Не так давно внесённые изменения в Федеральном законе, которые касаются обеспечения безопасности дорожного движения, позволили ввести несколько новых категорий водительских удостоверений. Они предполагают обязательное получение прав для управления определёнными транспортными средствами.
Теперь актуальный перечень состоит из 16 категорий, в числе которых впервые появилось наименование категории М. Она создана специально для водителей мопедов и скутеров.
Такое нововведение призвано для снижения уровня аварийности с участием этого вида колёсного транспорта, которым чаще всего управляют несовершеннолетние, либо же лица, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения. Ранее для мопеда или скутера права не требовались. Но теперь их получение станет обязательной процедурой.
С 2019 года действует закон о введении новой категории, позволяющей управлять соответствующими видами транспортных средств. Её не существовало ранее, и теперь она получила обозначение М. Но не все пока знают, что открывает эта категория и для чего ставить в правах такую отметку.
Но большинство поддерживает новую категорию. Это адекватное и во многом долгожданное решение, поскольку появление новых прав позволит несколько снизить уровень аварийности на дорогах. Следует детальнее изучить сведения, приведённые в новом законе о безопасности движения.
Нововведение распространяется на маломощные двух и трёхколёсные ТС, объём двигателя которых не превышает 50 кубических сантиметров. Под эту категорию попали скутеры и мопеды, включая модели маленьких габаритов, но с указанными показателями мощности.
Подобное новшество было ожидаемым и во многом правильным. Очень часто на российских дорогах происходят аварии и ДТП, непосредственными участниками, а зачастую виновниками, становятся малолетние граждане на ТС, для управления которыми ранее разрешение не требовалось. Потому каждый желающий даже без опыта и знаний хотя бы теории о правилах безопасности, мог сесть за руль и выехать на дороги общего пользования.
Новая категория подразумевает, что управлять мопедом или скутером теперь можно исключительно при условии предварительного получения полноценного водительского удостоверения, которое могут выдавать с 16 лет. Для начала водителю требуется пройти обучение по теоретической части, после чего сдать практические экзамены, успешно пройти медицинскую комиссию и подтвердить полученные навыки путём сдачи экзамена уже непосредственно в ГИБДД.
Все, кто получает права М, становятся полноценными и полноправными участниками дорожного движения. Это означает, что они получают не только соответствующие права и привилегии, но также несут ответственность за совершённые правонарушения. К ним применяется закон по всей строгости, без каких-либо исключений.
Также получение прав на управление ТС, входящими в понятие категории М, обязаны оформить страховку по системе ОСАГО.
Важно понимать, что М распространяется только на маломощный транспорт типа мопедов и скутеров с объёмом двигателя не более 50 кубических сантиметров. Если же объём составляет от 51 до 125 кубических сантиметров, тогда предусмотрено открытие другой категории. А именно А1, которая распространяется на мотоциклы.
Некоторые уверены, что при сдаче экзаменов на более сложные категории, нежели М, она будет проставляться в правах автоматически. Достаточно лишь написать соответствующее заявление. Такая схема действовала раньше, но теперь её отменили.
Даже при наличии прав с отметкой В или А1, водителю всё равно придётся пройти экзамен по теории и практике, чтобы дополнительно иметь возможность управлять мопедом или скутером. Только после успешной сдачи экзаменов пишется заявление в ГИБДД и права обновляются. Но есть исключение. Если с момента сдачи на предыдущую категорию прошло менее 3 месяцев, заявитель имеет право предъявить результаты предыдущего теста по теории, а также ранее оформленную медицинскую справку.
М считается начальной и наиболее простой категорией, но и она требует знаний теории и успешного прохождения практических испытаний. Такие права разрешается получать с 16 лет. Как и с отметкой А1. А вот следующую по иерархии категорию А для мотоциклов (более 125 кубических сантиметров) получают только в 18 лет и старше.
Касательно новой категории прав с обозначением М в водительском удостоверении можно добавить следующее:
Все эти нюансы важно знать тем, кто планирует получить свои первые водительские права и иметь разрешение на управление мопедом или скутером с ограниченным рамками категории М объёмом двигателя.
Теперь уже известно, когда и со скольки лет будущему водителю можно получить желанную и новую категорию М. Начиная с 2019 года, действует новый закон, делающий оформление специальной категории для управления скутерами и мопедами обязательной процедурой.
Чтобы получить этот документ и открыть новую категорию с обозначением М, нужна последовательная и поэтапная процедура. Существует стандартизированный перечень того, что нужно сделать. А именно:
Всю процедуру можно разделить на несколько основных этапов.
Тут важно соблюдать последовательность, а также ответственно подходить к выполнению каждого из требований:
Теперь каждый из этапов следует внимательнее рассмотреть отдельно.
Перед тем как получать водительские права категории М, каждый будущий водитель обязан подтвердить отсутствие проблем со здоровьем. Для этого предусмотрено прохождение медицинской комиссии.
Многих интересует, где именно можно и нужно проходить подобные процедуры. Зачастую люди пользуются услугами государственных медучреждений. Но также существуют частные клиники, имеющие соответствующую лицензию. Это следует уточнить непосредственно в месте потенциального прохождения медицинской комиссии. Также многие, кто прошёл через эти этапы, советуют взять в клинике копию лицензии.
Помимо прохождения стандартизированного списка врачей и получения их одобрений, в рамках прохождения проверки обязательно оформляется специальный документ. Называется он форма 083/у-89. Без неё вам никто не выдаст водительские права и даже не допустит к началу обучения. При подаче документов в автошколу, а также для последующего тестирования в ГИБДД, эта форма будет обязательным компонентом пакета предъявляемых документов.
Само медицинское учреждение обязано иметь сертификат допуска и разрешение на проведение профосмотров. В государственных поликлиниках с этим проблем зачастую нет. А вот частные учреждения далеко не все имеют такие разрешения. Хотя попадаются мошенники, продающие поддельные справки с печатями и подписями.
Здесь лучше не пытаться никого обмануть. Да, ничего приятного в очередях и осмотрах нет. Но это дополнительная возможность проверить состояние собственного здоровья.
В указанной форме прописан полный перечень врачей и специалистов, которых предстоит пройти в рамках оформления справки для поступления в автошколу.
Есть некоторый перечень заболеваний и проблем, с которыми человека не допустят к управлению транспортными средствами, попадающими в юрисдикцию новой категории М:
Но тут важно понимать, что каждое из представленных заболеваний рассматривается индивидуально. Окончательное решение принимает коллегия врачей по результатам комплексной проверки.
Если у человека имеются признаки одного и более заболеваний, перечень которых утверждён Минздравом, его не допустят к обучению в автошколе. А потому он не сможет получить водительское удостоверение.
Далее о том, как всё проходит в автошколе. При успешном прохождении медицинской комиссии, человек, чтобы получить собственные права нововведённой категории М, должен записаться в автошколу.
Автошколы созданы для того, чтобы получать теоретические и практические навыки. Это важная и обязательная подготовка перед тестами, проводимыми уже непосредственно в ГИБДД. Только эта инстанция определяет, выдавать вам категорию M или нет.
Но сначала вы записываетесь на курсы, предоставляете пакет документов в виде паспорта, медицинской справки и квитанции об оплате. Дополнительный перечень бумаг может иметь отличительные особенности, в зависимости от автошколы. Но зачастую нужно подтвердить свой возраст, состояние здоровья, а также внести предусмотренную плату.
Далее вы дожидаетесь набора группы, либо присоединяетесь к уже сформированной. Сам процесс обучения занимает от 1 до 3 месяцев. Это также индивидуально и зависит от конкретной автошколы и её программы.
В рамках обучения будущим водителям предстоит освоить теоретическую часть. Причём она мало чем отличается от той теории, которую изучают при получении категории В. Это дополнительное преимущество для тех, кто в будущем планирует пересесть с мопеда или скутера на полноценный автомобиль.
Параллельно с теорией, ученики проводят практические занятия, изучают устройство транспортного средства, учат технику безопасности, обучаются нюансам управления в условиях, приближенных к реальным.
Сначала практика проводится на специально оснащённом полигоне. Затем ученик и инструктор переходят на закрытые дороги, что позволяет лучше освоиться и выехать уже в город.
Минимальная продолжительность обучения по теоретической части составляет 126 часов. Также ученик обязан провести минимум 50 часов практических занятий.
Перед тем как наконец-то получить свои права новой категории М, нужно подвести итоги обучения. Это процедура подразумевает сдачу теоретической части с последующим практическим экзаменом. При успешном исходе вы получаете соответствующий сертификат или свидетельство. Полученный документ входит в общий пакет при подаче бумаг в ГИБДД.
Обязательно сохраните полученное в автошколе свидетельство. Вообще его хранят в течение всей жизни. Этот документ выступает фактически единственным подтверждением того, что вы знаете теорию ПДД и подтвердили это путём сдачи соответствующих экзаменов.
Это финишная прямая. Но наиболее ответственная и сложная. Перед тем как открыть себе категорию М в правах, придётся снова сдавать теорию и практику. Но уже в присутствии более требовательного инспектора ГИБДД.
Сначала нужно подготовить пакет документов. Иначе никто к прохождению экзаменов вас не допустит. Подавать бумаги можно по месту регистрации или проживания. Это не принципиально важно, поскольку граждане РФ могут сдавать экзамены в любом подходящем им отделении ГИБДД.
В пакет документов обязательно должны входить следующие бумаги:
Да, сдавать экзамен можно в любом отделении ГИБДД. Но при отсутствии регистрации в РФ могут возникнуть некоторые сложности. Плюс лучше обращаться именно по месту вашего проживания, чтобы избежать дополнительных сложностей.
Несмотря на действующие законы, иногда граждане сталкиваются с отказами и нежеланием сотрудников ГИБДД принимать документы. Тут уже действуйте по обстоятельствам. В последнее время такая проблема становится всё менее актуальной.
Поскольку далеко не все впервые сдают на права, имея за плечами другие категории, перед допуском к экзамену важно погасить все имеющиеся задолженности по штрафам ПДД при их наличии. Также если по судебному решению гражданина лишали прав, следует предъявить документ, подтверждающий факт отмены судебного постановления. Если за экзаменуемым будут числиться долги, тогда его не допустят к проверке теоретических знаний и практических навыков. То есть рассчитывать на получение удостоверения не приходится.
Задачей инспекторов ГИБДД, которые проводят экзаменацию, является убедиться в том, что кандидат на получение прав категории М:
Хотя многие считают именно практический экзамен самым важным, пренебрегать знаниями теоретической части ни в коем случае нельзя. Если в рамках тестирования инспектор поймёт, что теорию экзаменуемый не знает, перейти к практической части он не сможет.
Что же касается практики, то здесь будущему водителю мопеда или скутера сначала предстоит показать свои навыки на специальном полигоне, выполняя ряд упражнений, а затем уже подтвердить умения в реальных городских условиях.
Далее остаётся только получить документ. Обычно на это уходит 1-2 дня после подачи заявления.
Не забывайте, что после выдачи удостоверение будет действовать в течение 10 лет. Если истечёт срок, либо вы потеряете документ (утрата или кража), тогда в отделение ГИБДД повторно приносится перечисленный пакет документов, и права выдаются уже без сдачи экзаменов. Нужно лишь сделать фотографию и явиться за правами в указанное время.
Как уже говорилось ранее, при получении категории М водитель получает не только привилегии, но и несёт соответствующий уровень ответственности как полноправный участник дорожного движения.
Если у вас отсутствуют права нужной категории при остановке мопеда или скутера инспектором, то наказание может составить от 5 до 15 тысяч рублей. Это солидный штраф, избежать которого будет крайне проблематично.
Некоторые считают, что можно ездить с правами более высоких категорий типа А1, А или В, управляя при этом мопедом или скутером объёмом двигателя до 50 кубических сантиметров. И якобы в такой ситуации при предъявлении имеющихся прав никакого наказания не последует.
Это сильное заблуждение, которое нужно пояснить. Существует особая категория техники, для управления которой нужна специальная категория. В рассматриваемой ситуации это категория М. Соответствующая отметка в удостоверении говорит о том, что человек прошёл обучение и успешно сдал все экзамены. При её отсутствии нарушение приравнивается к отсутствию разрешительного документа. И не имеет никакого значения, что у вас права с пометками А1, А или В. Вы управляете ТС, которое соответствует требованиям категории М в водительских удостоверениях. Если это правило нарушено, следует солидный денежный штраф.
Да, ответственность при нарушении со стороны 16-летнего водителя перекладывается на родителей, либо лиц, их заменяющих.
Отсутствие прав или нужной пометки о присвоении категории М считается серьёзным правонарушением. Оспорить его через суд практически нереально. Придётся оплатить указанную сумму.
Нововведение в виде появления категории М достаточно быстро начало исправлять крайне плохую статистику. Количество малолетних участников движения, передвигающихся на мопедах и скутерах без прав, значительно уменьшилось. А те, кто выезжает на дороги, знает ПДД и обладает хотя бы минимальными навыками вождения, полученными в рамках обучения с инструкторами. Потому водители стали более дисциплинированными, аккуратными и ответственными.