Последнее десятилетие в автомобильной промышленности проходит под девизом «безопасность – превыше всего». В рамках этой инициативы разрабатываются всё новые активные/пассивные системы, призванные по максимуму обезопасить водителя и пассажиров транспортных средств. Но, к сожалению, большинство из этих систем оказываются недоступными в базовых комплектациях даже дорогостоящих моделей, не говоря о бюджетных автомобилях, представляющих В и С классы.
В частности, подогрев бачка стеклоочистителя сегодня можно встретить в новых авто далеко не так часто, хотя реализация этой функции не требует значительной модернизации конструкции авто.
Именно поэтому многие автовладельцы и решаются на то, чтобы сделать подогрев бачка омывателя при его отсутствии своими руками. О том, как это сделать, мы сегодня и поговорим.
Многие из вас читают этот материал с плохо скрываемым недоумением: зачем подогревать жидкость, которая не замерзает? На самом деле любая жидкость характеризуется таким показателем, как вязкость. Все знают, например, что при отрицательных температурах моторное масло загустевает. Точно такое же поведение характерно и для «незамерзайки», основу которой составляет изопропиловый или этиловый спирт. В сильные морозы вязкость жидкость становится густой, поэтому распыляется намного хуже (капельки больше по размерам и их меньше), да и дальность разбрызгивания уменьшается. Всё это приводит к падению качества очистки лобового стекла от грязи, снега и наледи.
Не забываем и о том, что мотору насоса приходится работать с повышенной нагрузкой, что отнюдь не способствует продлению его ресурса. Не случайно, согласно статистике автосервисов, неисправность насосов стеклоомывателей входит в число самых распространённых поломок.
Но ещё большими неприятными последствиями грозит использование некачественных «незамерзаек», у которых заявленная и указанная на этикетке температура замерзания не соответствует действительности. Не так уж редки случаи, когда указанный производителем порог в -30°С оказывается сдвинутым на 10-15 градусов в верхнюю область, и уже при минус 15 градусах такая жидкость замерзает, превращаясь в лёд. Чем это грозит, объяснять не нужно – дворники в этом случае будут просто размазывать грязь по всей доступной области, существенно ухудшая видимость дороги. Отметим, что риск приобрести такую «незамерзайку» достаточно высок, да и сами автовладельцы нередко разбавляют заводскую жидкость в целях экономии, усугубляя ситуацию.
Но есть эффективный способ решения проблемы – подогрев «незамерзайки». И хорошо, если такое средство установлено на автомобиле штатно. Но и при его отсутствии отчаиваться не следует, монтаж такой системы – дело достаточно несложное было бы желание.
Наша страна всегда славилась народными умельцами, которые достаточно изобретательно улучшали продукцию отечественного автопрома, не отличающуюся, как правило, большой продуманностью. Но, как оказалось, и иномарки не совершенны, и здесь тоже имеется благодатное поле для проявления своих творческих способностей. Не удивительно, что вариантов монтажа системы подогрева бачка омывателя существует немалое количество, достаточно ввести соответствующий запрос в поисковой строке.
Но все они используют одну из трёх схем:
Рассмотрим более подробно все три вышеописанных варианта.
Температура ОЖ в полностью прогретом моторе составляет порядка 80°С. Этого вполне достаточно, чтобы быстро и эффективно повысить температуру «незамерзайки», и, соответственно, её вязкость.
Как это реализовать на практике? Для этого нам понадобится медная трубка диаметром 8-10 мм., два армированных шланга и четыре хомута.
Трубку необходимо согнуть в виде змеевика – эта часть должна находиться в бачке омывателя, а два её конца – выходить наружу. Обязательно ли использовать именно медную трубку? Нет, но крайне желательно, и вот почему:
Проще всего осуществлять монтаж на предварительно снятом бачке, но не обязательно. Чтобы проделать отверстия в пластмассовой крыше для вывода концов медной трубки наружу, можно воспользоваться паяльником. Но поскольку геометрия таких отверстий будет далёкой от идеальной, после установки трубки их нужно будет загерметизировать обычным автогерметиком. Необходимо также проследить, чтобы змеевик не касался насоса, стенок бачка и не мешал работе датчика температуры НЖ (при его наличии). Снаружи трубки не должны выступать более чем на 20-30 мм. – этого вполне достаточно для крепежа шлангов.
Для завершения монтажа подогрева бачка омывателя ветрового стекла своими руками остаётся подключить шланги к системе охлаждения мотора. Сделать это можно двумя способами:
Можно использовать и другие места, в зависимости от особенностей расположения бачка омывателя и магистралей системы охлаждения двигателя в конкретной модели автомобиля. Но отметим, что два указанных способа являются наиболее универсальными, причём они кардинально отличаются своими возможностями.
При подключении по первому варианту обогрев будет происходить и летом. Хорошо ли это? Если учесть, что горячая вода моет лучше холодной, то да. При встраивании шлангов к обратке отопителя летом подогрева не будет, поскольку в тёплое время года печка обычно не используется.
Некоторые «кулибины» идут дальше и производят установку дополнительного бачка омывателя с подогревом. Целесообразность такого решения – под большим вопросом, поскольку, во-первых, для такого бачка нужно ещё найти место под капотом, а в современных автомобилях это большая проблема. Во-вторых, чтобы задействовать этот вариант при сильных морозах, необходимо вручную перебрасывать шланги со штатного на дополнительный бачок.
И ещё один нюанс. Поскольку бачок омывателя расположен достаточно далеко от лобового стекла, пока подогретая НЖ дойдёт до форсунок, она может остынуть. Поэтому некоторые автолюбители утепляют шланг подвода, а некоторые устанавливают подогрев самих форсунок.
Второй метод предварительного обогрева НЖ – использование электричества в качестве источника тепла. Он используется реже, поскольку считается, что такой способ менее надёжен, да и для его монтажа потребуется больше усилий.
Здесь тоже возможны несколько вариантов. Приведём один из наиболее распространённых. Нам понадобятся четыре 0,35-омных резистора номиналом 25 В, которые соединяются пайкой по последовательной схеме. К этой связке припаивают провода и термостат. Вся конструкция помещается в термоусадочную трубку соответствующего диаметра и заливается автогерметиком. Такой самодельный обогреватель помещается в бачок с соблюдением вышеописанных требований безопасности (отсутствие контакта со стенками, насосом и датчиком). Провода подключаются к системе питания с обязательным включением в схему реле и монтажом в кабине кнопочного выключателя. Как вариант можно подключить такой обогреватель к контуру обогрева заднего стекла – в этом случае дополнительная кнопка не потребуется, но и работать обогрев бачка омывателя ветрового стекла будет одновременно с обогревом заднего стекла.
Термостат следует выбирать с рабочей температурой не более 60°С – при превышении этого показателя система подогрева «незамерзайки» автоматически отключится.
Если вы не хотите заморачиваться поисками необходимых материалов, можно воспользоваться готовыми наборами. Автопром всегда очень чутко реагирует на появления нового спроса, поэтому в продаже можно встретить готовые решения обеих типов, электрического и проточного.
В качестве примера использования второго варианта обогрева НЖ бачка стеклоомывателя можно назвать систему «Гейзер», ориентированную на установку во все модификации ВАЗ. В набор входит и змеевик, и шланги с хомутами, и сама пробка. Если необходима установка на автомобиль другой марки, то при совпадении пробок проблем и размеров бачка проблем не предвидится. В противном случае нужно будет проделывать отверстия в штатной пробке, и заводить в них трубки из приобретённого набора.
Использование такой системы гарантирует нагрев «незамерзайки» до рабочей температуры двигателя за 15-20 минут, даже если жидкость находится в агрегатном состоянии льда. При температурах, не превышающих 5 градусов мороза, допустимо использование обычной воды (поскольку крепкий морозец может ударить в любой момент времени, такой вариант в холодное время года мы настоятельно не рекомендуем). Система «Гейзер» устойчиво работает при температурах порядка -20°С без риска возникновения неприятных последствий для лобового стекла.
Если вы предпочитаете электрический способ монтажа подогрева бачка омывателя своими руками, изобретать велосипед тоже не нужно – используйте штатный нагревательный элемент для подогрева сидений. Правда, он будет эффективным при температурах не ниже -10°С – в противном случае нужно будет монтировать два таких обогревателя или искать другой способ.
В сети «гуляет» множество рассказов о том, что подогрев НЖ может принести больше вреда, чем пользы. Насколько они обоснованы?
Главный фактор риска, на который указывают многие респонденты – это вероятность того, что при контакте с горячей жидкостью стекло в сильный мороз может лопнуть. Действительно, разность температур – фактор, известный каждой домохозяйке. Но здесь нужно просто включить здравый смысл: если бы такая вероятность не была нулевой, разве устанавливали бы автопроизводители такой подогрев штатно? Впрочем, здесь всё упирается именно в температуру НЖ. При использовании электрического подогрева, комбинированного с подогревом трубок стеклоомывателя и форсунок, без использования термостата вполне вероятен нагрев жидкости до 95 градусов и выше, что уже действительно опасно для ветрового стекла.
Второй спорный момент. Можно ли включать стеклоомыватель, не дожидаясь, пока стекло прогреется теплым воздухом штатной печки? Речь идёт о случаях, когда стекло покрыто коркой льда, а дворники накрепко примёрзли к этой ледяной корке. Ответ здесь более чем очевиден – полив стекла тёплой или горячей НЖ способствует более быстрому оттаиванию дворников, а единственным недостатком является возникновение облака пара. Если подогрев выполняется на стадии прогрева мотора, то это вообще не играет никакой роли. А при движении такие испарения практически не заметны, поскольку сдуваются потоком набегающего воздуха.
Наконец, некоторые авторы утверждают, что замерзание НЖ в подводящих к форсунке трубках и в самих форсунках делает использование подогрева «незамерзайки» нецелесообразным. Да, такая вероятность существует, но проявляется она довольно редко, и только при использовании некачественной жидкости или разбавлении её водой. В таких случаях необходимо в конструкции подогрева предусмотреть, чтобы после остановки мотора НЖ успевала полностью слиться в бачок.
Отметим, что обычно форсунки обмерзают исключительно снаружи, в районе выходных отверстий, и для подогретой «незамерзайки» это не проблема. И даже если жидкость замёрзнет в самом бачке, для её оттаивания потребуется не более 8-10 минут после запуска мотора.
Так что подогрев бачка омывающей жидкости грозит неприятностями только в том случае, если вы зимой используете чистую водопроводную воду или когда температура нагрева НЖ не контролируется.
В целом, вывод напрашивается такой: если в холодное время года вы используете автомобиль активно и часто, тратя много денег на стеклоомывающую жидкость, установка подогрева бачка позволит вам немного сэкономить. Если зимние поездки редки – «городить огород» действительно незачем, особенно если вы проживаете в южных регионах страны.