего из приведённых пунктов, предполагают выполнение следующих действий:
От соблюдения указанной последовательности оказания экстренной доврачебной помощи зависит жизнь и здоровье пострадавшего, поэтому важно знать её, а также уметь определять, какие состояния несут наибольшую угрозу для жизни пациента. Именно об этом и будет идти речь в дальнейшем.
Состояний, непосредственно угрожающих жизни участника ДТП, немного, при этом следует ориентироваться на следующую их последовательность в зависимости от степени важности:
В частности, при наличии обильного кровотечения из крупной артерии смерть может наступить буквально за считанные минуты. То же относится к остановке сердцебиения/дыхания – это основные признаки клинической смерти. Если вы сумели определиться с состоянием пострадавшего, можно приступать к оперативной реализации алгоритма оказания первой помощи при ДТП.
Как уже отмечалось выше, главными признаками этого состояния является остановка дыхания и прекращение сердцебиения. Если вы достоверно диагностировали, что пострадавший находится в состоянии клинической смерти, вам придётся применить искусственное дыхание и процедуру непрямого массажа сердца.
Под искусственной вентиляцией лёгких понимаются мероприятия, направленные на принудительное введение воздуха в лёгкие с целью восстановления естественного процесса дыхания. Этим реанимационным мероприятием должен владеть каждый взрослый человек.
Существуют несколько методик выполнения процедуры ИВЛ, однако самыми известными и распространёнными считаются способы осуществления искусственного дыхания «рот в рот», а также несколько менее употребительный «рот в нос».
Рассмотрим подробно технику «рот в рот»:
Процедуру прекращают, если грудная клетка пострадавшего в аварии при очередном вдохе начинает подниматься, а впоследствии лёгкие начинают сокращаться самостоятельно.
Чаще всего клиническая смерть сопровождается и остановкой сердца (что выявляется отсутствием пульса), поэтому первая помощь на дороге при аварии, наряду с искусственным дыханием, требует проведения непрямого массажа сердца.
Процедура представляет собой принудительное периодичное сжатие миокарда (сердечной мышцы) в области между позвоночником и грудиной, что позволяет поддержать кровообращение при неработающем сердце.
Важно: наличие пульса, даже очень слабого. Является прямым противопоказанием к проведению НПС.
Алгоритм закрытого массажа сердечной мышцы:
Если пострадавшим является подросток, массаж грудной клетки выполняется одной рукой, если грудной ребёнок – средним и указательным пальцем.
Комплексная реанимация в случае клинической смерти, когда одновременно требуется выполнить искусственное дыхание и непрямой массаж сердца делается следующим образом:
Массаж продолжают до полного восстановления сердечной деятельности.
Признаком окончания проведения процедуры является появление у пострадавшего пульса или самостоятельное дыхание. В этом случае следует уложить его на бок, ладонь нижней руки положить под голову, а самому наблюдать за пострадавшим, ожидая прибытия медиков.
Под этим термином, синонимом которого является обморок, понимают внезапную потерю сознания в результате резкого изменения мозгового кровотока. Мозг отключается, сигнализируя симпатической нервной системе об острой нехватке кислорода.
Как правило, обмороку предшествует резко возникшее головокружение и столь же внезапные приступы тошноты, при этом у пострадавшего закатываются глазные орбиты, на лице выступает холодный пот, конечности становятся холодными, а пульс заметно слабеет.
При авариях причинами обморочного состояния могут быть:
Для оказания первой помощи необходимо:
Если при проводимых действиях в течение 3 минут пострадавший не приходит в сознание, его необходимо повернуть на бок или на живот, а также приложить что-то холодное к голове.
Обычно предпринятых действий достаточно для выхода из обморочного состояния. Если этого не произошло – следует немедленно вызвать медиков, поскольку мозг продолжает испытывать острый дефицит кислорода.
Если состояние потерявшего сознание улучшилось, можно дать ему для увеличения сосудистого тонуса чашку кофе или крепкого чая.
В естественных условиях человеческая кость достаточно крепка, чтобы справляться с самыми разнообразными нагрузками. Но при ДТП человеческий организм подвергается многократным перегрузкам, и костная ткань при контакте с любым твёрдым телом теряет целостность. В большинстве случаев перелом сопровождается острыми болевыми ощущениями. Они могут быть настолько сильными, что приводят к обмороку или болевому шоку. Открытые переломы выявить легче, поскольку об этом свидетельствует кровотечением в месте выхода обломков кости на поверхность эпителия.
Первая помощь при авариях в случае получения переломов заключается в выполнении следующих действий:
При переломах также важно следовать таким правилам:
Нельзя накладывать фиксирующий жгут на среднюю треть плеча, а также на нижнюю треть бедра. Это может стать причиной серьёзного повреждения нервов. Поэтому жгут следует наложить выше этого уровня.
Различают три разновидности кровотечения – венозное, капиллярное и артериальное. Во время ДТП вероятность повреждения кожного покрова очень велика, при этом могут наблюдаться множественные очаги кровотечения.
Менее всего опасны капиллярные кровотечения, которые редко приводят к значительной потере крови. Остановить их несложно: достаточно наложить на место ранения асептическую повязку, а если пострадали конечности – просто поднять их выше грудины.
Купирование венозных кровотечений производится наложением давящей повязки с тампонадой пореза: сначала на рану укладывается марлевая повязка, затем – достаточно толстый слой ваты (при её отсутствии подойдёт чистое полотенце или кусок аналогичной ткани), и затем весь этот коктейль плотно бинтуется. Такая повязка приводит к активизации процесса тромбирования повреждённых вен, что приводит к прекращению кровотечения. Если оно обильное, повязка быстро намокает – в этом случае помогает дополнительное надавливание на место ранения ладонью.
Первая медпомощь при ДТП в случае повреждения артерий заключается в прижатии их к ниже расположенным костным образованиям. Как правило, кровеносные артерии пальпируются намного легче венозных, поэтому эффективность этого метода достаточно высока. Но для этого человек, оказывающий первую медпомощь, должен быть хорошо физически развит: для удержания артерий прижатыми на протяжении длительного времени потребуется немало усилий.
Если ни прижатие, ни тугая повязка не помогли, остаётся пережать артерию с помощью жгута, однако такой способ следует применять в исключительных случаях, поскольку он чреват кислородным голоданием тканей, расположенных выше места ранения.
Правильная техника наложения жгута:
Помните, что оставлять жгут затянутым можно не более 50-60 минут. Если кровотечение остановить не удалось, следует его ослабить на 15 минут и снова затянуть, но максимум на 15-20 минут.
В автомобиле достаточно мест, подвергающихся сильному нагреву. В штатных ситуациях они никоим образом не угрожают находящимся внутри машинам лицам, но при аварии вероятность нарушения целостности конструкции транспортного средства возрастает, что чревато получением ожогов разных типов – термических, электрических, в результате воздействия химически активных жидкостей (щелочей, кислот).
Поэтому первое, что необходимо сделать, – выявить и попытаться устранить причину, приведшую к получению ожогов
Если рана имеет термическое происхождение, что случается чаще всего, обожжённый участок кожного покрова необходимо с максимальной аккуратностью освободить от слоя одежды. Если в месте ожога ткань прилипла к ране, отдирать её нельзя – нужно осторожно обрезать её по периметру, стараясь не воздействовать на сам ожог. Затем пострадавшую область обрабатывают любым имеющимся дезинфекционным средством (подойдёт и водка). Смазывать ожог жирными составами не следует – такие кремы и мази бесполезны, поскольку не обладают ни обезболивающим, ни дезинфицирующим действием.
Для уменьшения боли полейте рану как можно более холодной водой, затем перевяжите её стерильным материалом (не туго) и приложите к ней холодный предмет. Вследствие обезвоживания организма необходимо обильное питьё, но использовать можно только тёплую воду или подсоленные напитки.
Обработка лёгких ожогов заключается в использовании спреев, содержащих декспантенол. Если область поражения превышает площадь ладони, потребуется профессиональная помощь медиков.
Если вы сделали всё от себя зависящее, чтобы облегчить состояние попавшего в ДТП, а приезд бригады медиков ожидается не скоро, имеет смысл самостоятельной доставки потерпевшего в медучреждение, расположенное ближе всего к месту аварии.
Если нуждающийся в помощи не может передвигаться самостоятельно, его следует для начала попытаться приподнять. Для этого нужно встать на колено сбоку и от лежачего пострадавшего, засунуть руки под голову, захватив шею и лопатки, и начинать приподнимать. Если это не удалось, передвинуться к его изголовью и обхватить таким же способом плечи и повторить попытку.
Если имеются тяжелые раны ног, черепа, брюшины или грудины – передвигать раненого нельзя.
Проще всего транспортировать травмированного в свою машину с помощью носилок, но для этого нужно иметь помощника. Носилки ложатся со стороны повреждённого органа, один человек берет пострадавшего за голову, захватывая шею и позвоночник, другой – за ноги в области голени. Приподнимать и укладывать раненого на носилки нужно аккуратно и синхронно.
Перемещение носилок производится короткими и плавными шагами, и обязательно в ногу. Передвигаться следует на слегка согнутых ногах, чтобы улучшить амортизацию носилок. Если идущему сзади носильщику не видно дороги, впереди идущий предупреждает его о наличии препятствий. Перемещать носилки нужно стараться строго горизонтально.
Если носилок нет, и отсутствует возможность их сооружения из подручных материалов, можно использовать одну из перечисленных техник:
Если пострадавший находится в обморочном состоянии, допускается транспортировка лёжа, но голова должна находиться ниже конечностей. При ранении в области грудины возможна транспортировка в полусидячем положении, при этом повреждённый бок должен быть внизу.
Если ранена область шеи, пострадавшего укладывают в полусидячем положении, обеспечив наклон головы в направлении грудины. При достоверном наличии внутренних кровотечений попавший в аварию транспортируется лёжа на спине с приподнятыми коленями (можно использовать валик или подушку).
В любом случае перед тем, как отправляться в дорогу, необходимо оценить, насколько далеко расположено ближайшее медицинское учреждение (или населённый пункт, если местность незнакомая), состояние дорожного полотна, погодные условия и то, насколько плохо чувствует себя пострадавший.
Когда вы благополучно прибудете к месту оказания квалифицированной медицинской помощи, не пытайтесь вынести из автомобиля, попавшего в аварию, – это должны сделать медицинские работники.
Если не рассматривать моральный аспект подобных ситуаций, следует уяснить, что оказание доврачебной помощи при аварии – это не обязанность очевидца, а его право. Не исключено, что вы и сами растеряетесь настолько, что будете не в состоянии чем-то помочь нуждающемуся человеку. В этом случае остаётся только вызвать медиков и ожидать их прибытия – такой поступок уже можно рассматривать в качестве первой помощи. Чтобы облегчить работу медработникам, обязательно укажите пол пострадавшего и его возраст (пускай даже оценочный), опишите также с максимальной детализацией, куда нужно ехать, что именно произошло и в насколько тяжёлом состоянии находится водитель или пассажиры попавшего в аварию ТС.
Если же следовать букве закона, то необходимо ознакомиться со ст. 124/125 УК РФ. В 124-ё статье говорится, что неоказание помощи больному лицами, в обязанности которых входит её предоставление, если причины неуважительные, при условии причинения вследствие бездействия вреда здоровью потерпевшего, наказывается штрафом в размере, не превышающем 40 тысяч рублей, или арестом на 2-4 месяца, или исправительными работами на протяжении до года.
125-я статья звучит намного жёстче: преднамеренное оставление лица, находящегося в угрожающем для жизни состоянии, без оказания помощи, наказывается штрафом в размере 80 тысяч рублей или зарплаты (или иных доходов, полученных на протяжении последних шести месяцев), или содержанием под стражей на протяжении трёх месяцев, или лишением свободы на один год, или исправительными работами на аналогичный срок.