В настоящее время нет никаких проблем с тем, чтобы приобрести для личного пользования полноценное зарядное устройство. С его помощью можно с лёгкостью зарядить автомобильный аккумулятор в гаражных или домашних условиях.
Но хорошие ЗУ стоят приличных денег. Кто-то не имеет возможности потратить их на покупку зарядки. Другим банально интересно попытаться сделать аналог ЗУ из подручных средств. Отсюда и появляются разного рода самодельные зарядки, основанные на различных базовых компонентах.
Самые простые начальные трансформаторные схемы сменились на импульсные, имеющие автоматическую удобную регулировку. Если взять золотую середину между ними, то тут логично будет заняться переделкой блока питания от компьютера в зарядное устройство.
По цене это минимальные финансовые затраты. Зато полученные характеристики прекрасно подходят для того, чтобы заряжать АКБ.
Чтобы создать зарядный аппарат, потребуется компьютерный блок, обеспечивающий питание для ПК, то есть персонального компьютера.
Если это первая попытка изготовить подобное устройство, разбирать свой новый компьютер на запчасти вовсе не нужно. Достаточно взять старый комп либо купить простейший блок на форм-факторе ATX с мощностью буквально 200–250 Вт. Переживать не стоит, поскольку такой мощности хватит, чтобы заряжать автомобильный аккумулятор. Ещё и с приличным запасом.
Зарядка аккумулятора для авто происходит с напряжением 13,9–14,4 В. Потому главной задачей в переделке БП будет увеличение напряжения с 12 до 14,4 В.
Работать, как и полагается по технике безопасности, нужно с отключёнными компонентами блока питания. Лишь после завершения сборки потребуется подключить аппарат к сети и протестировать его.
Самостоятельная переделка блока питания от компьютера (БП) в полноценное и работоспособное зарядное устройство для легковой автомобильной аккумуляторной батареи начинается с выполнения таких процедур:
Это лишь первый этап. Но если всё сделать правильно, в дальнейшем получится отличное зарядное устройство.
После этого переделка блока питания от персонального компьютера в зарядное устройство, то есть в ЗУ, продолжается.
Теперь необходимо выполнить все манипуляции, которые касаются режима работы ШИМ (широтно-импульсный модуль).
В качестве ШИМ можно использовать самую популярную микросхему TL494. Но у неё есть целый ряд аналогов, полностью идентичных этой схеме.
Работая с этим компонентом будущего зарядного устройства, необходимо:
Стоит быть внимательными, поскольку для различных компьютерных блоков питания заданный производителем номинал переменного резистора может отличаться. Это обусловлено тем, что в разных БП применяются различные компоненты, детали и схемы. Хотя при этом алгоритм измерения напряжения остаётся идентичным для всех версий устройств.
Случается и так, что сразу же повысить напряжение до необходимых для обслуживания АКБ 14 В, что требуется для полноценной работы зарядного устройства, не удаётся. И в основном это происходит по причине нехватки сопротивления у переменного резистора.
Если довелось столкнуться с такой ситуацией, исправить её просто.
Если при создании ЗУ на основе блока питания не хватило полученного сопротивления от переменного резистора, к нему можно последовательно добавить ещё один постоянный резистор.
Достигнув необходимого напряжения в стандартные 14,4 В, используемый переменный резистор можно выпаивать и проверять на нём параметры сопротивления. Оно должно составлять около 120 кОм.
На основе этих замеров подбирается постоянный резистор. Причём его сопротивление должно быть максимально близким к полученным результатам. Это может быть один постоянный резистор на 120 кОм, либо пара резисторов на 100 и 22 кОм.
Отталкиваясь от предложенных инструкций, можно своими руками собрать полноценное зарядное устройство для подзарядки аккумуляторной батареи, на основе компьютерного блока питания.
Но, прежде чем приступить к полноценной зарядке, собранную схему обязательно нужно протестировать.
Для этого необходимо закрыть крышку блока питания, соединить зарядное устройство с испытуемым аккумулятором и включить ЗУ в сеть на 220 В. То есть в самую обычную бытовую розетку.
Проверку лучше начинать со старой аккумуляторной батареи, которая на машине уже не эксплуатируется, но при этом хотя бы частично сохранила свою работоспособность.
Это будет своего рода защитой от ошибки. Ведь если схема окажется нерабочей или неправильной, не придётся рисковать целостностью нового аккумулятора.
На достигнутом многие автолюбители не останавливаются и пытаются усовершенствовать конструкцию зарядного устройства, собранного на базе обычного блока питания для персональных компьютеров.
Если комп старый и не используется, а его блок питания вполне ещё работоспособный, его можно смело задействовать в собственных экспериментах, в попытках воссоздать зарядное устройство.
Среди усовершенствований можно выделить довольно простую, но полезную доработку. Заключается она в том, чтобы к полученному блоку подключить цифровой тип вольтметра. Преимущество такой модернизации в возможности следить и контролировать течение зарядного процесса. Тем самым удастся вовремя отключить и прекратить подачу заряда на аккумуляторную батарею.
Допускать перезаряд АКБ нельзя. Это может привести к серьёзным и опасным последствиям, включая полный выход из строя аккумуляторной батареи.
Ещё одна простая, но полезная доработка заключается в установке ручки на корпус блока. Тем самым будет намного удобнее переносить устройство.
Некоторые монтируют в корпус, вырезая отверстие соответствующего размера, цифровой измерительный прибор. На него будут выводиться все цифровые данные, сообщающие о работе блока питания, переделанного в зарядное устройство для аккумуляторных автомобильных батарей.
У зарядного устройства в приведённом примере есть функция защиты от возможной перегрузки и возникающего короткого замыкания. Но защиты от потенциально опасной переполюсовки не предусмотрено.
Потому подключать к ЗУ аккумулятор, нарушая полярность (минус на плюс, плюс на минус), нельзя ни в коем случае. Иначе зарядное устройство моментально выйдет из строя. И все потраченные силы, время и старания окажутся напрасными.
Наглядно видно, что даже старенький блок питания от персонального компьютера может стать превосходной основой для создания зарядного устройства, пригодного для обслуживания автомобильного аккумулятора.
Но без определённых навыков и умений добиться желаемого результата не получится. Здесь нужно разбираться в электронике и электрике, уметь обращаться с электрическими схемами, правильно их читать, находить требуемые компоненты и пр. Потому обычный новичок, который впервые знакомится с устройством ЗУ и БП, такую работу не осилит. Это может показаться простой и легко выполнимой задачей. На практике у многих ничего не получается, либо работоспособность зарядного устройства оказывается далёкой от ожидаемых результатов.
Потому порой самым правильным решением станет покупка современного, функционального и простого в применении заводского зарядного устройства от проверенного и хорошо себя зарекомендовавшего производителя.