Задача сохранения целостности лакокрасочного покрытия в условиях плотного городского трафика – задача крайне непростая. По крайней мере, решить её не удаётся даже самым дисциплинированным водителям. Одним из реальных способов защиты бампера автомобиля, как наиболее подверженной механическим повреждениям кузовной детали, является оклейка бампера плёнкой. Вместе с сохранением ЛКП от повреждений, требующих проведения реставрационных работ, автовладелец получает и отличный способ индивидуализации своего четырёхколёсного друга.
Процесс этот весьма сложен, но при наличии определённых знаний и навыков сделать это можно и в гаражных условиях, не прибегая к помощи сервисов, где стоимость такой услуги может оказаться заоблачной.
В действительности существует немало способов уберечь бампер от повреждений и при этом сделать экстерьер своего автомобиля уникальным и единственным в своём роде. Оклейка специальной плёнкой выгодно отличается от большинства других техник, и вот почему:
Важно также то, что оклейка бампера защитной пленкой не требует посещения отделения ГИБДД с целью внесения соответствующих изменений в документы, в отличие о перекраски в другой цвет.
И виниловые, и полиуретановые, и тем более карбоновые плёночные покрытия надёжно защитят нижнюю часть автомобиля от воздействия камней, песка, грязи и насекомых, которые способствуют преждевременной потере автомобилем своего эстетического вида.
Защитные плёночные материалы часто называют антигравийными, и это название действительно отражает их базовую задачу – защиту ЛКП от повреждений сторонними предметами и материалами.
Однако только этим их функционал не ограничивается, а комплекс полезных свойств целиком зависит от типа плёнки. На сегодня наибольшее распространение получили защитные материалы трёх видов:
Если сделать небольшой экскурс в историю, то первыми появились именно виниловые плёнки, которые по своему химическому составу являются близкими родственниками пластика. Это означает, что они могут менять свои характеристики, включая линейные размеры, под действием температуры, но после затвердения становятся жёсткими.
Полиуретан – материал, имеющий много общего с резиной. Поэтому такая плёнка способна легко растягиваться, не требует термической обработки и после натягивания столь же легко принимает прежние размеры. Не удивительно, что постепенно полиуретановые изделия начали вытеснять виниловые аналоги.
Если проанализировать историю её появления, то выяснится, что, как и многие другие передовые технологии, впервые полиуретановая плёнка была применена военными. Ею обрабатывали вертолётные лопасти во время кампании «Буря в пустыне», что позволило избежать быстрого износа материала лопастей под действием ветра и песка – факторов, привычных и естественных для климата Ближнего Востока.
Хорошо зарекомендовавшую себя в экстремальных условиях плёнку начали использовать и в автомобилестроении, и многих других производственных отраслях. Впрочем, как и винил, который изначально использовался для защиты наружной рекламы, подверженной действию агрессивной среды.
Защитная пленка на бампер из карбона появилась относительно недавно – в 2003 году, но сам карбон как исключительно прочный и лёгкий материал использовался и раньше. В частности, его активно применяли при строительстве болидов «Формулы 1», и это ещё один пример, как продукт высоких технологий стал массовым.
Рассмотрим особенности каждого из перечисленных материалов.
Несмотря на определённые недостатки (выцветание под воздействием ультрафиолета, уязвимость к химически активным веществам), плёночный материал из винила был и остаётся одним из самых востребованных. Во многом – благодаря доступной стоимости. Её толщина составляет порядка 100 микрон, а наиболее востребованным вариантом считается прозрачный материал, который в основном и применяется при оклейке кузовных деталей автомобилей.
В продаже имеются и непрозрачные (матовые) плёнки, но они используются достаточно редко, поскольку при получении даже незначительного повреждения всю деталь придётся переклеивать (разумеется, если хозяин стремится к тому, чтобы экстерьер его авто был всегда безупречным).
Защитные качества прозрачной виниловой плёнки на бампер вполне приемлемы: она надёжно защитит нижнюю часть автомобиля от растрескивания, царапин, сколов и других мелких повреждений, станет надёжным барьером на пути песка, мелких камушков и льдинок. Если тщательно соблюдать технологию наклеивания, она будет практически незаметной.
Ещё одним несомненным достоинством винила является возможность лёгкого снятия плёнки со всей поверхности. Такая необходимость может возникнуть, если вы, например, захотите перекрасить свою машину. Для этого нужно воспользоваться строительным феном – в результате нагрева плёнка легко отделяется от ЛКП, не оставляя следов.
О защитных свойствах этого материала можно судить по тому, что на большинстве СТО при покрытии бампера виниловой плёнкой на неё дают пятилетнюю гарантию. Впрочем, сделать это можно и самостоятельно, причём вне зависимости от времени года.
Как уже отмечалось, по своим физическим свойствам полиуретан ближе к резине, чем пластику. Это эластичный, но очень прочный материал толщиной в пределах 150-200 микрон. Среди других достоинств защитной полиуретановой плёнки можно выделить:
Благодаря высокой эластичности процесс наклеивания полиуретанового материала гораздо проще, чем винилового.
Хотя такая плёнка прекрасно защищает бампер от сколов, царапин, ударов, есть у неё и определённые недостатки. В частности, она не обеспечивает такого же блеска покрытия, как винил. Впрочем, далеко не всегда это недостаток: если вы увидите на дороге автомобиль с матовым покрытием – знайте, что в заводских условиях уже достаточно давно вместо матовой краски используют полиуретановую плёнку.
Вторым существенным минусом является гораздо более высокая стоимость (метр бюджетного винила обойдётся вам в 700-750 рублей, в то время как такое же количество полиуретановой плёнки будет стоить 3000-4000 рублей).
Главное отличие этой разновидности защитных плёночных материалов от аналогов – многослойная структура. Технология её изготовления предусматривает переплетение нитей из каучука и углепластика, которые скрепляются эпоксидной смолой. Не стоит говорить, что такой материал обладает исключительной прочностью и устойчивостью к температурным воздействиям (об этом говорит факт активного использования карбона в космической отрасли), при этом плёнка остается гибкой и может быть уложена практически на любые поверхности, независимо от геометрии изгибов. Именно поэтому карбоновая плёнка легко клеится на бампер авто, который не отличается прямолинейностью форм.
Начиная с 2008 года, карбоновая защитная плёнка выпускается в массовых объёмах, и с каждым годом характеристики этого материала становятся всё более совершенными. Единственный и очень серьёзный недостаток карбоновых плёнок – их высокая стоимость, что обусловлено сложностью технологии изготовления и дороговизной компонентов, их которых она изготавливается.
Если вы, ознакомившись с достоинствами современных защитных плёнок, решите выполнить бронирование бампера плёнкой самостоятельно, помните, что это достаточно сложная в исполнении операция, к которой нужно подойти во всеоружии. Вам понадобятся:
Как уже отмечалось выше, покрытие бампера защитной плёнкой – операция, требующая большой аккуратности. В большинстве случаев такую работу выполняют с помощником, а лучше – двумя.
При этом сам процесс состоит из нескольких этапов:
Рассмотрим эти этапы более подробно.
Как и работы, связанные с нанесением лакокрасочного покрытия, защита бампера антигравийной плёнкой предполагает выполнение тех же подготовительных операций. Прежде всего, очищаем поверхность от всех загрязнений – песка, грязи, остатков насекомых, жирных отложений, используя соответствующую автохимию (подойдут и бытовые моющие средства). После очистки и сушки поверхность бампера нужно тщательно обезжирить, используя бытовой обезжириватель, спиртовые смеси или спецсредство для удаления силикона.
Начнём рассмотрение способов нанесения плёнки с более простого метода сухой укладки.
Если все подготовительные операции уже выполнены, необходимый инструмент подготовлен и приобретена сама плёнка нужного типа, расцветки, толщины и размеров, можно приступать к процедуре оклеивания сухим способом. Он предполагает выполнение следующих действий:
Желательно на протяжении 10-15 дней после оклеивания не подвергать автомобиль мойке и стараться ездить на нём в щадящем режиме – на протяжении указанного срока плёночный материал может дать небольшую усадку.
Влажная оклейка отличается от сухой необходимостью содержать поверхность бампера во влажном состоянии, но зато здесь не требуется нагрев плёнки.
Технология нанесения в целом схожа, но поверхность и самого бампера, и плёнки перед укладыванием необходимо смочить тёплым мыльным раствором.
Разглаживание материала производится мягким шпателем. Если пузырьки воздуха разглаживанием удалить не получилось, можно воспользоваться медицинским шприцом. Набираем в него небольшое количество разбавленного 25%-го изоприлового спирта, протыкаем пузырь, вливаем техническую жидкость и через несколько секунд затягиваем её обратно в шприц. Вынимаем его и снова разглаживаем пузырь.
Важно следить за тем, чтобы при оклеивании были удалены все такие пузырьки, поскольку после высыхания материала сделать это будет затруднительно (а без нанесения проколов – и вовсе невозможно).
При заклеивании бампера плёнкой следует соблюдать осторожность – любое нерасчётливое движение может свести насмарку всю ранее проделанную работу, поэтому работать желательно вдвоём – это уменьшит вероятность брака.
Завершающий этап заключается в просушке плёнки феном для закрепления её на поверхности бампера. Необходимо использовать инструмент с возможностью регулировки температуры воздуха, исходящего из сопла: просушка производится при температуре, не превышающей 110°С. Если не придерживаться этого правила, плёночный материал может покоробиться, пойти волнами.
Отметим, что задний бампер оклеивается точно так же. Главное правило при самостоятельном выполнении этой операции – предельная аккуратность. Крайне рекомендуется попрактиковаться на небольших деталях с похожей геометрией – это даст вам необходимые навыки для выполнения основной работы.