Внешний тюнинг автомобиля – занятие достаточно увлекательное, но большинство известных способов кардинально изменить экстерьер машины требуют вложения значительных сумм.
Большинство – не значит все: модификация головной оптики является достаточно бюджетным вариантом доработки внешности транспортного средства.
Одним из самых эффектных методов такого тюнинга является установка ангельских глазок. Как это сделать своими руками, мы сегодня и расскажем нашим читателям.
Наверняка вы неоднократно видели, перемещаясь по ночным улицам родного города, машины со светящимся ободком вокруг фар. Это и есть так называемые ангельские глазки – термин, впервые введённый в обиход специалистами из конструкторского бюро автоконцерна BMW. Именно немцы в 2001 году, стремясь сделать дизайн своих автомобилей более привлекательным, использовали инновационный подход к оформлению габаритных огней. На модели E39 5 серии, дебютировавшей на Франкфуртском автосалоне пятью годами ранее, впервые появились светящиеся кольца, обрамляющие головную оптику. Впоследствии команда инженеров и промышленных дизайнеров немецкой компании неоднократно усовершенствовала конструкцию ангельских глазок, делая её мощнее, заметнее, привлекательнее. Последние разработки в этой области – ксеноновые ободки, светящиеся безукоризненно чистым белым светом.
В настоящее время вы вряд ли найдёте хотя бы одно тюнинговое ателье, не предлагающее услугу установки на автомобиль любой марки светящегося окаймления на передние, а часто и на задние фары.
Но если при включенном ближнем/дальнем свете эти кольца не будут сильно выделяться на фоне головного света, то на стоянке они могут быть использованы как световые сигналы, существенно увеличивающие уровень безопасности на ночной трассе. Разумеется, это далеко не основная причина установки ангельских глазок – это просто очень красиво, а желающих индивидуализировать своё авто всегда немало. Так что популярность такого украшательства вполне объяснима, с учётом того факта, что энергопотребление этого дополнительного светового оборудования невысокое – не более, чем тратит автомагнитола, а тем более – современный мультимедийный центр.
Востребованность такого украшательства тем более очевидна, что существует немало способов и методик самостоятельного изготовления и монтажа таких изделий, хотя в автомагазинах можно встретить и готовые комплекты. Но в этом случае они должны соответствовать марке и модели авто, ведь конфигурация фар не является общепризнанным стандартом и может отличаться следующим набором признаков:
Каждый из распространённых видов ангельских глазок обладает своим набором достоинств и недостатков, поэтому, чтобы ваш выбор не оказался неверным, стоит детально ознакомиться с особенностями каждой из существующих технологий.
Главное условие использования покупных глазок – чтобы их геометрия и размеры в точности повторяли контуры передней фары или задних габаритных фонарей. А форма головной оптики может быть самой разнообразной. Наиболее простой случай – круг или прямоугольник, но дизайнеры уже давно не ограничиваются столь примитивными геометрическими фигурами, отдавая предпочтение овалу, каплевидной или иной форме.
Но если вы планируете заняться изготовлением ангельских глазок самостоятельно, вопрос совместимости геометрии отпадёт сам собой.
В этом случае на первый план выходит тип используемого источника света. Это может быть:
Рассмотрим особенности, минусы и преимущества каждого из этих разновидностей.
Если говорить о покупных заводских изделиях, то это самый экономичный и, безусловно, наиболее популярный вариант, характеризующийся вполне приличной яркостью и равномерностью свечения. Сама технология стандартна – неоновая лампа, зажигаемая холодным катодом. Проблема в том, что рынок заполонили китайские изделия, у которых яркость далека от идеальной. Такие ангельские глазки продаются в виде комплекта, включающего собственно стеклянную трубку (геометрия которой рассчитана на определённые модели, а внутренняя поверхность покрыта люминофором, призванным усиливать свечение), рассеиватель светового потока, отражатель и подложку из тонкой алюминиевой фольги.
В качестве рабочего газа используется неон, в который добавлено небольшое количество паров ртути. Блок розжига предназначен для преобразования стандартных 12В в 500В, требуемые для старта свечения газовой смеси. Как правило, один БР запитывает обе фары, если АГ устанавливается и сзади, то потребуется два блока розжига.
Эволюция этой разновидности ангельских глазок, первое поколение которых появилось благодаря автоконцерну BMW, происходила под влиянием конкурентной борьбы. Очень скоро выяснилось, что яркость немецких неоновых angel eyes уступает габаритному освещению, производимому другими компаниями, и чтобы исправить ситуацию, немецким инженерам пришлось заняться исследованием и разработкой способов увеличения мощности ламп. Эксперименты касались преимущественно состава газовой смеси.
Если говорить о достоинствах неоновых ангельских глазок, то они следующие:
Но есть и ряд недостатков:
На рынке представлены преимущественно круглые трубки, хотя и разных размеров – это существенно снижает сферу их применения. В последнее время набирают популярность АГ в виде оптоволокна, который светится ничуть не хуже и не требует использования хрупкого стекла и сложных газовых смесей, но это технология, переживающая младенческий возраст с очень хорошими среднесрочными перспективами.
Если вы хотите сделать ангельские глазки своими руками, то это самый простой способ. При этом можно уверенно утверждать о том, что светодиоды SMD обладают наибольшей яркостью из всех возможных технологий. Сама конструкция представляет собой диэлектрическое кольцо (или другую форму). В качестве диэлектрика обычно используется текстолит – материал, используемый в том числе для изготовления печатных плат. Методом пайки на определённом расстоянии впаиваются светодиоды, каждый из которых покрыт люминофором. Но поскольку диоды имеют конечные размеры, и разместить их вплотную возможности нет, свечение получается дискретным, хотя и очень ярким. Впрочем, издалека это не так заметно. Ещё одно достоинство светодиодных АГ – они подключаются непосредственно к бортовой электросети машины, без каких-либо дополнительных устройств и приспособлений.
Поскольку такая конструкция, самодельная или покупная, тоже устанавливается внутри автоплафона, это усложняет монтаж. При перегорании светодиодов для их замены также придётся разбирать фару. Отметим, что перегорание даже одной LED-лампочки может быть хорошо заметным, поэтому такие неисправности нужно оперативно устранять. Обладая определёнными навыками, такую работу можно делать и самостоятельно.
Второй проблемой монохромных диодных ангельских глазок является нагрев конструкции – без наличия охлаждения она долго не прослужит. Поэтому текстолитовую подложку размещают в корпусе с хорошей теплопроводностью, в частности, из алюминия, обладающего способностью хорошо отводить тепло.
Достоинств у данной технологии намного больше:
Основного недостатка диодных ангельских глазок лишены аналоги, выполненные из кластерных LED-ламп, произведённых по технологии COB. Они дают более равномерный свет благодаря применению мелкокристаллических диодов, наносимых на диэлектрическую поверхность сплошного светодиода методом приклеивания. Поскольку в данном случае не требуется ни корпус для каждого отдельного кристалла, ни подложка, на единице площади удаётся разместить намного больше источников света. Другими словами, они размещаются настолько плотно, что при включении кажутся единой лампой, обладающей равномерным и ярким свечением. Этому способствует также использование общего для всех диодов люминофора, наносимого сверху. Здесь перегорание одного диода не испортит картину, оставшись незамеченным.
Из-за сложности технологии производства (расстояние между отдельными LED-кристаллами исчисляется несколькими микронами) о самостоятельном изготовлении или ремонте таких устройств не может быть и речи. Для питания столь большого количества диодов требуется стабилизатор, и это ещё один минус данной технологии.
Светодиодные ленты уже давно активно используются в промышленном дизайне, рекламной и других сферах, а в последнее время на их основе начали изготавливать и элементы декора для автомобилей. Ангельские глазки, производимые таким способом, очень просты в изготовлении — строго говоря, для этого нужно просто приобрести ленту нужного размера вместе с контроллером, отвечающим за режимы переключения цветовой гаммы RGB. Смешивая три базовых цвета, можно получить практически любой оттенок, включая белый. Плюс технологии в том, что, используя пульт контроллера, можно перепрограммировать работу светодиода по собственному усмотрению. Основной минус в том, что, по крайней мере в России, воспользоваться многоцветием и различными световыми эффектами типа мигания не получится без риска быть оштрафованным, но об этом мы расскажем попозже.
Готовые комплекты всех вышеперечисленных разновидностей можно без труда приобрести или в автомагазинах, или в интернете. Многие любители внешнего тюнинга так и поступают, но здесь вполне можно нарваться на некачественное изделие. Так что цена не должна быть главным ориентиром, ведь ремонт будет связан с необходимостью демонтажа стёкол фар, а это на многих моделях достаточно сложная и трудоёмкая операция.
Но армия самоделкиных ненамного меньше, а компоненты для самостоятельного изготовления ангельских глазок стоят существенно дешевле готовых комплектов. Так что справиться с этой работой сможет любой желающий, хорошо знакомый с пайкой радиоэлектронных элементов. Правда, если речь идёт об использовании светодиодов, единственным приемлемым вариантом является применение ленты. Но обо всём – по порядку, и начнём мы с наиболее простой и не самой совершенной схемы.
Технология достаточно проста, не требует больших материальных затрат и большого числа компонентов. Нам потребуется:
Со стержнями мороки меньше, но если их нет, придётся вырезать из текстолитовой пластины бруски квадратного сечения толщиной около 10 мм. Длина бруска зависит от диаметра фар и определяется по известной формуле.
Но и в том, и другом случае мы имеем дело с длинным прямым изделием, которому нужно придать округлую форму.
Итак, как сделать ангельские глазки из оргстекла? Если у нас есть брусок, его надо отшлифовать таким образом, чтобы его сечение стало круглым, а не квадратным. Лучше всего использовать для этого шлифмашинку – вручную на это уйдёт немало времени. Обязательно тщательно полируем наши стержни – они не должны иметь шероховатостей.
Теперь нужно изменить геометрию заготовок на форму фары. Для этого берём любой предмет такой же формы, как у оригинала, нагреваем строительным феном брусок, пока он не размягчится настолько, что его можно будет сгибать, и постепенно придаём ему нужную форму, прижимая к трафарету. Работать нужно в защитных перчатках.
В нижней плоскости полученного круга просверливаем отверстия для монтажа наших светодиодов. Один из контактов диода соединяем с проводом питания, другой – с минусовым проводом, производим эту операцию со всеми LED-элементами. Отступив 12-15 мм. от диодов, к проводам припаиваем резисторы. Сами диоды закрепляем в отверстиях с помощью лака для ногтей или любого быстросохнущего клея.
Улучшить восприятие такого изделия можно, проточив по всей длине круглой полоски поперечные или диагональные выемки – в этом случае свет будет намного рассеиваться, создавая видимость лучей между горящими звёздами. Глубина таких надпилов должна составлять порядка 3 миллиметров.
Разумеется, основной недостаток предыдущего варианта – большая дискретность, из чего следует невысокая яркость ангельских глазок. Разумеется, количество диодов можно увеличить, но следует учесть, что тогда и резисторы будут расположены слишком близко друг к другу и светодиодам, что увеличивает риск перегрева.
Избавиться от этого недостатка можно, используя светодиодную ленту с большой плотностью LD-элементов. Кроме ленты, которую можно приобрести в магазинах светотехники, нам понадобятся:
Для начала размечаем лист оргстекла, определяя внешний и внутренний диаметр кольца, накладываемого на фару. Выпиливать начинаем с внешнего контура, используя балеринку. Электрический лобзик в нашем случае применять нельзя, поскольку он оставляет оплавленными края реза, а нас это не устраивает.
Точно таким же образом вырезаем внутренний контур круга, шлифовать наружный торец не обязательно. Оклеиваем верхнюю часть кольца рассеивающей свет плёнкой. Того же эффекта можно достигнуть, пройдясь по поверхности наждачной шкуркой средней фракции – это сделает её матовой.
Теперь можно прикреплять к стеклянному основанию светодиодную ленту, припаяв предварительно провода и заизолировав место пайки силиконовым герметиком. Торец круга можно оклеиваем термостойким скотчем и проверяем работу круга, подключив клеммы к источнику питания номиналом 12 В. Ангельские глазки из светодиодных колец готовы!
Независимо от технологии изготовления АГ (а мы описали только два способа, хотя в интернете легко можно найти и другие варианты) готовое изделие следует смонтировать на фару и осуществить его подключение.
Итак, как установить ангельские глазки мы рассмотрим на примере неоновых трубок. Разумеется, подготовка посадочного места для трубки потребует разборки фары. Как демонтируется стекло, нужно изучить в руководстве пользователя – процедура может сильно различаться даже в пределах одной марки. В любом случае снимать стекло (вернее, пластик – стеклянную оптику давно уже не делают) нужно очень аккуратно. Пазы после демонтажа фары нужно тщательно очистить от остатков герметика, для этого можно использовать как растворители, так и бензин.
Как правило, идеальной герметичных фар не бывает, поэтому внутри обязательно скапливается микроскопическая пыль, которая под воздействием высоких температур оплавляется. Загрязнённые места следует протирать только мягкой ветошью, ни в коем случае не допуская прикосновения рук.
При подключении ангельских глазок к габаритам необходимо учесть, насколько хорошо цвет огней будет сочетаться с общей цветовой гаммой автомобиля. Это достаточно тонкий нюанс, о котором знают немногие. Так вот, для машин, окрашенных в светлые тона, лучше применять именно неоновые источники света, если же такой возможности нет, светодиоды должны иметь холодную гамму с выраженным голубоватым оттенком. Тёплый насыщенный цвет LED-ламп будет идеальным для тёмных машин.
Следующий за очисткой фар этап – монтаж АГ. Делается это с помощью силиконового герметика, наносимого на внутреннюю поверхность кольца. Желательно, чтобы клеевой состав был прозрачным. Промазав кольцо, аккуратно прикладываем его на отражатель, следя за тем, чтобы расстояние до фары было одинаковым и минимальным. Прижимаем изделие и ждём несколько минут, пока клей схватится.
Заниматься подключением проводов от ангельских глазок к бортовой сети следует только после полного высыхания герметика. Перед обратной установкой рассеивателя следует проверить работоспособность устройства, запитав светодиоды или неоновую лампу. Обратная установка фар также потребует использования герметика, которым заполняют паз для стекла. Окончательная проверка осуществляется только после затвердения герметика.
Откровенно скажем – мы затрудняемся дать конкретный совет, какая из вышеперечисленных технологий лучше. Каждая из них имеет свои достоинства, но не лишена и недостатков, и определить, насколько они подходят для вас, придётся самостоятельно, с учётом всех факторов.
Что мы имеем в случае Angel eyes, изготовленных заводским способом по CCFL технологии?
Достоинства следующие:
Минусов примерно столько же:
Ангельские глазки на светодиодной ленте, в том числе изготовленные своими руками, обладают такими достоинствами:
А вот минусов намного меньше. Главный из них – точечность свечения, но это относится скорее к изделиям, изготовленным по SMD технологии. Кластерные глазки или на основе светодиодной ленты лишены этого недостатка. А вот по части стоимости неоновые лампы вне конкуренции, если вести речь о заводской продукции. Собранные самостоятельно ангельские глазки обойдутся значительно дешевле, но и качество в этом случае наверняка пострадает.
Наконец, высокая надёжность светодиодов не гарантирует, что одна из многих ламп не перегорит, а в этом случае ремонт своими силами будет вряд ли возможен.
Вопрос, разрешены ли ангельские глазки, требует отдельного рассмотрения. Дело в том, что не существует нормативных актов, которые бы прямо регулировали использование подобной модернизации головного света. В то же время имеются чёткие и однозначно трактуемые установки, согласно которым передние световые приборы должны излучать исключительно белый цвет. Таким образом, применение цветных или разноцветных angel eyes недопустимо.
В то же время многие штатные световые приборы, особенно на старых автомобилях, излучают свет, близкий к жёлтому спектру. Поэтому RGB-светодиодам, оснащённым контроллером, можно придать желтоватый оттенок, особо не переживая за последствия. А вот за ходовые огни красного, синего, зелёного и любого другого цвета можно схлопотать штраф, при этом инспектор вправе конфисковать такие приборы, не соответствующие нормам ПДД.
Отметим, что единственным исключением является оранжевый цвет, который допустим для габаритных огней и указателей поворотов.
Что же касается формы и размера ангельских глазок, здесь к вам никаких претензий быть не должно. Можно ли проходить ТО с таким усовершенствованием? Этот вопрос уже не актуален: институт техосмотров в России канул в лету. Но при получении дорожной карты для страховки выше озвученный нюанс следует обязательно учесть. Если вы планируете поездку за рубеж, следует внимательно изучить правила дорожного движения страны, которую намерены посетить. Но, исходя из имеющегося опыта, мы утверждаем, что подобное переоснащение световых приборов нигде не считается тяжелым нарушением, так что возникновение серьёзных проблем маловероятно.
А вот обладатели шоу-каров могут использовать цветные светодиоды вполне легально, даже экзотических расцветок и со световыми эффектами.