Автоматическая коробка – изобретение, которое можно назвать революционным. И хотя многие утверждают, что механика лучше, на самом деле, если бы АКПП стоила столько же, сколько и классический механический аналог, она бы уже давно заняла лидирующие позиции. Мы не собираемся отрицать того факта, что коробка-автомат имеет намного более сложную конструкцию, включающую гидравлические, механические и электронные компоненты. Но если основными факторами выхода из строя электроники являются сбои электропитания, то работа гидромеханики особо чувствительна к качеству, свойствам и состоянию трансмиссионной жидкости. Впрочем, то же самое можно сказать и в отношении всех ближайших родственников АКПП – вариаторам, роботизированным коробкам, трансмиссиям с двойным сцеплением.
Поскольку трущиеся детали в коробке-автомате всё же присутствуют, это неизбежно приводит к накоплению в трансмиссионной смазке продуктов их выработки, которые не в полном составе оседают на маслофильтре – значительная их часть продолжает циркулировать по масляным каналам трансмиссии.
В результате работа коробки нарушается, что приводит к различным неполадкам при переключении передач. Замена загрязнённой ТЖ не всегда помогает решить проблему, поэтому промывка АКПП – процедура, которую следует выполнять с определённой периодичностью, благо сделать это можно и самостоятельно, при условии знания технологии и наличия определённого оборудования и инструментов.
Как уже отмечалось выше, в процессе эксплуатации автомобиля в системе смазки трансмиссии накапливается немалое количество различных осадков – мельчайшей металлической стружки, резиновой пыли, продуктов распада фрикционов и прочих загрязнителей, оседающих на внутренних поверхностях АКПП, в каналах и рабочих полостях гидравлической подсистемы автоматической трансмиссии.
Накапливаясь, эти загрязнения начинают сказываться на работоспособности коробки, что проявляется постепенным снижением комфортности использования АКПП.
Для того, чтобы предупредить появление подобных неприятностей, многие автомобилисты прибегают к процедуре промывки АКПП при плановой замене масла. Сущность её заключается в максимально полном удалении из системы скопившейся грязи, однако сделать это можно разными способами, о которых мы поговорим позже. Главное, что все они в той или иной степени помогают избавиться от загрязнений, что в конечном итоге позволяет добиться следующих преимуществ:
В сети можно встретить разные мнения касательно полезности выполнения данного мероприятия, но в действительности не стоит подвергать сомнению, что чистая коробка прослужит дольше, чем грязная. Всё дело в технологии очистки трансмиссии – если она несовершенна, то и результат окажется соответствующим.
Многие автомобилисты, мягко говоря, не слишком положительно относятся к промывке автоматической коробки передач, и совершенно зря. Хотя специализированные исследования по этому поводу пока не проводились, практика показывает, что это мероприятие однозначно полезно. Но с какой регулярностью его проводить? Рекомендации автопроизводителей в этом плане более-менее совпадают: при каждой плановой замене трансмиссионной смазочной жидкости. То есть каждые 35-70 тысяч километров пробега, в зависимости от конкретной марки/модели авто.
В отдельных случаях может быть выполнена и внеплановая процедура очистки автоматической КПП, связанная со следующими ситуациями:
Если промывка ощутимых результатов не дала, то только тогда следует приступать к поиску неисправности в самой коробке либо её отдельных узлах.
Не секрет, что гарантированно хорошие результаты достигаются при выполнении этой процедуры в специализированных автосервисных мастерских. В их распоряжении имеются дорогостоящие промывочные аппараты, позволяющие производить очистку трансмиссии без её демонтажа на высоком профессиональном уровне. Если диагностика коробки выявляет неисправности, требующие её разборки, это хороший способ выполнить промывку ещё более качественно, одновременно с продувкой гидравлических каналов.
Но это не означает, что такие работы в принципе не могут быть выполнены самостоятельно. Более того, многие автовладельцы используют именно этот способ, позволяющий сэкономить немалые средства. Для этого понадобятся следующие материалы и инструменты:
Несколько простых рекомендаций:
А теперь перейдём непосредственно к описанию способов промывки автоматической КПП.
Начнём с классического метода, который, хоть и не требует демонтажа и разборки коробки, является достаточно трудоёмким. Важно приобрести правильное трансмиссионное масло, рекомендованное производителем. Если у вас отсутствуют такие сведения – желательно проконсультироваться со специалистами, или посетить официальные странички дилеров – словом, озаботиться применением для промывки подходящего масла.
Сама процедура выполняется в следующей последовательности:
Второй метод предполагает промывку АКПП соляркой. В этом случае после слива отработанного ТМ в трансмиссию следует залить такое же количество солярки. Через два часа жидкость сливают, и затем осуществляют промывку по описанному выше алгоритму.
Это достаточно старый способ, которым часто пользовались для промывки не только коробок передач, но и двигателей автомобилей и спецтехники во времена, когда специализированных промывочных средств еще не было.
Если вам неохота возиться со снятием поддона, имеется альтернативный метод – троекратная заливка самого дешёвого варианта подходящего трансмиссионного масла. На каждом из этапов рекомендуется определённое время поездить на машине (до 500 км), и только после затем заливать качественную жидкость. Говорят, что такая процедура демонстрирует вполне приличные результаты, поскольку считается, что само масло (разумеется, чистое) обладает отличными чистящими свойствами.
Наконец, можно использовать для промывки АКПП димексид или авиакеросин. В этом случае алгоритм будет следующим:
Отзывы о работе автоматической коробки после такой очистки могут быть диаметрально противоположными, так что данную процедуру следует выполнять на свой страх и риск.
Более качественная обработка коробки-автомата требует её демонтажа. В этом случае вам предоставляется возможность прямого доступа к полостям трансмиссии. Сущность полной промывки коробки-автомат заключается в следующей последовательности действий:
Отметим, что для соленоидов АКПП промывки может оказаться недостаточно – их следует также тщательно продуть.
Подобное мероприятие следует осуществлять только в тех случаях, когда производится ремонт автоматической коробки. Если в этом потребности нет – можно ограничиться обычной промывкой, выбрав наиболее подходящий вариант из вышеописанных.
Как и силовой агрегат, коробка во время работы сильно греется и требует охлаждения. По этой причине в конструкции автоматической трансмиссии предусмотрено наличие теплообменника, успешно справляющегося с отводом тепла. Но при условии, что его каналы не загрязнены, поскольку в этом случае его охлаждающая способность резко снижается, а узлы коробки подвергаются перегреву. Если при замене масла вы обнаружили, что поддон сильно загрязнён – это косвенный признак того, что и внутри радиатора не всё хорошо.
Поэтому так важно знать, как промыть систему охлаждения АКПП, без чего ресурс коробки заметно снижен. Обычно эта процедура проводится совместно с промывкой самой трансмиссии при плановой замене масла.
Наиболее эффективным считается способ, предусматривающий использование специальных присадок для промывки радиаторов, базовый состав которых включает смесь из водных растворителей и спиртов. Приводим последовательность действий:
Использование промывочного средства в аэрозольной упаковке существенно упрощает процесс промывки теплообменника, однако более качественно это можно сделать с помощью насоса (можно использовать даже ручной вариант), не говоря о профессиональном промывочном аппарате.
Как проверить проходимость радиатора после промывки? Для этого второй конец шланга возвратной магистрали следует подать на ёмкость для сбора ТЖ, желательно градуированную. Затем заливаем в трансмиссию свежее масло в регламентированном объёме, запускаем мотор и даём ему поработать на холостом ходу при 1000 оборотах/минуту на протяжении 20 секунд. За это время из шланга обратки должно вытечь минимум 1 литр жидкости. Если меньше – наличие проблем с охлаждением автоматической коробки посредством промывки радиатора устранить не удалось.
Гидроблок является одной из главных компонентов любой автоматической коробки, и любая его неисправность означает наличие проблем в работе всёй трансмиссии. Физически гидроблок представляет собой металлическую клапанную плиту с достаточно сложной внутренней геометрией, в которой находится большое количество более мелких деталей и узлов: каналов, клапанов, минимум четырёх соленоидов, множества измерительных приборов/датчиков. Именно гидроблок обеспечивает нормальное функционирование муфт сцепления и фрикционов, поэтому так важно следить за его состоянием и выполнять все регламентные работы по его техобслуживанию.
В их число входит и промывка, обычно выполняемая при замене масла с разборкой агрегата. Перед тем, как самостоятельно промывать гидроблок АКПП, следует подготовить следующие расходники и рабочий инструмент:
Все работы следует осуществлять в идеально чистом месте, поскольку попадание мелких соринок в узлы гидроблока сведут на нет результаты вашей работы.
Алгоритм демонтажа и разборки трансмиссионного гидроблока:
Теперь можно приступать к промывке гидроблока. Мы уже знаем, чем промывают автоматические коробки передач. В данном случае используется карбклинер – очень распространённое и эффективное средство для очистки карбюраторов. Разбираем гидроблок, все детали аккуратно обрабатываем кисточкой, а затем протираем нашей промывочной жидкостью. При работе с карбклинером следует обязательно соблюдать меры безопасности: надевать защитные очки и прорезиненные перчатки, поскольку попадание жидкости на открытые участки кожи могут привести к локальным ожогам.
Особое внимание уделяем промывке соленоидов и клапанов, после чего удаляем остатки очистителя сухой ветошью и смазываем детали бензином.
Сборку и монтаж ГБ осуществляем в обратной последовательности. Следим, чтобы при затяжке четырёх болтов усилие составляло порядка 11 Нм, так что без динамометрического ключа лучше эту операцию не выполнять.
Как только гидроблок встал на место, можно приступать к снятию с картера старого слоя герметика и нанесению нового. Устанавливаем поддон на место, прикручиваем, крепим привод селектора и заливаем свежее ТМ.
Запускаем мотор, даем ему некоторое время поработать на ХХ, пока масло не растечётся по всему гидроблоку. Поочерёдно переводим рычаг селектора во все положения с временной задержкой порядка 15-25 секунд.
Встроенная система очистки масла в автоматических трансмиссиях является двухуровневой: за избавление от металлических загрязнителей отвечает магнитный фильтр, устанавливаемый в поддоне (такая же система используется на многих современных моделях для очистки моторного масла), за очистку масла от остальных загрязнителей отвечает маслофильтр, обычно монтируемый на клапане управления автоматической трансмиссией. Он представляет собой либо мелкоячеистую сеточку, либо выполняется из бумажного или синтетического фильтровального материала.
Чтобы получить доступ к обоим фильтрам, требуется демонтаж поддона коробки. Уже по внешнему виду фильтровальных элементов можно без труда определить, насколько загрязнена трансмиссионная жидкость, а специалист даже может с достаточной долей уверенности указать, какая именно деталь трансмиссии оказалась наиболее изношенной и требующей проведения ремонтно-восстановительных работ.
В домашних условиях это единственный способ диагностики состояния коробки-автомат, и он по понятным причинам далеко не идеален. Более информативным считается обследование АКПП в условиях СТО, где специалисты, использующие специальное оборудование, в состоянии обеспечить выполнение следующих диагностических процедур:
А вот обслуживающие операции (замена фильтров, чистка клапанов, замена масла) вполне могут проводиться и в гаражных условиях.
Масляные фильтры, применяемые в автоматических КПП, можно разделить на две категории: многоразовые изделия, которые можно чистить и применять повторно, и одноразовые, которые не подлежат регенерации. Разумеется, ресурс одноразовых фильтров намного больше – их рекомендуется менять при каждой плановой замене ТМ, то есть примерно каждые 40-50 тысяч километров.
Одноразовые фильтровальные элементы устанавливаются во многие переднеприводные модели японских авто Mitsubishi и Mazda (сошедших с конвейера 1990 года), на машины марки Mercedes-Benz и на большинство заокеанских авто, при этом, если речь идёт об «американцах» и «японцах», поиск оригинальных фильтров может оказаться безрезультатным.
Многоразовые изделия в качестве фильтрующего элемента используют мелкоячеистую сеточку, обрамлённую жёсткой рамой. Большинство автовладельцев ограничивается промывкой сеточки в ёмкости с сильнодействующим раствором и последующей продувкой сжатым воздухом. Более продвинутые умельцы не ленятся развальцевать фильтр, достать металлическую сеточку и подвергнуть её более тщательной чистке и промывке, включая обработку внутренних полостей.
Отметим, что на многих АТС сегодня используется аппаратура, позволяющая производить замену масла и очистку автоматической трансмиссии методом отсоса смазывающей жидкости через патрубок для измерения уровня масла в коробке (тот, в котором располагается щуп).
Однако из-за несоблюдения технологии зачастую эффект от такой обработки не соответствует ожиданиям. Дело в том, что каждая операция доливки трансмиссионной жидкости сопровождается запуском двигателя, который обычно работает на протяжении максимум 10 минут, причем в стационарном положении (полагается проезд 100-150 километров). Этого недостаточно для полноценного смешивания ТЖ.
Таким образом, часть свежего масла отсасывается при проведении второй и третьей замены. Очевидным недостатком такого метода можно назвать невозможность оценки состояния фильтровальных элементов, которые позволяют судить о потенциальных неисправностях трансмиссии. К сожалению, в этом случае невозможно избавиться и от наиболее тяжёлых фракций загрязнителей, скапливающихся на дне поддона.
Так что возможность проверки уровня давления нивелируется перечисленными выше недостатками, которые можно исключить при самостоятельной промывке автоматической коробки.
К сожалению, очистка гидравлического трансформатора без вскрытия «бублика» — операция заведомо малоэффективная, если не сказать бесполезная. После разрезания корпуса становятся доступными все внутренности гидротрансформатора, которые можно оценить на наличие дефектов.
После проверки можно начинать очистку, причём в первую очередь следует обратить внимание на следующие компоненты ГТ:
После очистки все детали устанавливаются на место, а корпус заваривается. При этом качество сварного шва должно быть идеальным, то есть обеспечивать полную герметичность. Что касается эстетического вида, то здесь всё индивидуально.
Понятно, что специалисты сервисного центра смогут выполнить все эти операции с соблюдением технологий и более качественно, но если у вас имеется опыт проведения таких работ, если ваша квалификация сварщика позволяет восстановить целостность корпуса гидротрансформатора не в ущерб внешнему виду, почему бы не использовать гаражный ремонт? Ведь в этом случае вы сэкономите весомую часть семейного бюджета, которую можно использовать для других более важных целей.