Проведённые опросы наглядно показывают, что большинство автомобилистов даже не знают, куда уходят деньги с оплаты штрафов ГИБДД. Стоит отметить, что около 6-7 лет назад ряд чиновников и государственных служащих выступили за инициативу перечислять все деньги с оплаты штрафов в дорожные фонды.
Эту же идею поддержали и обычные автомобилисты. Согласно исследованиям, около 50% опрошенных выступили за перевод всех средств в региональные дорожные фонды. Ещё 42 процента отметили, что даже не представляют, куда идут эти деньги. Также небольшой процент людей, опрошенных в 2016 году, придерживаются мнения, что в дорожный фонд нужно перечислять только деньги от штрафов за парковку и стоянку. Все остальные средства — в федеральный бюджет.
Действующий ранее бюджетный кодекс предусматривал, что штрафы за нарушение ПДД попадали в региональный бюджет. Исключением были нарушения весогабаритных норм машинами, которые двигались по дорогам федерального значения. Эти средства направлялись в федеральный дорожный фонд. И в полной мере тратились исключительно на задачи, непосредственно связанные с дорожной деятельностью.
Но в 2018 году был издан новый указ, который вступил в силу с января 2019 года. С тех пор ситуация с перераспределением средств, получаемых за счёт штрафов ГИБДД, изменилась.
Говоря о том, куда всё же идут деньги водителей от штрафов ГИБДД, стоит отметить, что сейчас становится сложнее скрыть факт правонарушения. Помимо постов ДПС, активно внедряются системы контроля. Это устройства фото и видео фиксации нарушений правил движения.
За счёт распространения комплексов фиксации правонарушений, число выписываемых протоколов увеличилось в несколько раз за последние 4-5 лет. Следовательно, увеличилась и сумма, собираемая за счёт оплаты водителями штрафов.
Вполне закономерно, что людей интересует, куда же идут все эти деньги, полученные со штрафов ГИБДД.
Согласно новым правилам, средства, вырученные за счёт нарушителей ПДД, перераспределяются в бюджеты разного уровня. Речь идёт о федеральном, а также о региональном бюджете.
В Бюджетном кодексе говорится, что средства должны передаваться в федеральный бюджет, если постановление о наложении штрафных санкций в отношении водителя вынесли следующие структуры:
Что же касается зачислений в региональный бюджет, то в этом случае средства поступают на основании принятых решений со стороны региональных властей. При этом сумма таких поступлений значительно превышает пополнение федерального бюджета.
К примеру, в законе говорится, что денежные средства от оплаты штрафа передаются в бюджет субъекта РФ в ситуации, когда постановление выносят:
Собранные денежные средства также могут распределяться по бюджетам различных уровней, руководствуясь процентным соотношением. В отношении этой схемы распределения существуют специальные законодательные нормы и акты.
Начиная с января 2019 года, определённая часть средств, получаемая в бюджет за счёт оплаты штрафов ГИБДД, направляется на реализацию проектов по ремонту и обслуживанию дорог в России.
Созданы специальные дорожные фонды, которые пополняются за счёт следующих платежей:
Далее уже фонд распределяет имеющиеся средства.
Тут будет интересно узнать, куда же уходят выплаченные деньги за штрафы автомобилистов. В основном дорожный фонд использует их для таких целей:
Но это далеко не все статьи расходов, куда поступают собранные деньги, вырученные за штрафы ГИБДД. Есть ещё несколько значительных статей расходов.
Многих интересует вопрос связи частных компаний с государством. Такая система работы является полностью законной. Её реализуют многие субъекты РФ. Есть буквально несколько регионов, где вопросами обслуживания и эксплуатации систем фото- и видеофиксации нарушений ПДД занимаются на государственном уровне.
В остальных же регионах эта задачи отданы частным компаниям. И за свою деятельность они получают внушительный процент.
Причём в разных регионах контракты между государством и частным предприятием отличаются. Одни фирмы подписывают договор на получение фиксированной суммы. В других же случаях компания забирает определённый процент или часть от каждого штрафа. Сложно себе представить, о каких денежных суммах идёт речь.
Наглядным примером региона, который отказался от сотрудничества с частными компаниям, является Саратовская область. Здесь системы фиксации правонарушений находятся под полным контролем государства и принадлежат ему.
Всё дело в высоких процентах, которые компании забирают за обслуживание. Часто они достигают 50% от общей суммы, собранной за счёт оплаченных водителями штрафов ГИБДД. Получается, что государство недополучает половину от тех поступлений, которые идут при оплате штрафов.
Теперь вы знаете, куда на самом деле поступают деньги, выплаченные водителями как штрафы ГИБДД. Фактически они направляются в бюджеты и в дорожный фонд. На практике эти деньги используются не только на задачи и цели, связанные с дорогами.
Среди некоторых автомобилистов бытует мнение, что современная система фиксации нарушений ПДД, которая увеличила количество штрафов ГИБДД, является не более чем выгодным и эффективным бизнесом. Якобы частная компания может установить камеру там, где ей захочется, и собирать деньги.
Но на практике всё далеко не так. Во-первых, чтобы не получать штраф от ГИБДД, водитель должен попросту не нарушать. А если нарушил, то будь любезен отвечать за свои поступки перед законом. Хотя стоит признать, что иногда письма счастья отправляются ошибочно. Но это уже совсем иной разговор. Во-вторых, частные компании заявляют, что они никак не могут влиять на расположение камер. Установка осуществляется строго при согласовании с ГИБДД. А в ГИБДД утверждают, что камеры ставят только на участках дорог с повышенным уровнем опасности.
В эту категорию входят дорожные участки, где в течение года происходит более 3 серьёзных аварий. Ещё камеры фото и видео фиксации нарушений ПДД устанавливают там, где происходит систематическое игнорирование правил дорожного движения.
В действительности ситуация несколько отличается. Есть случаи, когда камеры установлены на совершенно безобидных и безопасных участках. При этом может быть так, что неподалёку, где аварии — это частое и распространённое явление, ни одной камеры нет.
В федерации автовладельцев считают, что система работает в пользу частных компаний. Насколько это справедливое утверждение, больше похожее на обвинение, говорить сложно.
Не стоит забывать, что системы фиксации нарушений ПДД внедряются постепенно. Нельзя за один месяц оснастить каждую дорогу и буквально каждый потенциально опасный участок. Поэтому те зоны, где случаются аварии, но камер ещё нет, вскоре должны быть оборудованы. Важно понимать, что это также дорогостоящие системы, на закупку, установку и обслуживание которых нужно вкладывать большие средства.
Для начала нужно запомнить, что избежать оплаты штрафов не получится. Лишь в исключительных случаях, о которых говорить нет смысла.
Если не платить штраф, который был выписан справедливо, за совершённое правонарушение, последуют дополнительные санкции. И вместо того, чтобы сразу заплатить 500-1000 рублей, придётся отдавать в бюджет 5000-10000 рублей. Разница существенная.
Поэтому для начала не пытайтесь избежать справедливого наказания. Другой вопрос, если письмо счастья пришло по ошибке. Тогда вопрос придётся решать иначе. И даже тут юристы иногда советуют оплатить штраф, но потом возместить затраты через суд.
Что же касается советов, то водителям можно делать следующие рекомендации:
И самое главное правило, которое не нуждается в подробном объяснении. Чтобы не получать штрафы, не нарушайте ПДД.
Как часто вы нарушаете ПДД? Много ли штрафов из ГИБДД приходит? Вы знали, куда уходят эти средства? Имеет ли это значение для вас?
Подпишитесь, оставьте комментарий, задайте вопрос и расскажите о проекте друзьям!