Во многих странах водительские права являются одним из основных идентификационных документов, а в некоторых – замещают даже внутренний паспорт. В России также наблюдается подобная тенденция, при этом само удостоверение по сравнению с правами старого образца видоизменилось, став более соответствовать документам международного образца. Это означает, что ранее действовавшие категории водительских прав, начиная с начала 2015 года, были существенно расширены, появилось множество подкатегорий, каждая из которых уточняет перечень автотранспортных средств, предоставляющих право управления ими при наличии соответствующей пометки.
Отметим, что, согласно действующему законодательству, управление ТС при несоответствии пометки об открытой категории в ВУ приравнивается к отсутствию прав, что автоматически карается чувствительным штрафом (вилка – 5000-15000 рублей). Примечательно то, что многие водители с большим стажем о внесённых изменениях практически ничего не знают. Именно для них, а также тех граждан, кто только намеревается в ближайшем будущем стать обладателем ВУ, и предназначается данный информационный материал.
Появление в 2011 году удостоверения нового образца – мера, которая была реализована, чтобы ВУ соответствовало международным стандартам, позволяя гражданам РФ без проблем выезжать в другие страны. Документ содержит несколько ступеней защиты, включая защитную сетку определённой геометрии, водяные знаки и надписи, выполненные специальной флуоресцентной краской.
Вся информация, размещённая на лицевой и обратной стороне, идентична той, которая присутствовала на правах предыдущего образца, за исключением того, что все записи, выполненные на русском языке, обязательно дублируются латиницей.
Данных, содержащихся на ВУ, достаточно для полной идентификации личности.
Рассмотрим более подробно, что же содержится на ныне действующих водительских правах.
Водительские права современного образца – это заламинированный с обеих сторон кусочек пластика размерами 54х85.5 мм с закруглёнными краями голубого цвета, плавно переходящего с противоположной стороны в розовый. Поскольку документ изготавливается из пластика, за его выдачу взимается госпошлина. В нижней части ВУ на обеих сторонах изображено дорожное полотно с нанесённой посередине прерывистой разметкой.
Сверху лицевая часть ВУ содержит надпись, идентифицирующая документ («Водительское удостоверение»). Левее от неё располагается аббревиатура RUS, которая обозначает, в каком государстве выданы права.
Ниже и левее вышеописанных надписей располагается фотография владельца размером 3.0х2.1 см (цветная, выполненная только в анфас), присутствие головного убора разрешено только в отношении определённых категорий лиц (верующих, религиозные нормы которых не допускают возможность показываться на публике с обнажённой головой, однако овал лица скрывать запрещается). Если обладатель ВУ носит очки, они не должны быть затемнёнными (тонированными).
Под фотографией присутствует личная подпись обладателя прав, которая должна соответствовать подписи в паспорте.
Справа от фотографии вписана следующая информация:
Значительная часть левой стороны отводится на штрих-код, где в зашифрованном виде содержится информация о водителе (размеры блока – 4.2х1.0 см).
Справа приводится таблица с указанием всех возможных категорий/подкатегорий ТС: сначала буквенное обозначение, во второй колонке – графическое (пиктограмма, обозначающая конкретный вид транспорта). Третья и четвёртая колонки либо остаются пустыми, если водитель не имеет право управления конкретным видом ТС, либо содержат дату открытия данной категории, а также срок действия разрешения. Пятая колонка содержит данные, указывающие на возможные ограничения по управлению ТС данной категории, либо аббревиатуру АТ, если конкретная модель автомобиля имеет автоматическую трансмиссию.
Ниже таблицы может быть приведена информация, касающаяся ограничений, действующих в отношении всех категорий АС, а также совокупный водительский стаж обладателя документа. Наконец, в самом низу дублируется номер/серия ВУ.
Ранее, вплоть до 2011 года, в ВУ указывалось только 5 категорий («ABCDE»), в 2011-2013 году действовали удостоверения с девятью категориями автотранспортных средств. После внесения очередных изменений, произведённых в 2014 году, число категорий осталось прежним – девять, однако появились ещё шесть подкатегорий, расширяющих число охватываемых документом видов транспортных средств.
Процедура получения прав определённых категорий осталась неизменной: необходимо пройти соответствующее обучение, часть категорий при замене ВУ открывается автоматически. Мопедами, относящимися к совершенно новой категории М, управлять разрешено всем водителям, имеющим права, независимо от категории.
Прежде чем привести расшифровку новых действующих категорий водительского удостоверения, следует указать, что по большей части существующая классификация отображает габариты, массу и другие эксплуатационные характеристики АС.
Перечень основных категорий ограничивается девятью, из которых только одну можно назвать абсолютно новой (Tm/Tb) – документ старого образца предусматривал внесение особой пометки относительно трамваев/троллейбусов.
Рассмотрим с необходимой детализацией, какие машины допускается водить, имея права определённой категории:
Сюда относят категории ВУ, аббревиатура которых содержит цифровой индекс:
В связи с существенным расширением количества категорий/подкатегорий водители, обладающие ВУ старого образца, интересуются, каким образом будет происходить их замена, какие категории останутся доступны и какие будут открыты автоматически. Согласно ФЗ №196 (ст. 25) «О безопасности ДД», имеем следующую таблицу:
Категория старого образца | Новые доступные категории | Примечание |
А | А/А1/В1 | Автотранспорт, оснащённый мотоциклетным рулём/посадкой |
В | В1/В | Кроме автотранспорта, оснащённого мотоциклетным рулём или посадкой |
С | С1/С | |
D | D1/D | |
Е | CE/С1Е/ BE/DE/D1E | |
М | Открывается автоматически. Достаточно наличия любой вышеперечисленной открытой категории |
Нередко встречается ситуация, когда водитель не удовлетворён наличием возможности управлять теми автотранспортными средствами, которые присутствуют в его ВУ. В этом случае процедура открытия новых категорий аналогична той, что действует для новичков – нужно пройти обучающий курс, успешное окончание которого предоставляет допуск к сдаче трехкомпонентного экзамена в ГИБДД.
Чтобы стать курсантом автошколы, требуется представление следующего перечня документов:
Оплата обучения, как правило, производится авансовым платежом, но некоторые автошколы практикуют предоставление рассрочки.
После прохождения полного курса обучения можно приступать к сдаче госэкзамена на знание ПДД и умение управлять автотранспортом (этому обычно предшествует сдача внутреннего экзамена, на основании которого определяется, допускать ли претендента к испытаниям в ГАИ).
Для ГИБДД потребуется свой список документов, включающий:
После предоставления в ближайшее подразделение ГИБДД заявления вместе с пакетом прилагающихся документов оно должно быть рассмотрено, а его подателю будет назначена дата, время и место сдачи госэкзамена. Все мероприятия, включая как сам экзамен, так и замену ВУ, проводятся по месту регистрации подателя заявления, либо по месту фактического пребывания/проживания.
Сам экзамен состоит из трёх этапов (исключением является получение категорий М и А): проверка теоретических знаний ПДД, езда на площадке и в городских условиях.
Теоретическая часть – это автоматизированная сдача экзамена в компьютерном классе. Как правило, состав группы колеблется в пределах 10-20 человек, для каждого экзаменуемого выделяется компьютер, на котором и происходит сама процедура. Теоретический экзамен – это 20 вопросов, которые выбираются из общего пула в 800 вопросов случайным образом. На каждый вопрос даётся одна минута, то есть весь экзамен длится не более 20 минут. Ответ на вопрос выбирается из нескольких ответов, правильным из которых является только один. Три и более ошибки уже не дают право на допуск к практической части экзамена, то есть допустивший их экзаменуемый должен покинуть ГИБДД ни с чем.
Те, кто допустил 2 и менее ошибок, могут готовиться к следующему этапу госэкзамена.
Он проводится на специально оборудованной площадке, которая обычно находится непосредственно в районе расположения отделения ГИБДД. Сам экзамен заключается в проверке навыков вождения экзаменуемого, связанных с выполнением сложных манёвров – езда задним ходом, трогание транспортного средства с места в горку с достаточно большим градиентом, выполнение разворота в ограниченном пространстве, а также остановка ТС перед стоп-линией. При развороте, остановке и езде задом испытуемый на должен задеть специальные стойки, в противном случае считается, что экзамен он не сдал.
Если всё хорошо и на этом этапе, можно приступать к сдаче экзамена в городских условиях.
Обычно наибольшее количество испытуемых отсевается именно этом этапе или во время сдачи теоретического экзамена. Само испытание заключается в езде по городским дорогам, при этом водитель должен выполнять требования инспектора ГИБДД и сопоставлять их с дорожной обстановкой, включая разметку и требования дорожных знаков. Его задача – не допустить нарушений ПДД, поскольку указания инспектора могут быть и провокационными. За каждое нарушение испытуемому начисляются штрафные баллы, количество которых коррелирует с серьёзностью нарушения. Если в итоге наберётся более пяти штрафных баллов, экзамен считается проваленным.
Если все три экзамена были успешно сданы, экзаменуемый должен оплатить госпошлину, после чего его пригласят в отделение ГИБДД для фотографирования. Через полчаса после этого можно получить на руки права, в которые будут внесены соответствующие изменения в части категорий ТС, управление которыми для обладателя ВУ разрешено. Стандартный срок действия водительских прав – десять лет с момента выдачи.
В случае провала теоретической части экзамена назначается повторный экзамен, сдача которого не может быть осуществлена ранее, чем по прошествии 7 дней. Если ГАИ отказала претенденту в допуске к сдаче повторного экзамена, она должна предупредить испытуемого в письменной форме с обязательным описанием причин отказа. В этом случае претендент имеет право обжаловать такое решение ГИБДД, а также оспорить правильность результатов теоретического экзамена, поскольку они хранятся в компьютере некоторое время, и имеется возможность рассмотрения ответов испытуемого.
При сдаче практической части экзамена используются автомобили, оснащённые спаренными педалями тормоза/сцепления, спецзнаком «Учебное транспортное средство», а также установленным со стороны экзаменатора зеркалом заднего вида. При этом транспортное средство должно соответствовать категории, которую хочет получить испытуемый.
Успешность сдачи экзаменов во многом зависит от качества обучения. К сожалению, не все автошколы в состоянии обеспечить максимально комфортный режим, чему есть множество субъективных и объективных причин, от банальной нехватки инструкторов до их недостаточной квалификации или отсутствия педагогического опыта.
Многие подобные заведения практикуют обман, когда вместо положенных 50 часов наезда вместе с инструктором из-за их загруженности учащийся наезжает 20-30 часов, а остальное дописывается. Разумеется, в большинстве случаев это отрицательно сказывается на навыках вождения. Играет роль и время обучения, поскольку во многих случаях нереально составить такой график, который бы удовлетворял всю группу, поскольку время курсантов автошколы работы может варьироваться в очень широких пределах.
Нередки случаи, когда вы начинаете обучаться с одним инструктором и на определённой машине, а в процессе обучения приходится пересаживаться на другую с другим инструктором. Многие курсанты жалуются, что они во время обучения в автошколе знакомились с городскими маршрутами, которые в итоге не совпадали с теми, которые использовались при сдаче экзамена.
В любом случае, чтобы выбрать оптимальное заведение для прохождения обучения, следует учесть множество факторов, при этом желательно выслушать мнение тех, кто успешно прошёл обучение и сдал экзамены в ГИБДД.
Отметим также возрастной ценз для претендентов на получение водительских прав для конкретных категорий:
Отметим, что для получения отметки напротив категории «Е» и всех других аббревиатур, в обозначении которых присутствует данная буква («ВЕ»/«СЕ»/«DE»), необходим как минимум годичный опыт управления ТС категорий «B»/«С»/«D». Каких-либо дополнительных документов предъявлять при этом не требуется, достаточно прав с соответствующей открытой категорией на протяжении последних 12 месяцев.
Для открытия подкатегорий «C1E»/«D1E» требуется наличие открытых категорий «C»/«C1» или «D1»/«D».