Почему антифриз может кипеть в расширительном бачке и как правильно действовать в такой ситуации

Рубрика:
3 351
0 комментариев
Содержание

Автомобилисты, которые заботятся о целости и сохранности своей машины, обязаны знать об особенностях работы системы охлаждения. Одной их характерных неприятностей выступает закипание жидкости охлаждения.

Расширительный бачок антифриза

В качестве ОЖ, в зависимости от машины, выступает антифриз или тосол. Жидкости фактически одинаковые, только разные производители используют собственные рецептуры, добавки и присадки, что несколько меняет свойства разных смесей.

Жидкость, обеспечивающая охлаждение двигателя и работу отопительной системы для обогрева салона, может кипеть по нескольким причинам. И это крайне нежелательное явление, поскольку приводит к серьёзным негативным последствиям.

Чтобы предотвратить подобные ситуации, следует знать, почему ОЖ кипит, из-за чего температура повышается до предельных отметок, и как правильно поступить в случае закипания тосола или антифриза.

Причины закипания

Первым делом необходимо разобраться в вопросе о том, почему может кипеть антифриз в расширительном бачке и какие узлы в этом виноваты.

Бачок с антифризом
Уровень антифриза в бачке

Понимая суть происходящего, автовладельцу будет проще своевременно принять меры, заменить проблемные компоненты и предотвратить опасные последствия.

Существующие актуальные причины, из-за которых в расширительном бачке кипит охлаждающая жидкость, будь то антифриз или тосол, связаны с 3 элементами:

  • водяным насосом;
  • радиатором;
  • термостатом.

Чуть позднее вы узнаете, что нужно делать, если вдруг заметили, как на автомобиле кипит тосол. Очевидно, что продолжать движение на машине не стоит, как и делать ряд иных манипуляций.

Помимо перечисленных устройств, тосол может также кипеть из-за вышедшего из строя вентилятора и крайне банальной, но распространённой причины. Заключается она в дефиците жидкости охлаждения, что можно проверить с помощью расширительного бачка. На ёмкости есть специальные метки, позволяющие понять, насколько уровень ОЖ меньше требуемого.

Потому для начала попробуйте просто долить недостающее количество антифриза. Если дело не в уровне, тогда ищите другие причины, исключая возможные неисправности и устраняя выявленные проблемы.

Основной задачей автовладельца является устранение возможных провокаторов закипания охлаждающей жидкости. Каждый из узлов следует изучить отдельно.

Насос

Для перекачки жидкости по системе охлаждения двигателя предусмотрено использование специального насоса или водяной помпы.

Шкив помпы Пассат
Ослабление натяжения ременной передачи помпы

Устройство может терять свою эффективность, начинать хуже перегонять ОЖ по системе, в результате чего перегревается антифриз и начинает кипеть.

Подобная неисправность встречается в основном на автомобилях, где шкив водяного насоса осуществляет своё вращение за счёт отдельного ремня в системе газораспределительного механизма. Или просто ГРМ.

Чтобы в дальнейшем не допускать перегревания антифриза, исключая его возможное закипание, задачей автомобилиста становится периодическая проверка степени натяжения ременной передачи. Если она ослабнет, потребуется выполнить соответствующую настройку и подтяжку. При полном износе ремень подлежит замене.

Именно когда натяжение ослабевает, скорость перемещения антифриза по системе падает. От этого антифриз хуже отводит тепло от двигателя. Таким вот образом водяная помпа провоцирует закипание жидкости охлаждения.

Радиатор

Ещё одним устройством, из-за которого может кипеть ОЖ, выступает радиатор системы охлаждения.

Радиатор в машине
Внешний вид автомобильного радиатора

При этом сам радиатор выходит из строя по нескольким разным причинам, для устранения которых требуется принимать соответствующие меры.

  1. Образование накипи на внутренних стенках. Связано это с длительной эксплуатацией, использованием низкокачественных жидкостей охлаждения, а также с заливкой обычной воды в систему вместо специальной ОЖ. Накипь накапливается постепенно, и при незначительных загрязнениях проблемы с антифризом не наблюдаются. Когда накипи становится много, она снижает показатели теплопроводности трубок радиатора. В итоге автомобилист сталкивается с ситуацией, когда ОЖ недостаточно эффективно охлаждается в радиаторе и плохо отводит тепло. Тут он и замечает, как жидкость кипит.
  2. Радиатор может закупориваться мусором, который проникает внутрь элемента вместе с антифризом. Грязь и мусор могут появиться там из-за неправильно выполненной процедуры замены, слишком старой ОЖ или как результат смешивания несовместимых между собой жидкостей. Загрязнения способствуют снижению пропускной способности радиатора, а потому падает эффективность работы всей системы охлаждения.
  3. Длительное движение на малой скорости. Частая проблема для тех, кто передвигается по бездорожью или вынужден постоянно стоять в пробках. В автомобилях предусмотрено охлаждение за счёт встречных потоков воздуха. В пробках и на бездорожье, когда скорость маленькая, радиатор не может охлаждаться в полной мере. И тогда включается вентилятор. Порой вентилятор радиатора выходит из строя, вращается недостаточно быстро или вовсе перестаёт работать.

Наружные загрязнения также способствуют снижению эффективности работы радиатора, потому его следует периодически чистить и следить за состоянием.

Читайте также:  Классификация травм, получаемых при ДТП

Термостат

К возможным причинам закипания ОЖ обязательно следует отнести термостат, который предназначен для контроля температуры жидкости охлаждения. В зависимости от показателей, термостат пускает ОЖ по малому или большому кругу циркуляции.

Указатель температуры ОЖ
Неисправность указателя температуры ОЖ

Когда термостат выходит из строя, специальные клапаны, входящие в его конструкцию, заклинивают в одном неизменном положении. Из-за этого охлаждающая жидкость проходит только по малому кругу, минуя радиатор системы охлаждения двигателя.

Такая ограниченная циркуляция достаточно быстро приводит к тому, что ОЖ перегревается и достигает своих пиковых температур кипения. Если антифриз кипит, лучше сразу аккуратно открутить крышку на расширительном бачке, тем самым высвободив посторонний пар.

В подкапотном пространстве к термостату ведут 2 патрубка. Именно по ним ОЖ протекает через устройство, идёт на радиатор и в обратную сторону. У термостата есть термоклапаны, которые срабатывают при определённой температуре. Прикоснитесь к шлангу подвода антифриза, по которому ОЖ следует к радиатору, и сравните его температуру с трубкой отвода. Если температура первого выше, чем у второго, термостат заклинил и нуждается в замене.

Возможные последствия

Высокий уровень нагрева антифриза или тосола является нормальным явлением для работающего ДВС. Вопрос лишь в том, насколько сильно прогревается ОЖ, и не переходит ли температура установленные границы кипения.

Сальник коленвала передний
Течь масла через сальник

Нельзя точно сказать, при какой температуре будет кипеть тосол или антифриз. Всё зависит от конкретного производителя, который добавляет в состав те или иные присадки.

Фактически антифриз является очищенной водой со специальными добавочными компонентами. Именно они во многом определяют качество и температурную устойчивость жидкости. При этом ОЖ может окрашиваться в разный цвет. Сам краситель на свойства не влияет, но позволяет разделить антифризы и тосолы на несколько категорий. Некоторые из них можно смешивать, а другие категорически нельзя добавлять в один расширительный бачок одновременно.

Если говорить о том, при скольки градусах тосол начнёт бурлить, то тут нужно исходить из физико-химических свойств жидкости и используемых добавок. Раньше кипение происходило, как и в случае с обычной водой, то есть при 100 градусах Цельсия. Но в современных антифризах температурная граница кипения больше, в результате чего ОЖ закипает примерно при 101-108 градусах Цельсиях.

Определить с точностью до градуса точную температуру кипения сложно. Это зависит от конкретного производителя и его особенностей изготовления жидкости охлаждения. Рекомендуется отталкиваться от собственной ОЖ, используемой в вашем авто. Так вы узнаете, закипает ли тосол в бачке при температуре 100 или более градусов Цельсия.

О кипении говорят очевидные признаки, когда тосол буквально выбивает из-под крышки. Это сообщает автомобилисту о том, что ОЖ кипит. А потому нужно предпринять соответствующие меры, дабы избежать нежелательных последствий.

Часть автолюбителей недооценивают степень угрозы, которую несёт с собой кипящий и бурлящий антифриз. В результате они не обращают на это внимания, продолжают движение и думают, что решат проблему, когда доберутся до дома, гаража или ближайшего автосервиса своим ходом.

Но если так поступить, можно спровоцировать серьёзные неприятности и вызвать опасные поломки мотора и связанных с ним систем. Последствия кипения зависят от того, насколько сильным окажется перегрев двигателя из-за кипящей ОЖ. Выделяют 3 стадии:

  • слабый;
  • средний;
  • сильный.

Начнём с наиболее безопасного слабого перегрева ДВС. Если с момента начала кипения ОЖ прошло буквально 10 минут, но не более, проблемы практически исключаются, то есть никакой серьёзной угрозы для целостности мотора нет.

Такое происходит не редко, поскольку не все водители сразу замечают признаки кипения. Зачастую о превышении температурной границы двигателя говорит соответствующий датчик на приборной панели. Если датчик подал сигнал, рекомендуется сразу же отключить мотор. Не сделав это, могут начать плавиться моторные поршни.

В слабом перегреве нет ничего страшного и опасного для современных автотранспортных средств. Важно лишь вовремя остановиться, чтобы перегрев не начал переходить в средние и сильные формы.

Следующим идёт средний уровень перегрева двигателя, обусловленного закипанием антифриза или тосола в системе. Это уже более серьёзная ситуация, которая может привести к таким последствиям:

  • образование трещин и деформация головки блока цилиндров;
  • возникновение течи масла через сальники;
  • повреждение перегородок поршневых колец;
  • прогорание прокладки ГБЦ.
Читайте также:  Правильный выбор антифриза для машины

Подобное происходит, когда ОЖ продолжает кипеть более 20 минут.

Со средним и слабым уровнем перегрева в основном сталкиваются те автомобилисты, кто халатно относятся к вопросу обслуживания системы охлаждения, забывают вовремя долить антифриз и не меняют ОЖ согласно рекомендациям.

Наиболее нежелательным справедливо считается сильный перегрев. При его возникновении автовладелец рискует лишиться двигателя, которому потребуется капитальный ремонт или заслуженная отправка на свалку.

Если температура двигателя уже долгое время находится за красной линией, будут страдать буквально все компоненты ДВС. Но и это не наиболее страшный сценарий. На практике были случаи, когда длительный сильный перегрев становился причиной взрыва мотора.

Но до сильного перегрева ситуация доходит крайне редко. Ещё на начальных стадиях большинство водителей успевают заглушить мотор, и принять ряд других мер, направленных на сохранность двигателя и обеспечение собственной безопасности.

Фактически за сильным перегревом следует волна из разрушительных явлений. Первыми сгорают поршни, затем оплавленный металл оказывается на поршневых стенках, выходят из строя сами поршни, деформируется блок цилиндров. Не стоит забывать о разрушениях смазочной системы, коленчатого вала и пр. В конечном итоге поршень может пробить стенку блока, и двигатель вряд ли удастся вернуть к его прежнему состоянию.

Действия водителя

Заметив, что в расширительном бачке начинает закипать тосол, нужно принять ряд обязательных мер. Не ждите, чтобы ОЖ начала выплёскиваться на горячий мотор. Раз жидкость закипает, на то есть соответствующие причины.

Антифриз для автомобиля
Заливаем антифриз в автомобиль

Вы знаете уже, при какой температуре обычно в машинах кипит антифриз, что провоцирует перегрев и к каким последствиям это может привести. Потому никто не захочет столкнуться с подобным на собственном авто. Необходимо начать охлаждать двигатель доступными способами, не забывая, что ОЖ сейчас находится под высоким давлением.

Есть несколько полезных советов и определённый алгоритм действий, позволяющий разобраться даже новичку в том, что ему делать, если вдруг закипел тосол.

  1. Обязательно постарайтесь быстро разгрузить двигатель. Для этого можно перевести КПП в нейтральную передачу и двигаться до полной остановки.
  2. Параллельно включите вентилятор и печку. Даже если на улице жарко, отопитель будет забирать часть тепла, тем самым вы ускорите процесс падения температуры мотора.
  3. После остановки автомобиля отключите двигатель. При этом печку оставляйте в рабочем состоянии.
  4. Потяните за ручку или нажмите на кнопку, чтобы из салона открыть капот и добраться до подкапотного пространства. Не нужно стоять перед капотом и открывать, поскольку сразу же оттуда пойдёт горячий пар.
  5. Приоткрыв капот, пар выйдет и к мотору начнёт подходить свежий воздух. Подождите некоторое время. Затем поднимите капот и зафиксируйте его. Лучше иметь при себе перчатки или тряпку, чтобы не хвататься голыми руками за возможно раскалённые элементы.
  6. Не пытайтесь сразу же открывать крышку расширительного бачка. Иначе вы рискуете собственным здоровьем. Жидкость под давлением даже при небольшом открытии крышки может выплеснуться и попасть вам на кожу.
  7. Подождите около 30 минут. В это время можно попытаться найти водителя, который дотянет вас до СТО, или вызвать службу эвакуации.
  8. Когда мотор остынет немного, открывайте крышку расширительного бачка. Наверняка ОЖ стало намного меньше должного уровня. Небольшими порциями долейте жидкость в бачок. При этом печка всё ещё работает.
  9. Не нужно сразу же заливать большой объём тосола, если его уровень после закипания стал минимальным. Резкое смешивание холодного антифриза или тосола с горячей ОЖ может спровоцировать опасные негативные последствия.
  10. Если добраться до СТО можно лишь своим ходом, после доливки ОЖ и остывания двигателя запустите его и отправляйте в дорогу, стараясь не нагружать мотор. Когда температура опять достигнет отметки выше 100 градусов, остановитесь, заглушите мотор и снова ждите остывания.

Сидеть и ничего не делать также нельзя. Если ОЖ продолжит процесс кипения, он двигатель перегреется сначала до среднего, а затем и до сильного уровня. О последствиях подобного нагрева вы уже знаете.

Исходя из всех рассмотренного выше, можно с уверенностью говорить о серьёзности проблемы закипания ОЖ. Чтобы не допустить подобных ситуаций, внимательно следите за состоянием системы охлаждения, проверяйте работоспособность основных узлов и старайтесь своевременно проводить техническое обслуживание.

Добавить комментарий
ВКонтакте
На сайте
Комментарии (ВК)
Добавить комментарий ВКонтакте
ВКонтакте
На сайте