Для многих российских автомобилистов смена сезона воспринимается как наказание, поскольку заставляет менять резину, а при отсутствии соответствующих покрышек – приобретать их, что по нынешним временам – серьёзное бремя для семейного бюджета. Но если исходить не с точки зрения здравого смысла, то есть безопасности вождения на несоответствующей сезону резине, а исключительно из соображений законности, то здесь есть над чем поломать голову – отечественное законодательство в этом вопросе весьма запутанно и неоднозначно.
Согласно нормам, заложенным в Техрегламенте Таможенного союза, ездить зимой на летних покрышках запрещено, как и летом на зимних. Это требование содержится в пункте 5.05, приложение 08 Техрегламента. В этом же документе устанавливаются чёткие временные рамки, которыми зима ограничивается декабрём-февралём, а лето, соответственно, только летними месяцами.
Здесь же говорится о том, что регионы могут изменять эти временные рамки в соответствии с местными климатическими условиями, но только в сторону увеличения сроков запрета.
Для северных территорий такая норма выглядит вполне оправданной. Но в южных областях страны использование зимней резины на протяжении большей части зимы может вообще не потребоваться ввиду отсутствия снежного покрова.
Если говорить о лете, то в это время года нельзя ездить на резине, укомплектованной противоскользящими металлическими шипами, что тоже вполне логично, ибо такие шины приводят к ускоренному износу дорожного полотна. Да и ездить на таких покрышках по асфальту – удовольствие не из приятных.
Впрочем, зимняя резина отличается от летней далеко не только наличием шипов – это и другой рисунок протектора, и, естественно, качественно иной состав покрышки. Но если следовать букве закона, то имеем то, что имеем.
Кстати, несмотря на то, что Техрегламент допускает изменение сроков запрета, на начало 2018 года ни один регион такой возможностью не воспользовался. Но если такое где-нибудь и произойдёт, как рядовому автолюбителю об этом узнать?
Скорее всего, эти изменения будут отражены либо на уровне регионального законодательства, либо через постановление органов местного самоуправления.
И вот здесь нас ожидает первый парадокс – несмотря на наличие запрета, каких-либо штрафных санкций за несоблюдение данной нормы не предусмотрено.
Дело в том, что запрет налагается через Техрегламент, а за штрафы отвечает Админкодекс РФ. То есть при наличии наказания КоАП, как федеральный, так и региональные, должен ссылаться на исходящий нормативный документ, то есть на Техрегламент ТС. Но в Админкодексе содержится отсылка на него только в одном случае, и касается он запрета езды на ТС с тонированными стеклами. Никаких других штрафных санкций за нарушения, описанные в ТР, вы найти не сможете.
То есть де-юре вас наказать за езду зимой на покрышках летнего кроя не могут, хотя на вопрос, можно ли ездить зимой на летней резине, имеется отрицательный ответ.
Тем не менее многие автовладельцы жалуются, что штрафы им всё же выписывают. Но оказывается, что не совсем в контексте вышеописанного запрета. То есть это действительно наказание за езду зимой на несоответствующей требованиям закона резине, но дело касается исключительно остаточной глубины протектора. И регламентирует эту правовую норму уже не Техрегламент ТС, а ПДД, в котором содержится список неисправностей, при наличии которых эксплуатировать ТС нельзя.
Размер штрафа за подобное нарушение по сегодняшним меркам небольшой – 500 рублей. Для нерадивых автовладельцев было бы не лишним освежить память в отношении разрешённого размера протектора, что мы и делаем:
Приведённые выше нормы действуют в отношении летних покрышек. Зимой же эта норма для категории М1 (легковые авто) увеличивается до 4 миллиметров, если на шинах отсутствует индикатор износа.
Так что если вас наказали за езду на несоответствующей сезону резине, следует трактовать это только в ракурсе нарушений, связанных с изношенной резиной. И если в протоколе данный факт не отражён (и не зафиксирован инспектором другим способом) – смело можете подавать апелляцию.
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
Что касается того, когда следует менять летнюю резину на зимнюю, закон говорит следующее:
В последнее время в продаже появились так называемые «липучки» — покрышки со специальными бороздками, вбирающие в себя излишки влаги, благодаря чему такая резина на мокрой (не заснеженной и не обледеневшей) дороге не скользит, как бы прилипая к дорожному полотну.
Если на такой резине имеется вышеописанная зимняя маркировка, то её смело можно считать зимней. Соответственно, ездить на ней зимой тоже можно, если ОГП не меньше 4 мм.
Так что штраф за летнюю резину зимой российскими правовыми нормами не предусмотрен, но сохранится ли такое положение вещей в дальнейшем – неизвестно.
Тот факт, что существует запрет на езду с июня по август на зимней резине, мы уже знаем. А как насчёт наказания за нарушение этой нормы?
В ПДД эта тема не оговаривается вообще. В этом основном для водителя документе регламентируется только состояние автомобильных покрышек, и какие их комбинации допустимы на многоосных транспортных средствах.
Запрет на использование летом шипованных шин содержится всё в том же Техрегламенте. Однако на шинах, маркированных как зимние, но без шипов, в жаркое время года ездить можно.
Как и в случае с зимним запретом, изменения Техрегламента в части увеличения сроков действия запрета могут вноситься региональными властями и действовать на территории соответствующего региона. На данный момент таких расширений не зафиксировано ни в одной территориальной единице, но в будущем подобные изменения могут вызвать большие неудобства для водителей, осуществляющих межрегиональные перевозки ли просто для путешествующих по стране, поскольку они должны быть в курсе таких запретов.
К счастью, на сегодня штрафных санкций за подобное нарушение нет. И если вас остановит работник ГИБДД и выпишет штраф, указав на нарушение буквы закона, прописанной в Техрегламенте, попросите его сослаться на КоАП, который регламентирует все штрафы и наказания за админнарушения. Инспектор не сможет этого сделать, поскольку подобной статьи в Админкодексе не существует.
Впрочем, здесь имеется один небольшой нюанс, которым гибддшник и постарается аргументировать свой решение.
В статье 12.05 (часть 01) КоАП говорится о возможности наложения штрафа в размере пятисот рублей за езду на несоответствующих ПДД покрышках. Однако в Правилах прямого запрета нет, поэтому вы можете смело указать на эту коллизию инспектору и не подписывать протокол.
Есть и другой нюанс, который поможет вам избежать наказания. Дело в том, что зимними считаются шины, маркированные изображением снежинки или комбинациями букв «M» и «S». Если они отсутствуют, то такая шина не считается зимней. Даже если на ней присутствуют противоскользящие шипы.
Однако наказание за езду на несоответствующей ПДД резине имеются, поэтому перечислим эти случаи:
Во всех этих случаях размер штрафа – 500 рублей.
А теперь рассмотрим нетривиальный случай – когда вы летом ездите на зимних покрышках с соответствующей маркировкой, но шипы на ней отсутствуют или истёрлись до основания. В этом случае запрет не действует, как и в отношении шин-липучек, которые не комплектуются противоскользящими шипами в принципе.
И ещё немножечко дёгтя. Итак, вы знаете, что запрет на использование в летние месяцы шипованных шин существует, но наказания за это не предусмотрено. Вы смело колесите на такой машине, но однажды вас останавливает инспектор ГИБДД и штрафует… за отсутствие на стекле знака «Шипы». Так что если вы относитесь к категории бережливых или упрямых водителей, возьмите это себе на заметку.
В отношении всесезонных покрышек не существует запретов на езду ни зимой, ни в тёплое время года. Правда, есть ограничения по глубине рисунка протектора. В большинстве случаев всесезонная резина не маркируется пиктограммой снежинки, однако надпись «M+S» (или комбинация этих букв) может присутствовать. В этом случае она считается зимней с соответствующими требованиями касательно глубины протектора (4 и более миллиметров). Если нет и этой маркировке, она трактуется как летняя, и в случае установки на легковое ТС глубина протектора должна составлять от 1.6 мм. и выше.