Зимой для автомобилистов наступают не самые лёгкие времена. Многочисленные проблемы, являющиеся следствием отрицательных температур, не позволяют им расслабиться, и одним из первых проявлений предательской погоды является ледовая корка, с которой сталкиваются автовладельцы каждое морозное утро.
Ни о каком движении при практически нулевой видимости речь не идёт – приходится тратить драгоценное время на то, чтобы очистить автомобиль от наледи.
И если его в обрез, многие просто не дожидаются, пока стёкла снова станут прозрачными, и отправляются в дорогу, рассчитывая на своё водительское мастерство и удачу. Но, как свидетельствует вездесущая статистика, примерно каждое десятое ДТП, совершенное в зимний период – это результаты такого нетерпения.
Существуют ли способы, позволяющие ускорить процесс разморозки автомобильных стёкол? Безусловно, ведь изобретательность наших доморощенных «кулибиных» поистине беспредельна. Но далеко не все подобные методы одинаково эффективны или рациональны, а многие и вовсе вредны для машины.
Мы расскажем нашим читателям о самых употребительных и наиболее нежелательных методах борьбы с ледовым наростом.
Многие автовладельцы считают удивительным и непонятным тот факт, что по утрам ледовая корка образуется только на машинах. На самом деле это не так. По своей сути обмерзание стёкол автомобиля наледью – процесс из того же ряда, что образование инея на деревьях, скамейках и прочих предметах.
Дело в том, что в воздухе, если это не Сахара, всегда содержится определённое количество водяного пара. Все мы знаем о таком параметре, как влажность воздуха (хотя мало кто понимает, что конкретно означает влажность 80%).
Так вот, когда температура воздуха опускается ниже нуля градусов (это точка замерзания воды), то избыточная влага, содержащаяся в нём, начинает конденсироваться. Но для этого нужно ещё одно условие, чтобы ей было куда конденсироваться. Для этого сгодится любая холодная поверхность, в том числе стёкла и кузов авто. Мельчайшие частички водяного пара, кристаллизуясь, превращаются в столь же миниатюрные кристаллики льда, которые оседают на любой неровной поверхности, наслаиваясь друг на друге (если вы думаете, что стекло идеально ровное, то советуем вам рассмотреть его поверхность через мощное увеличительное стекло. Мы уверены, что вы будете поражены увиденным).
Так что не стоит удивляться, что больше всего наледи образуется по краям стёкол, а также вокруг трещин. Если мороз крепкий, можно не сомневаться, что площадь оледенения захватит всё стекло.
Отметим, что в данном случае вода из газообразного переходит в твёрдое состояние, минуя жидкую фазу.
Если исключить откровенно агрессивные средства борьбы со льдом, плотно облепившим лобовое стекло, то не стоит рассчитывать на быстрый успех. Приготовьтесь к тому, что сможете тронуться в путь не ранее, чем через полчаса. Примерно столько времени уходит на прогрев двигателя в сильные морозы, поскольку на холостом ходу без нагрузки, это процесс медлительный. А поскольку основная корочка льда расположена на наружной стороне окон, требуется дополнительное время, чтобы их прогреть. Впрочем, существует немало способов, как убрать наледь с автомобиля намного быстрее, и мы ставим перед собой цель ознакомить читателей с ними.
Но начнём, пожалуй, с классики.
Распространённая ошибка многих водителей – сев в машину, сразу же включить штатный обогреватель на максимум. Почему этого делать не рекомендуется? Мы знаем, что если в стеклянную посуду лить кипяток, она может дать трещины из-за резного перепада температур. В данном случае о кипятке речь не идёт, но не стоит забывать, что и температура поверхности стекла совсем не комнатная. Так что разность температур имеется и здесь, и чем больше мороз, тем выше вероятность повредить лобовое стекло.
Поэтому прогревать салон, а вместе с ним и окна машины, следует постепенно. Это правило номер один, и касается оно в первую очередь лобового стекла, поскольку именно не него имеется возможность направить поток горячего воздуха напрямую из дефлекторов.
Правило номер два – не спешите бороться с обледенением стекол в автомобиле с помощью скребков и щёток, пока температура в салоне не поднимется до комфортной. Современные стёкла – достаточно мягкие, поэтому поцарапать их очень легко, особенно когда лёд прикипел к стеклянной поверхности. Подождите, пока наледь не начнёт подтаивать, и только тогда принимайтесь за очистку – возможно, скребок вам к тому времени уже не понадобится, и вы сможете завершить начатое щёткой с мягким ворсом.
Это недорогое и конструктивно примитивное средство очистки стёкол автомобиля от наледи наверняка имеется в вашем арсенале. Возможно, и не одно. И это вполне оправдано: несмотря на простоту, скребки могут иметь пластмассовое или прорезиненное лезвие. И тот, и другой вариант полезны в разных ситуациях. Так, если ледовая корка прикипела к стеклу, как говорится, «намертво», резиновый скребок будет бессильным. Но он незаменим, если нарост мягкий, а геометрия обрабатываемой поверхности далека от идеальной.
При выборе скребка нужно ориентироваться и на его эргономичность: коротким вам придётся тянуться в сторону середины стекла, слишком длинный – неудобен для обработки близлежащих поверхностей. Так что выбираем золотую середину и не клюём на телескопические варианты: они, безусловно, универсальны, но гораздо менее надёжны. Поскольку подобные инструменты используются исключительно зимой, наличие на рукоятке так называемой «варежки» – утеплённого слоя – тоже будет несомненным плюсом.
Работая пластиковым наконечником, будьте предельно аккуратны: им легко повредить лакокрасочный слой или поцарапать стекло.
Если скребка под рукой нет, а ехать нужно – можно воспользоваться любой ненужной пластиковой картой (например, дисконтной, у которой нет считываемого магнитного слоя). Использовать для этих целей компакт-диски, как это советуют многие «эксперты», мы не рекомендуем: кругляшкой чистить неэффективно, а разломать диск пополам так, чтобы края были идеально ровными, у вас не получится.
Разумеется, справиться с обледенением стёкол автомобиля снаружи посредством куска прямоугольного пластика не так просто, хотя бы в силу отсутствия рукоятки, да и слишком толстый слой льда карточкой не удалить. Здесь нужен инструмент посолиднее.
Но в этом процессе главное – начать. Сначала будет трудно, но потом ледяная корка будет поддаваться всё охотнее.
Многие водители, прежде чем выходить из дому, предусмотрительно смотрят на термометр, чтобы хотя бы приблизительно оценить, что их ожидает, и как бороться с наледью на стёклах своего автомобиля. Если мороз небольшой, можно предположить, что и слой наледи не толстый. В этом случае имеет смысл взять с собой пару бутылок тёплой воды, которой полить стекло и в оперативном режиме, пока воду не прихватило, начать работать классическим скребком. Как правило, такая доморощенная технология позволяет существенно ускорить процесс очистки стёкол. Но в сильные морозы данный способ неприменим, поскольку старый лёд не успеет оттаять, а вода кристаллизуется буквально за минуты.
Если вы думаете, что вместо тёплой нужно лить горячую воду, то ошибаетесь. Мы уже рассказывали, чем грозит большой разброс температур. У любителей подобных «банных процедур» лобовые стёкла находятся далеко не в идеальном состоянии, поскольку появление микротрещин – самый оптимистичный вариант развития событий.
Увеличить время схватывания воды можно, если добавить в воду реагенты, понижающие температуру замерзания – например, обычную соль или немножко «незамерзайки».
Ещё один хороший, но более хлопотный способ – использование тёплоё грелки, которая сохраняет тепло гораздо дольше.
Чтобы у вас сложились правильные представления об этом способе, отметим, что при температурах ниже -7-8°С воду использовать не рекомендуется, в противном случае она должна быть нагрета не более чем на 40-50°С.
Если заглянуть в любой автомагазин в раздел «автохимия», то можно поразиться тому количеству спецсредств, которые предлагаются для удаления наледи на лобовом стекле автомобиля, а также жидкостей, препятствующих запотеванию внутренних стёкол. Есть также средства, нанесение которых на стекло предотвращает образование ледяной корочки определённое время. Казалось бы, большой ассортимент – это хорошо, но на деле все эти средства представляют собой спиртовые растворы с добавлением нескольких узконаправленных примесей. Так что здесь правило «дороже – качественнее» вряд ли применимо. Приобретайте любое и пользуйтесь на здоровье. Разумеется, если позволяют финансы – одного флакона, как правило, хватает на 5-10 применений.
Впрочем, если магазинного средства под рукой нет, а ехать нужно, жидкость для предотвращения обледенения стёкол автомобиля можно приготовить по-быстрому и в домашних условиях.
Некоторые автомобилисты ленятся делать и это, видя выход в использовании обычной «незамерзайки», которая применяется для омывания лобового стекла. Сразу отметим, что этого делать не стоит, поскольку такая жидкость при сильных морозах неэффективна. Почему? – спросите вы, ведь она рассчитана на морозы до 25-30°С. Всё верно, но здесь нужно учесть тот фактор, что, расплавляя лёд, «незамерзайка» тут же с ним смешивается, её концентрация снижается, а температура застывания повышается до минус пяти. В результате вы делаете только хуже – слой наледи становится ещё толще.
Но ситуацию можно исправить, добавив в фабричную незамерзающую жидкость для омывания стекла 95%-ый медицинский спирт, который безрецептурно продаётся в аптеках. Водка тоже сгодится, но в этом случае доза добавки должна быть примерно вдвое выше. Вот такой состав гарантированно не позволит намерзать наледи на стекле и щётках дворников авто.
Да, есть и такие спецсредства для разогрева салона и стёкол транспортного средства, преимущественно китайского производства. В последнее время в сети проводится активная маркетинговая кампания по их продвижению, хотя они позиционируются в основном как средство размораживания внутренней поверхности стёкол, то есть в салоне. Физически такой автофен представляет собой комбинацию вентилятора и нагревательного элемента, которые запитываются от бортовой сети (вставляются в гнездо штатного прикуривателя).
По отзывам автовладельцев, не пожалевших денег на приобретение такого автоаксессуара, эффективность его использования вызывает большие сомнения:
Так что использовать такой фен для того, чтобы убрать обледенение стёкол в машине, можно лишь в качестве дополнения к штатному обогревателю. Впрочем, погреть замерзшие пальцы рук этим прибором вы точно сможете, как и сидение (своё или пассажирское). Словом, найти ему применение, когда за бортом минус 30, вполне можно.
Безусловно, избавиться от обледенения стекол в автомобиле можно и с помощью национального напитка. Способ применения известен – установить на бутылку распылитель и брызгать самогоном или водкой на проблемные места. Действует быстро, удаляет обледенение эффективно.
Но… Вы наверняка об этом уже подумали – какой дурак будет использовать столь ценную жидкость для таких прозаичных дел? Так что данный способ можно рассматривать в качестве рабочего только чисто гипотетически. Ну, и в крайних ситуациях, когда других средств под рукой нет, но зато есть безотлагательные дела.
Итак, вы познакомились с основными средствами от обледенения стёкол автомобиля, используемыми отечественными автолюбителями. Теперь речь пойдём о том, как предотвратить обледенение стёкол автомобиля.
Можно обработать стекло и после поездки, чтобы оно не покрывалось наледью. Но многие не видят в этом особого смысла, поскольку считают, что в любом случае придётся работать. В принципе – всё верно, но зачастую в конце дня у нас бывает больше свободного времени, чем утром, так что профилактические мероприятия имеют смысл. Тем более что они в основе своей не требуют таких больших временных затрат.
Итак, что может сделать автовладелец, чтобы предотвратить обледенение стёкол своего автомобиля, что позволит ему без проблем сесть в него и начать движение после длительного простоя:
О последнем способе стоит рассказать подробнее.
Заводские чехлы могут быть рассчитаны только на лобовое стекло, закрывать переднее и часть боковых окон, а также полностью закрывать окна по всему периметру машины вместе с зеркалами заднего вида. Главный недостаток таких чехлов – после использования они нуждаются в сушке. Ввиду большой площади это может оказаться весьма затруднительно, особенно при отсутствии балкона/лоджии, если вы проживаете в многоэтажке. А вот для автомобилистов, живущих в частном секторе, это не проблема.
Ткань тоже достаточно хорошо защищает от обледенения стёкол и металла, но недостатков у этого способа намного больше:
Достаточно плотный упаковочный картон тоже на отлично справляется со своей антигололёдной протекторной функцией, но это, можно сказать, расходный материал, который после нескольких намоканий начинает расползаться. Так что этот материал применим, если имеется недорогой источник его пополнения.
Самое дешёвое средство – это полиэтиленовая плёнка, но в чистом виде она не будет эффективной — перед употреблением её необходимо опрыскать незамерзающей жидкостью.
Русские люди весьма изобретательны, но не всегда их творчество приносит реальный эффект. А зачастую оно и вредит, хотя всё равно благодаря эффекту «народного радио» пользуется известностью и время от времени применяется. Это в полной мере относится и к средствам борьбы с оледенением автомобильных стёкол. Итак, чего делать нельзя ради достижения поставленной цели:
Помните, что избавляться от наледи следует очень аккуратно, ведь вы имеете дело с самым непрочным материалом в машине. Спешка здесь тоже ни к чему. Используя наши советы (ну конечно, они не наши, вы правы), можно справиться с этой работой достаточно быстро и качественно.