Буксует коробка-автомат: основные симптомы и причины

Рубрика:
1 119
0 комментариев
Содержание

Автоматическая трансмиссия – сложный, но вполне надёжный агрегат, средний срок службы которого превышает 200 тысяч километров пробега.

Буксует коробка-автомат

Но в случае поломки АКПП будьте готовы раскошелиться на приличную сумму. Предупредить возникновение таких неприятностей – задача намного проще, чем их исправление. Сегодня мы поговорим о пробуксовке АКПП – проблеме, которая может грозить очень серьёзными неприятностями для автовладельца.

Важно не только знать основные проявления этой неисправности, но и понимать причины их возникновения – это поможет произвести качественную диагностику трансмиссии, что позволит предотвратить её полный выход из строя.

Симптомы пробуксовки АКПП

Если лет 15-20 назад коробкой-автоматом оснащались исключительное топовые комплектации легковых авто среднего и элитного класса, то сегодня АКПП уже не является признаком престижности автомобиля. Ими оснащают и внедорожники, и миниатюрные городские машины. Особенно любим этот вид трансмиссии у женской части водительского сообщества.

Основной фактор такой популярности очевиден – лёгкость управления транспортным средством. Однако по разным причинам со временем лёгкость переключения передач пропадает. Одним из проявлений такой проблемы является пробуксовка – явление, не просто снижающее эффективность работы трансмиссии, но которое может привести к более серьёзным и непредсказуемым последствиям.

Как известно, главная задача коробки передач, включая автоматическую – передача крутящего момента от силового агрегата до колёс, причем желательно без ощутимых потерь мощности. АКПП хороша тем, что осуществляет поставленные задачи практически без участия водителя. Разумеется, достигается это за счёт усложнения конструкции. А чем сложнее устройство, тем больше вероятность выхода из строя одного их многочисленных компонентов. Справедлив этот тезис и в отношении коробки-автомата. Одной из наиболее характерных проблем, которые говорят о начале появления неприятностей – пробуксовка при переключении передач.

Именно поэтому так важно уметь на ранних стадиях распознавать симптомы проскальзывания шестерёнок коробки. Перечислим их:

  • Резкий рост количества оборотов силового агрегата. Обычно такое происходит при пробуксовке АКПП – для перехода c 3 передачи на 4 требуется набор оборотов до уровня порядка 3-3.5 тысяч, и только после этого происходит собственно переключение (то есть имеем имитацию режима Overdrive).
  • Более длительное движение автомобиля накатом. Если вы заметили, что после того, как нога убрана с педали акселератора, автомашина некоторое время продолжает двигаться как бы по инерции, не производя торможения двигателем – это тоже один из признаков пробуксовки автоматической трансмиссии.
  • Более продолжительный переход на пониженную передачу. Высока вероятность, что более длительное переключение, например, со второй на первую передачу, вызвано пробуксовкой АКПП. В некоторых случаях перед включением автотрансмиссией пониженной передачи происходит повышение оборотов силового агрегата. Так что задержка при переключении передач – ещё один симптом того, что коробка-автомат буксует.
  • Другим классическим признаком подобной неисправности следует считать отсрочку в ускорении автомашины при нажатии на педаль акселератора. Иногда такая задержка сопровождается падением мощности мотора.
  • Понять, что АКПП буксует, можно и по цвету трансмиссионного масла. В норме эта жидкость имеет выраженный красноватый оттенок, однако при проскальзывании шестерёнок происходит их разрушение. В результате мельчайшие частицы металла, попавшие в масло, окисляясь, придают ему коричневый оттенок.
  • Появление нехарактерных звуков в виде скрежета при движении на высокой скорости также должно вас насторожить. На начальных стадиях скрежетание слышится преимущественно во время разгона и торможения на высоких передачах, но со временем шум появляется с завидной регулярностью, а его длительность увеличивается. В таких случаях медлить с диагностикой трансмиссии крайне не рекомендуется.
  • Если вы начали испытывать проблемы при переходе на заднюю передачу, скорее всего, это буксует АКПП. Особенно характерно проявления этого симптома в холодную погоду, при отрицательных температурах. Как правило, включение заднего хода сопровождается временной задержкой и происходит не столь плавно, как обычно.

Не стоит напоминать, что при появлении любого их перечисленных признаков стоит призадуматься, а если они проявляются во множественном числе и одновременно – лучше не эксплуатировать машину до выяснения причин пробуксовки и их устранения.

Симптомы пробуксовки АКПП

Диагностика АКПП

Первоначальная диагностика как раз и заключается в выявлении симптомов, свидетельствующих о пробуксовке трансмиссии. Как правило, определить, что автоматическая коробка передач буксует, можно и самостоятельно на основании появления различных шумов и необычного поведения автомобиля при переключении передач. На основании обнаруженных симптомов и следует обращаться к специалисту, поскольку самостоятельное уточнение диагноза потребует разборки коробки. Если с механической КПП это вполне допустимо даже в гаражных условиях, то с автоматом – нет.

Читайте также:  Самостоятельная диагностика регулятора холостого хода автомобиля

Самый простой и достаточно точный способ выявления неполадок – компьютерная диагностика, которая позволяет на основании полученных кодов ошибок в считанные минуты локализовать неисправность.

В подавляющем большинстве случаев ремонт все-таки потребует демонтажа АКПП, и именно на этом этапе обычно подтверждается или опровергается предварительный диагноз, полученный на основе компьютерной диагностики. Разумеется, эту работу должны выполнять квалифицированные специалисты. Без наличия соответствующего опыта и навыков попытки самостоятельного восстановления в 99% случаев обречены на неудачу. Так что пробуксовка фрикционов – проблема отнюдь не малозначительная.

Причины пробуксовки АКПП

Как и большинство других неисправностей, проскальзывание шестерёнок автоматической трансмиссии начинается исподволь. Тем не менее, на ранних этапах выявить эту проблему тоже возможно. Например, по слишком неохотному ускорению при утопленной педали акселератора. Как только вы заподозрили что-то неладное – немедленно обращайтесь в ближайший автосервис для проведения диагностических мероприятий. Это позволит не только вовремя выявить причину пробуксовки, но и предотвратить существенные расходы в случае полного выхода АКПП из строя.

Большая часть причин, из-за которых буксует АКПП, является следствием неправильной эксплуатации автоматической трансмиссии. Перечислим наиболее характерные из них:

  • падение уровня ТМ (следить за этим нужно не с такой регулярностью, как за уровнем моторного масла, но многие автовладельцы вообще игнорируют эту обязанность);
  • существенное ухудшение качества трансмиссионной жидкости, о чём будет свидетельствовать изменение цвета масла на тёмное, выявление в нём механических включений (пыли, стружки, взвесей), загустение ТМ, появление запаха пригорания масла);
  • начались разрушаться фрикционы, являющиеся элементами сцепления – в подобных случаях пробуксовка происходит на непрогретом моторе;
  • неисправны электромеханические клапаны трансмиссии (соленоиды) – это причина пробуксовки АКПП на горячую;
  • неисправности гидросистемы, вызванные загрязнением масляных каналов гидроблока или самого маслонасоса;
  • существенное ухудшение воздухофильтра проявляется возникновением пробуксовки в начале движения машины;
  • ошибки при работе БУ АКПП, которые обычно проявляются при переходе селектора из одного режима в другой.

Рассмотрим некоторые их этих причин более детально.

Гидроблок

Гидросистема – важная компонента автоматической коробки, и именно она часто выступает в качестве основной причины, почему буксует АКПП. Как правило, большая часть проблем возникает из-за забитых каналов гидроблока. Это приводит к нарушению нормального процесса смазки компонентов трансмиссии, что и приводит к проскальзыванию фрикциона. Решение проблемы тоже существует – качественная прочистка масляных каналов, а также по совместительству замена воздухофильтра. Предпочтительный способ выполнения подобных работ – в автосервисе, оснащённом соответствующим специализированным оборудованием. Однако в последнее время набирают популярность и альтернативные способы обработка гидросистемы. Например, с использованием специальных чистящих составов или посредством ультразвука. Словом, в распоряжении специалистов сегодня имеются достаточно эффективные технологии, позволяющие полностью избавиться от любых загрязнений каналов гидроблока. Но в любом случае данное мероприятие выполняется с демонтажем гидросистемы, а это весьма трудоёмкая операция, на которую уйдёт минимум два дня.

Как правило, если загрязнён гидронасос или каналы, коробка-автомат буксует при разгоне автомашины.

Блок соленоидов

Предыдущая неисправность, как уже отмечалось, требует выполнения ремонтных работ большого объёма, причём с полной разборкой гидроблока. Обычно после выполнения подобной операции выполняют также замену всех фильтров. Меняется, конечно, и трансмиссионное масло. Но и это не всё: если среди симптомов оказалась пробуксовка АКПП на горячую, то параллельно меняются электромеханические клапаны, поскольку соленоиды, хотя и не являются расходным материалом, но их ресурс обычно ниже срока эксплуатации самой коробки. Особенно быстро они изнашиваются, если вы используете трансмиссионное масло непонятного качества. Измерения уровня давления в трансмиссионной системе смазки – операция, обычно предшествующая замене электромеханических клапанов. Она позволяет выявить все нюансы, касающиеся износа и поломки соленоидов, а также других проблем в работе АКПП.

Если окажется, что давление ниже номинального (именно в таких случаях наблюдается проскальзывание шестерней фрикциона на разогретом силовом агрегате), то можно с уверенностью утверждать, что это результат неисправности именно соленоидов или маслонасоса. Если вы разобрались, почему буксует ваша коробка-автомат, просто выполните замену всех неисправных узлов и деталей. Если работы будут выполнены на высоком профессиональном уровне – можете не сомневаться, что работоспособность автоматической трансмиссии будет полностью восстановлена.

Читайте также:  Разновидности, операционные возможности, рейтинг лучших моделей автосканеров

Напоследок один хороший совет – при замене клапанов делайте это пакетами соленоидов, а не поодиночке. Пускай вы потратите чуть больше, но зато будете уверены, что вероятность возникновения такой же поломки снизится на порядок. Соответствующим образом вы продлите ресурс дорогостоящей коробки.

Фрикционы

Если дело дошло до разборки автоматической коробки, не следует отказываться и от выполнения диагностических процедур в отношении фрикционов, поскольку они тоже могут являться причиной пробуксовки АКПП, но на холодном двигателе. Дело в том, что фрикционы вынуждены работать в очень жёстких условиях, и потому изнашиваются столь же быстро, как и соленоиды. Выполняется диагностика с использованием инструментальных методов, при этом номинальным значением для фрикционов является величина порядка 240–300 тысяч километров пробега. В принципе это сравнимо с ресурсом всей трансмиссии в сборе, но начало процесса разрушения фрикционов может происходить задолго до наезда положенного расстояния. Отметим, что замена фрикционов также относится к работам повышенной сложности, так что о самостоятельном ремонте можно даже не думать.

Причины пробуксовки АКПП

ЭБУ коробки-автомат

Если устранение всех перечисленных причин не решило проблему, остается грешить только на сбои в работе управляющего электронного блока. Некорректное функционирование ЭБУ трансмиссии, оказывается, также может повлиять на работу отдельных элементов КПП. Что же делать, если коробка-автомат буксует именно из-за сбоящего электронного блока? Известны случаи, когда проблема устранялась перепрошивкой, но чаще всего ЭБУ приходится менять на новый блок. Диагностировать такую неисправность несложно с помощью бортового компьютера, но и диагностика, и замена ЭБУ – процедура, требующая наличия соответствующих знаний и оборудования, так что своими руками её не выполнишь. Приготовьтесь к тому, что стоимость этой операции конкретно для вашей АКПП будет не совпадать со среднерыночной. Это вполне допустимо, поскольку зависит от конструкции коробки, а она разная у всех крупных производителей.

Как видим, самостоятельный ремонт автоматической КПП не рекомендуется, даже если на первый взгляд кажется, что никаких сложностей возникнуть не должно. Если механические коробки устроены в принципе одинаково, различия заключаются в основном только в геометрии, то с автоматическими трансмиссиями дело обстоит совершенно по-другому. Малейшая ошибка при монтаже – и шанс окончательно вывести из строя АКПП стремительно возрастёт, а это один из самых дорогостоящих (после двигателя) узлов современного автомобиля.

Краткие итоги

Итак, если мы выяснили, что отклонения в поведении машины связаны с пробуксовкой автоматической трансмиссии, следует немедленно отправляться на проверенную СТО, чтобы выполнить диагностику вашей коробки.

Именно диагностика позволяет уточнить диагноз и приступить к устранению неисправности, зная, что именно придётся менять. Поскольку работой коробки-автомата управляет собственный электронный блок, стандартными средствами диагностику не выполнишь – нужно иметь соответствующее оборудование и программное обеспечение.

Иногда эта процедура не выявляет проблем, а после замены ТМ и маслофильтра работа трансмиссии приходит в норму. Но если симптомы износа шестерёнок имеются, то в большинстве случаев приходится решать проблему, производя полную разборку агрегата. В частности, этого не избежать при неисправном гидроблоке или при вышедших из строя фрикционных кольцах.

ЭБУ коробки-автомат

Невозможно заранее оценить бюджет ремонтных работ, поскольку всё зависит от конкретной неисправности, а их в ходе ремонта коробки может обнаружиться несколько.

Не удивляйтесь, если окажется, что даже операция замены трансмиссионного масла будет стоить намного дороже, чем при замене масла в силовом агрегате – сложность этой операции соответствующая, что и оказывает решающее влияние на ценообразование.

Появление симптомов пробуксовки говорит о том, что проблемы уже имеются, и ремонта, вероятнее всего, не избежать. Но если вы в точности придерживаетесь рекомендаций автопроизводителя, касающихся эксплуатации и обслуживания автоматической КПП, то можете быть уверенными в том, что коробка прослужит вам никак не менее заявленных сроков. А значит, вам удастся обойтись без дорогостоящего ремонта, который своими силами выполнить малореально.

Добавить комментарий
ВКонтакте
На сайте
Комментарии (ВК)
Добавить комментарий ВКонтакте
ВКонтакте
На сайте