Споры между любителями немецких и японских машин точатся давно. Обе страны заслуживают первенства в мировом автопроме благодаря трудолюбию и вниманию к деталям.
Чтобы выяснить, чей автомобиль лучше — немецкий или японский, необходимо разложить их буквально на молекулы. Начнем.
Сразу стоит отметить схожесть немецких и японских машин ещё с эпохи Второй мировой войны. Они обращаются к одним поставщикам запчастей, перенимают опыт друг друга в роботизированных технологиях и соревнуются в секторе автономных машин.
Они издавна считались высококачественными. Все из-за того, что немцы тратили на испытания большие деньги. Причем ставка делалась не только на заводское качество, так и на эксплуатационные характеристики. Лидерами в этой сфере неоднократно становились Mercedes и Folkswagen, чьи автомобили занимали лидирующие позиции ведущих рейтингов и автогонок мира. При этом японские и вообще азиатские производители оставались за бортом, так как их продукция по мнению европейцев была низкого качества.
Ситуация начала меняться в 90-х годах. Ожидания европейцев в транспортной сфере потерпели крах. Особенно это затронуло немецкие компании, которые рассчитывали на создание хабовой модели авиаперевозок и вечных машин. Авиагигант Airbus просчитался с самым большим самолётом мира A380-800, а немецкие гиганты автомобилестроения ошиблись с прогнозом срока эксплуатации автомобиля. Большинство покупателей ищут легковушки и дальнобойные седельные тягачи на срок от 5 до 10 лет. Их дальнейшее состояние зависит не от надёжности и заводского качества, а от ухода за автомобилем.
На стыке тысячелетий изменились и приоритеты производителей. Автомобили получили более сложные двигатели и функционал. Пришла эра бортовых компьютеров. Уровень надёжности соответственно упал из-за сложности освоения новых технологий.
А некоторые машины продать стало практически невозможно. Журнал АВТОМИР в ноябре 2018 посоветовал сразу сдавать в утиль автомобиль Audi Q5 младше 2012 года выпуска с механической коробкой передач. Дорогие же модели проигрывают по комфорту управляемости. За рулём BMW X2 водитель ощутит все неровности на дорогах. И это не все замечания авторитетных тест-драйв нового печатных изданий и телепередач.
Но все же среди немецких автомобилей есть и вечные экземпляры. За уникальными железными конями охотятся киностудии, частные коллекционеры. Рассмотрим несколько моделей, которые занимают лидирующие позиции в рейтинге редакции «Немецкой волны».
Volkswagen Käfer просуществовал в неизменном виде 65 лет. Разработанный в 1938 году народный автомобиль пробыл на конвейере до 2003 года. Последние серийные экземпляры машины до сих пор колесят по европейским дорогам. Но многие из них бережно хранятся в музеях. Раз в год такие экспонаты совершают круг почета памяти конструкторов простенького седана, который по количеству перевезенных людей может посоревноваться с легендарными автобусами!
Еще одно творение Фольксвагена, которое вошло в список автомобильного наследия Германии – первый микроавтобус T1. Он выпускался 17 лет – с 1950 до 1967 годов – и за это время стал желанным в коллекциях собирателей автоистории. На момент своего выпуска он был одним из передовых, а сейчас бы пассажиры ощутили бы на себе все прелести езды по неровностям.
Торговая марка Messerschmitt хорошо известна ветеранам Второй Мировой. Их легендарные самолеты были грозой в небе и доставляли немало хлопот защитникам Родины. Но в 1950-х годах после падения режима фюрера Гитлера этот бренд выпускал машины. Автомобиль KR200 получил некоторые особенности самолетов – аэродинамический обтекаемый корпус и высокую на то время крейсерскую скорость. Сейчас этим уже никого не удивишь.
И в завершение – творение легендарного Mercedes. 300SL поначалу засветился на автомобильных гонках середины 50-х годов. Уже в первых гонках в 1952 году Mercedes 300SL пришел первым на 24 часах Ле-Мана, завоевал серебро на Mille Miglia. И это при том, что двигатель выдавал всего 175 лошадок, занимая последнее место по этому показателю среди всех участников гонки.
Японские автомобили долго не могли попасть в Европу или за рубеж. Десятилетиями они считались низкокачественным ширпотребом, как и остальные японские товары. Хотя именно японцы на шаг впереди планеты по развитию технологий. До сих пор не побит рекорд электропоездов на магнитной подушке, которые по мановению волшебной палочки доставляют жителей страны восходящего солнца и туристов в точку назначения. И в автопроме есть чему у них поучиться. Например, бренды NGK и Denso уже около 40 лет удерживают первенство по изготовлению надежных свечей зажигания и моторных запчастей.
Автомобильный бренд Mazda открыл новую ветвь истории автомобилестроения, сделав акцент на повышении комфортности езды по неровностям. В частности, новые машины сходят исключительно с коробками передач и турбодвигателями фирменной системы экономии топлива SkyActiv.
Для конструкторов японских автомобилей слова комфорт, надежность, безопасность не пустые звуки. Приобретая новых Nisaan, Honda или Lexus да и вообще любого японца, вы получаете надежного помощника. Межремонтные интервалы он будет проходить без подвохов, и вы сможете запланировать отпуск, чтобы успеть вернуться ко времени планового ТО или же запастись расходниками.
Но японские машины в целом проигрывают немецким по эксплуатации зимой. В холодное время года азиатский гость может подвести с запуском двигателя из-за особенностей режимов работы, но автопроизводители стараются решить эту проблему. И им в значительной мере это удалось.
В 2019 году 30-летний юбилей отпразднует легенда ТМ Mazda – MX5 Miata. Она появилась на стыке десятилетий конца ХХ века. Дебют оказался не очень удачным – знатоки отмечали значительные технические недостатки. Казалось бы, детище похоронено. Однако новая команда инженеров кардинально переработала автомобиль. И сегодня родстер Miata не только переживает свое четвертое поколение, но и удерживает первенство по безопасности – шанс выжить при столкновении свыше 80%.
Героем телепередач об автоистории становился и Datsun280Z – версия NissanS30 для европейского и американского рынка. Отличался весьма интересным дизайном. Получил популярность благодаря доступной цене и карбюраторам нового поколения, которые снизили выбросы углекислого газа в атмосферу.
Немецкие и японские автомобили одинаково надежны, ведь обе страны скрупулезно прорабатывают мелочи. Но машина родной сборки будет отличаться от авто, которое собирали где-нибудь за рубежом. Особенно это заметно при анализе обзоров ценителей конкретных брендов. Например, автомобили Mazda 6, собранные во Владивостоке, кардинально отличаются по звучанию фирменной аудиосистемы Buze от продукта завода в Миесе. Но при этом они будут все так же надежны и безопасны. То же можно сказать и о других торговых марках. Поэтому победителя здесь нет. Ведь голосует только потребитель.