Особенности регулировки карбюратора Солекс 21073

Рубрика:
5 115
0 комментариев

Совершенствование системы питания автомобиля – процесс постоянный, но эволюция подобных устройств сопровождается усложнением их конструкции. И какими бы не были их преимущества, надёжность всегда коррелирует с этим показателем. С этой точки зрения карбюратор был и остаётся самым простым, недорогим и достаточно надёжным компонентом системы питания, который всё ещё исправно служит на миллионах отечественных автомобилей и иномарок, хотя карбюраторные модели не выпускаются достаточно давно.

Как отрегулировать карбюратор Солекс 21073

В качестве примера можно привести карбюратор «Солекс» 21073, который устанавливался на вазовскую классику, на переднеприводные «восьмёрки» и «девятки», и некоторое время – на модели десятого семейства.

В связи с этим вопрос, как самостоятельно отрегулировать этот карбюратор, до сих пор является актуальным, и данная статься посвящена его детальному рассмотрению.

Устройство Солекс 21073

Базовый вариант карбюратора был создан конструкторами французской компании Soleks. Позже Димитровградским авторемонтным заводом была приобретена лицензия на его изготовление, и в дальнейшем совершенствование конструкции осуществлялось уже местными специалистами.

Одной из самых моделей стал Солекс 21073, отличающийся простотой конструкции, хорошей надёжностью и возможностью регулировки.

Солекс на авто

Это карбюратор эмульсионного типа, формирующий воздушно-топливную эмульсию, подаваемую в камеру сгорания. Используется на автомашинах, оснащённых системой зажигания бесконтактного типа, имеет двухкамерную конструкцию, каждая из камер оснащена дозирующими механизмами и набором дроссельных заслонок (ДЗ). В первой камере присутствует система холостого хода, в то время как переходные системы наличествуют в обеих.

Солекс 21073 выполнен в виде двух цельных блоков. Нижняя половина содержит большинство конструктивных элементов карбюратора, верхний блок в основном служит крышкой устройства. Нижняя часть обеих камер оснащена поворотными заслонками, которые управляются посредством простого механического привода. Первичная камера (ПК) содержит также заслонку, служащую для подачи наружного воздуха. Она используется только на этапе запуска холодного двигателя, и приводится в движение приводом, который тросиком связан с рукояткой подсоса, расположенной в кабине автомобиля.

Солекс 21073 вместе со всеми модификациями состоит из следующих подсистем:

  • главных дозирующих систем (ГДЗ), присутствующих в двух экземплярах;
  • поплавковой камеры, регулирующей уровень топлива в Солексе посредством двойного поплавка. Конструкция камеры такова, что уровень бензина будет неизменным при наклонах автомобиля (продольных, поперечных);
  • системы холостого хода, интегрированной с первичной камерой;
  • системы удаления картерных газов;
  • экономайзера ХХ;
  • механизма, стопорящего открытие ДЗ второй камеры;
  • двух переходных систем с разным назначением и одинаковым принципом функционирования;
  • ускорительного насоса;
  • системы подогрева Солекс 21073.

Следует упомянуть экономайзер с электромагнитным клапаном (ЭМК). Наконец, одной из самых важных деталей является пусковое устройство (ПУ).

Схема, принцип функционирования

Карбюратор Солекс 21073

Когда происходит пуск холодного силового агрегата, первым начинает работу пусковое устройство, управление которым осуществляется водителем из салона машины. Если рукоятка подсоса вытянута полностью, воздушная заслонка в ПК полностью закрывается, а ДЗ приоткрывается в пределах установленного пускового зазора. Этот зазор можно изменять в небольших пределах регулировочным винтом.

ПУ представляет собой полость, соединяющуюся с впускным коллектором специальным каналом, с диафрагмой, а также через шток – с ВЗ (воздушной заслонкой). Когда водитель производит запуск мотора, во впускном коллекторе формируется разрежение, которое передаётся на диафрагму. В результате шток толкает воздушную заслонку ПК, приоткрывая её на величину регулируемого винтом ПУ пускового зазора.

Когда рукоятка подсоса задвигается в исходное положение до упора, уровень пусковых зазоров становится минимальным. В промежуточном положении рукоятки подсоса пусковые зазоры зависят исключительно от конструкции рычага. Отметим, что при вытягивании рукоятки подсоса дроссельная заслонка вторичной камеры посредством системы рычагов полностью закрывается. Когда педаль акселератора выжата, вторая камера в формировании топливно-воздушной смеси (ТВС) не участвует, дабы не провоцировать провалы мотора.

Система ХХ Солекса предназначена для снабжения двигателя ТВС на минимальных оборотах. Бензин подаётся в камеру СХХ через главный топливный жиклёр, проходит через жиклёр ХХ, затем образует смесь с воздухом, поступающим из воздушного жиклёра ХХ и диффузора первой камеры (вернее, его широкой части).

Читайте также:  Как придать автомобильной подвеске мягкости

Жиклер экономайзера

Подобная конструкция СХХ позволяет обеспечить устойчивый и стабильный переход силового агрегата на функционирование в режиме ХХ. ТВС движется через отверстие, конструктивно расположенное под ДЗ, в первичную камеру Солекса. Канал, по которому горючая эмульсия следует в выходное отверстие ХХ, перекрывается винтом качества на расстояние, равное ширине зазора ДЗ, и этот параметр поддаётся регулировке.

Посадочное отверстие

Когда происходит плавное нажатие педали акселератора, начинает функционировать переходная система первичной камеры посредством частичного открытия дроссельной заслонки. В результате через образовавшуюся щель в канал поступает дополнительная порция топлива, и смесь получается обогащённой. Таким образом, основное назначение переходной камеры – обеспечить плавный переход с режима ХХ во время трогания транспортного средства, не допуская провалов в работе мотора.

Во второй камере также имеется переходная камера, принцип работы которой такой же, но обогащение происходит при переходе с режима средних оборотов на высокие. Выходное отверстие у неё имеет больший диаметр.

Когда водитель нажимает на педаль акселератора резко, избежать провалов силового агрегата помогает экономайзер. Он производит отбор дополнительного горючего прямо из поплавковой камеры (ПлК). Работа экономайзера управляется через разрежение, образующееся во впускном коллекторе.

Если заслонка закрыта, величина разрешения возрастает, и диафрагма остаётся в покое. Когда заслонка начинает открываться, разрешение падает, диафрагма реагирует и приводит в действие пружину, воздействующую на шариковый клапан, перекрывавший подачу горючего из ПлК. Как результат, порция горючего через жиклёр экономайзера направляется в эмульсионный колодец, обогащая воздушно-топливную смесь без участия главного топливного жиклёра.

Когда двигатель функционирует на оборотах, близких к максимальным, двигатель постоянно нуждается в дополнительном горючем, подача которого осуществляется эконостатом второй камеры, и тоже непосредственно из ПлК.

Экономайзер

Кроме экономайзера, в обогащении эмульсии при разгоне автомобиля участвует ускорительный насос (УН) Солекс 21073. Его конструкция включает диафрагму, тягу в виде рычага, и распылитель. Смонтированный на оси ДЗ кулачок при утоплении педали акселератора и открытии ДЗ толкает рычаг, воздействующий на диафрагму, способствуя подаче в 1-ю камеру карбюратора дополнительной порции горючего через распылитель. УН оснащён двумя обратными клапанами. Один из них, расположенный в канале между полостью ускорительного насоса и ПлК, срабатывает, когда полость насоса полностью заполняется бензином, то есть работает по принципу поршня шприца. Закрытие клапана происходит при нагнетании насосом бензина в распылитель, то есть когда происходит нажатие на педаль газа.

2-й клапан УН находится в распылителе. Его открытие происходит при нагнетании горючего, и закрывается, когда подача топлива прекращается, что позволяет избежать подсоса воздуха и вытекания горючего. Производительность УН зависит исключительно от конфигурации кулачка.

Система холостого хода Солекса 21073 включает электромагнитный клапан, входящий в состав экономайзера принудительного ХХ. Данный клапан предназначен для перекрытия каналов ХХ в первичной камере Солекса, то есть он прекращает подачу бензина при выключении мотора. Он также срабатывает при торможении двигателем (так называемый принудительный режим ХХ), чтобы экономить горючее и для снижения уровня токсичного выхлопа автомобиля при движении машины в данном режиме. Экономайзер принудительного ХХ состоит из блока управления, собственно ЭМК и концевого выключателя.

Когда водитель поворачивает ключ зажигания, ДЗ первичной камеры находится в закрытом состоянии, при этом винт качества вместе с концевым выключателем электрически замкнут на корпус машины. Включение зажигания индуцирует напряжение, подаваемое на ЭМК, и в этот момент он срабатывает, открывая топливный жиклёр СХХ.

Когда двигатель начинает трудиться на ХХ, напряжение на ЭМК подаётся через блок управления. Когда водитель нажимает на педаль акселератора и обороты коленвала достигают значения 2100, цепь между корпусом авто и концевым выключателем разрывается, то есть питание блока управления прекращается. Но на сам электромагнитный клапан напряжение ещё подаётся, пока не произойдёт замыкание концевого выключателя экономайзера на массу.

Читайте также:  Как проверить и почистить форсунки на дизеле

В режиме принудительного ХХ, когда происходит резкое закрытие ДЗ, концевой выключатель тоже замыкается на массу, в результате чего электромагнитный клапан остаётся без питания, а игла перекрывает поступление ТВС.

Когда частота вращения коленвала снижается до уровня 1950 об/минуту, БУ снова включается, приводя в действие ЭМК – он открывает топливный жиклер, в итоге стартует поступление эмульсии из системы ХХ.

Как осуществляется регулировка карбюратора

По мнению большинства автовладельцев, Солекс 21073 является достаточно надёжной моделью карбюратора, но рекомендуется дважды в год выполнять процедуру тонкой настройки, чтобы оптимизировать расход бензина и улучшить работу силового агрегата.

регулировка карбюратора

В состав настроечных работ включается регулировка качества ТВС, количества оборотов ХХ и уровня бензина в ПлК.

В случае проведения работ на карбюраторе, связанных с его калибровкой или устранением неполадок, крайне рекомендуется выполнить его очистку от загрязнений при снятом воздушном фильтре.

Перед началом работ по регулировке карбюратора Солекс 21073 нужно выставить рычаг КПП в нейтральное положение, завести мотор на 3-5 минут, чтобы бензонасос успел накачать топлива в камеру. Затем нужно выключить зажигание и отсоединить топливный шланг, подставив под него ёмкость, дабы исключить выливание оставшегося в топливопроводе бензина.

Затем нужно отсоединить тросик, управляющий воздушной заслонкой, и открутить винты, которыми верхняя часть крепится к корпусу. Во время снятия крышки проследите, чтобы не задеть крепления поплавком и не повредить прокладку.

Воздушная заслонка

Когда крышка снята, можно приступать к регулировке поплавка Солекс 21073. Сначала замеряем уровень штангенциркулем, оснащённого глубиномером (можно воспользоваться и металлической линейкой). От верхней кромки камеры до жидкости должно быть 2,4-2,5 см. Если это расстояние больше или меньше, необходимо выполнить корректировку уровня, подогнув язычок поплавка куда нужно. Затем выполнить все операции в обратном порядке, снова запустить мотор, наполнить бензином камеру и произвести повторную проверку уровня горючего в ПК.

Регулировка ХХ Солекса выполняется на прогретом силовом агрегате. Разборка производится, как описано выше. Затем плоской отвёрткой необходимо до конца закрутить винт качества (против часовой стрелки, поскольку на нём присутствует левая резьба), после чего сделать ровно пять оборотов за часовой, и завести мотор.

Регулировка ХХ Солекса

Подсос следует убрать, при этом обороты будут минимальными, а силовой агрегат будет работать неустойчиво. Откручиваем винт качества ещё на полтора оборота, этого должно хватить для стабильного, без провалов, функционирования силового агрегата.

Настройка количества оборотов в отечественном карбюраторе Солекс 21073 до рекомендуемого значения производится винтом количества, это несложно.

Кроме регулировочных работ, может возникнуть необходимость в чистке карбюратора, если он, несмотря на все ваши усилия, продолжает неустойчиво работать на ХХ, или при резком увеличении расхода топлива и прочих нештатных режимах работы мотора.

Выполнить эту операцию можно и без разборки карбюратора Солекс, с использованием специального аэрозоля-очистителя.

Алгоритм чистки:

  • демонтируем воздушный фильтр, закрывающий доступ к карбюратору;
  • откручиваем электромагнитный клапан;электромагнитный клапан
  • обрабатываем очистителем отверстия воздушных жиклёров ГДЗ, а также обе камеры карбюратора;
  • впрыскиваем аэрозоль в отверстие ЭМК;Отверстие ЭМК
  • распыляем очиститель на ту область нижней части, где расположены привод ДЗ первичной камеры, рычаг привода ВЗ;
  • ждём 3-5 минут;
  • запускаем мотор при вытянутой рукоятке подсоса;
  • повышаем обороты мотора и снова впрыскиваем очиститель в камеры, в отверстия ЭМК и каналов дозирующих систем;
  • желательно повторить эту процедуру несколько раз.

Итак, мы узнали, как отрегулировать карбюратор Солекс (вне зависимости от того, где он установлен, на «Ниве», «семёрке» или классике). Подобная настройка позволяет стабилизировать функционирование двигателя на всех режимах, включая холостой ход, а для выполнения регулировок требуется минимальный набор инструментов.

Добавить комментарий
ВКонтакте
На сайте
Комментарии (ВК)
Добавить комментарий ВКонтакте
ВКонтакте
На сайте