Для абсолютного большинства людей покупка автомобиля, особенно дорого – очень ответственный шаг. Учитывая, что даже будучи представителем среднего класса, накопить достаточную сумму удаётся на протяжении многих лет, совсем не хочется стать обладателем машины, которая окажется совсем не такой, как об этом повествуют рекламные проспекты, автомобильные обзоры и просто комментаторы, коих сегодня в интернете – пруд пруди.
Во все времена самым удачным способом испробовать новинку был личный опыт, основанный на эксплуатации приобретённого.
В отношении автомобиля такой способ заведомо непригоден, поэтому и появилась альтернативная услуга в виде тест-драйва – предоставлении потенциальному покупателю понравившегося транспортного средства для его оценки.
Если выражаться кратко и ёмко, то под тест-драйвом следует понимать предоставление автосалоном модели, которая понравилась потенциальному покупателю, для совершения пробной поездки.
Эта процедура позволяет произвести предварительную оценку эксплуатационных характеристик транспортного средства, его достоинств и недостатков, и уже на основании полученных впечатлений делать окончательный вывод о приобретении тестировавшегося автомобиля.
Здесь есть один нюанс: комплектации бывают разными, и если у вас явно недостаточно средств для покупки авто с максимальным количеством опций, то протестировать такой автомобиль вы вполне можете. Более того, именно так и нужно поступать – в этом случае вы получите представление о том, насколько нужны или бесполезны с вашей точки зрения те или иные опции.
Многие покупатели просто не в курсе, что существует такая услуга, другие уверены, что она платная, и потому не заказывают, третьи полагают, что на тест-драйв выдаются только очень дорогие машины.
Всё это – заблуждения. Вам необходимо усвоить следующие истины:
Впрочем, для полноценного тестирования внедорожника вам наверняка будет мало поездок по асфальтированной дорожке возле автосалона, да и рейд по городским улицам будет малоинформативным. А предоставить машину для испытаний в полевых условиях – к таким действиям большинство дилеров пока не готово. Хотя действительно уважающие себя автосалоны обычно оборудуют специальные площадки, на которых имитируются условия бездорожья специально для тестирования авто внедорожного класса.
Но и здесь имеется неплохой вариант решения проблемы: многие официальные дилеры на периодической основе проводят выездные тест-драйвы. Вам остаётся только узнать о сроках их проведения и вовремя записаться.
Чаще всего возможностью протестировать автомобиль пользуются посетители автосалона, присматривающие себе новое авто с целью приобрести его в ближайшее время. Ну, или в среднесрочной перспективе.
Но даже если намерены произвести покупку подержанного авто, не стоит пренебрегать возможностью выполнить пробную поездку на такой же, но новой модели, если она выставлена на тест-драйв в одном из салонов.
Если вы хотите проверить работу всех систем, и можете сделать это совершенно бесплатно, зачем же игнорировать такую возможность? Многие автолюбители так и делают, иногда даже злоупотребляя этим.
Впрочем, получить машину на длительный тест-драйв намного сложнее, а именно он позволяет выявить все потенциальные недостатки модели. Но если ваши намерения серьёзны, а стоимость понравившегося автомобиля высока, стоит потратить время на попытку оформления и такого тестирования.
А вот здесь присутствует некая коллизия. С одной стороны, автосалоны заинтересованы в увеличении продаж, и тестирование машин является очень хорошим маркетинговым ходом для достижения поставленных целей. Но есть и обратная сторона медали – риск того, что предоставленный посетителю автомобиль во время тестирования может получить повреждения. И хотя автопроизводители обычно компенсируют такие издержки, это всё равно неприятно.
И всё же полностью игнорировать предоставление своих машин на тест-драйв автосалоны не могут. А вот получать дополнительные выгоды в виде сбора баз данных телефонов и адресов потенциальных клиентов – вполне, чем многие из них успешно и занимаются. Причём получить авто для тестирования без заполнения анкеты с указанием номера мобилки вряд ли удастся.
А в результате тот, кто использовал представившуюся возможность, но не купил машину, будет длительное время получать СМС-сообщения рекламного характера.
Как правило, автосалоны предлагают посетителям модели в практически полных комплектациях, иногда даже устанавливая на них различное дополнительное (опциональное) оборудование. В стартовых комплектациях предоставлять автомобили не имеет смысла с маркетинговой точки зрения. Поэтому их на тест-драйвах и не бывает.
Существует также правило, согласно которому, если в продаже имеется конкретная модель в нескольких типах кузова (седан, универсал, хэтчбек), то для тестирования предоставляется только один из них, по усмотрению автосалона.
Так что нередки ситуации, когда вам придётся идти на компромисс. Скажем, если вас интересует конфигурация с кузовом седан и АКПП, то в салоне для пробных поездок выделили хэтчбек с автоматом или седан с механической трансмиссией. То есть вы далеко не всегда получаете возможность протестировать именно тот вариант, который по душе. Хотя всегда есть возможность обзвонить несколько салонов – чем больше их в вашем городе, тем больше вероятность успеха.
В небольших городах с мизерным представительством автодилеров может оказаться, что интересующей вас модели вообще нет в продаже, либо же нет именно на тест-драйве.
Стоит также знать, что в среднем тестовый автомобиль работает в качестве пробного около года, успевая наездить при этом порядка 5-6 тысяч километров.
В большинстве случаев пробная поездка совершается по круговому маршруту, который начинается возле автосалона и там же заканчивается. При этом вы сможете проехать на тестируемой машине не более 3-4 кварталов. На относительно свободной дороге такая поездка может быть произведена буквально за 5-10 минут, но при интенсивном движении и наличии пробок растянуться на полчаса, при этом вы так и не получите возможности испытать авто в скоростном режиме.
В любом случае следует приготовиться к ограниченному времени нахождения за рулём, и если вы реально заинтересованы в покупке этой модели, стоит заранее продумать, что именно вы хотите протестировать и испробовать в работе, а ещё лучше, если этот список будет у вас в текстовом виде перед глазами во время тест-драйва. Так вы точно ничего не забудете.
Следует учесть, что при прохождении тест-драйва маршрут следования будет уже определён, и вам вряд ли удастся любая самодеятельность. Так что даже на внедорожнике вам придётся ездить исключительно по асфальту.
Алгоритм, как взять машину на тест-драйв, простой:
Осуществить заказ можно в телефонном режиме, при этом обсуждению подлежит день, время тестирования и, естественно/, интересующая вас модель. Если вы уже пришли в салон, и нужная машина имеется и не занята, скорее всего, вам не откажут в совершении пробной поездки немедленно.
Автодилеры стараются выбирать для тестирования выходные дни, поскольку это идеальное время для поездок – дороги более-менее разгружены, и вам удастся испытать машину на всех скоростных режимах. В будние дни такая возможность предоставляется редко, особенно в крупных городах. Если же на выходные не получается у вас, выбирайте любой день, но старайтесь, чтобы это не были часы пик (утро, вечер).
Некоторые салоны имеют специально оборудованные испытательные площадки или трассы, расположенные где-нибудь рядом. Если же вам предложат поездку по городу, то это будет маршрут, предварительно согласованный с ГИБДД именно для этих целей. Поскольку обычно испытываются все системы автомобиля, идеально ровная трасса (во всех смыслах) для этого подходит мало. Нужны и ямы, и повороты – только так можно проверить ходовую часть, манёвренность машины, насколько она динамична и как резво тормозит. Не беда, если вы плохо знакомы с этой частью города: продолжительность маршрута следования невелика, и рядом с вами будет находиться представитель автодилера. Обычно во время обкатки всегда возникают вопросы, которые можно задать менеджеру. С ним же можно попытаться договориться о тестировании в более реальных условиях (например, для внедорожника – по грунтовой дороге). Правда, шансы на успех невелики, но все же…
Отметим также, что такие короткие заезды предлагаются всем желающим при соблюдении перечисленных выше требований. Если интересующая вас модель относится к очень дорогим. Не исключено, что вам разрешать тестировать её на протяжении нескольких суток, причём без представителя автосалона. Но такая возможность предлагается только постоянным клиентам, относительно часто совершающим покупки нового авто. Услуга по-прежнему остаётся бесплатной, но вам придётся раскошелиться на страховой полис – без него автомобиль на длительный тест-драйв не дадут.
Впрочем, если вы сумеете убедить менеджеров в своей платёжеспособности и твёрдых намерениях совершить покупку, этого может оказаться достаточно для принятия положительного решения. Очень высоки шансы у представителей следующих профессий:
Словом, вы должны быть полезны для дилерского центра.
Ни в коем случае не следует полагать, что предоставление авто для тестирования – процедура чисто формальная. В любом случае перед пробным заездом вам предложат заполнить некоторые бумаги и предъявить права с открытой (действующей) категорией В.
Мы рекомендуем внимательно изучить предлагаемые для подписи документы, особенно пункты о вашей ответственности в случае неумышленного нанесения вреда автомобилю. Отметим, что даже в рамках одного салона текст таких договоров может сильно различаться. В любом случае не следует относиться к этому формально, если ваши намерения вполне сформированы.
Нужно быть готовым, что вам могут и отказать, даже если вы хотите протестировать бюджетную модель.
Разумеется, представители салона должны аргументировать своё решение. Приведём перечень типичных причин отказа в проведении тест-драйва:
Список, разумеется, неполный – в разных автосалонах могут использоваться и другие причины для отказа. В таких случаях у вас всегда остаётся возможность пройти тест-драйв в другом месте, если, на ваш взгляд, причины отказа являются субъективными и не соответствующими действительности.
Каждый автосалон предъявляет желающим пройти тестирование свой свод правил, который может выглядеть следующим образом:
Если представитель автосалона попросит вас по дороге заправиться за ваши деньги – не соглашайтесь. Вас подобные проблемы волновать не должны. Ваше дело – рулить и наслаждаться поездкой.
И напоследок несколько полезных рекомендаций:
А теперь несколько советов, касающихся непосредственно тестового заезда:
Бояться поцарапать или повредить тестируемое авто не нужно – оно уже застраховано, вплоть до повреждения в случае катастрофических природных явлений. Если неприятность во время поездки всё же случится – не подписывайте никаких бумаг, связанных с возмещением ущерба – это противозаконно!
И напоследок – если работники салона видят, что вы не очень решительный человек, они могут предложить тестовую поездку с менеджером в качестве водителя. Не соглашайтесь на такой вариант – вы лично должны прочувствовать машину.