Любое интенсивно эксплуатируемое техническое устройство рано или поздно исчерпывает свой ресурс. Несмотря на усилия автопроизводителей, старающихся увеличить надёжность своей продукции, автомобиль становится всё более сложным и напичканным различным дополнительным оборудованием транспортным средством, что не может не сказываться на продолжительности его эксплуатации. Недаром во всех развитых странах временной интервал владения личной машиной с каждым годом сокращается, приводя к стремительному увеличению парка старых автомобилей, малопригодных для дальнейшей эксплуатации. Что делать с автомобилем, на поддержание работоспособности которого требуется неимоверное количество денег, времени и труда? До недавних пор количество возможных вариантов было невелико.
Собственно, вариант был один: разобрать автомобиль с целью продажи хоть какого-то количества деталей, представляющих ценность (на стареньком авто таковых будет очень немного, и в откровенно неважном состоянии). Так что много выручить за это не удастся. А дальше – либо оставить груду металлолома ржаветь во дворе, что нехорошо с точки зрения экологии, либо вывезти всё это на металлолом, выручив за железо хоть какие-то деньги. При этом от автомобиля остаётся достаточно много неметаллических узлов (пластик, обивка сидений, салона, кресла и пр.). Это тоже приходилось куда-то девать. Словом, мороки с отжившим свой век автомобилем было хоть отбавляй.
Сегодня есть гораздо более цивилизованный способ избавиться от авто, относящегося к категории старых – утилизировать его, благо фирм, занимающихся этим, сегодня хватает, особенно в крупных городах. Правда, далеко не все собственники ТС в курсе того, что в России, начиная с 2010 года, заработала госпрограмма, облегчающая процесс избавление от отслужившей своё машины, причём с определёнными преференциями – возможностью стать собственником новой машины с ощутимой скидкой. Как утилизировать автомобиль, какова последовательность действий, что для этого требуется из документов – об этом и других сходных вопросах и пойдёт речь в данной статье.
Не следует полагать, что компании, занимающиеся переработкой/утилизацией старых ТС, не делают те же операции, что и собственник старого авто. Они тоже разбирают транспортное средство, сортируют детали/узлы/агрегаты в соответствии с материалом изготовления (металл, стекло, пластик, текстиль), безопасно сливают техжидкости, и все эти компоненты отправляются на последующую заключительную переработку.
В настоящее время транспортный налог необходимо уплачивать за любое транспортное средство, независимо от того, в каком состоянии оно находится, активно эксплуатируется или длительное время простаивает по причине неисправности и нерентабельности ремонта. А платить деньги за неиспользуемый автомобиль мало кому нравится. Так что оставить машину на садовом/дачном участке, в гараже, дворе, или вывезти её на свалку – вариант заведомо малопривлекательный или неприемлемый. В отличие от процедуры утилизации старых авто, к которой прибегают в следующих случаях:
Целью одной из немногих государственных программ-долгожителей, стартовавшей в 2010 году, является повышение безопасности дорожного движения и стимуляция продаж авто отечественных брендов посредством предоставления участникам преференций на приобретение нового автотранспортного средства при сдаче в переработку старого. Главным условием участия в госпрограмме является возможность покупки со скидкой исключительно нового авто. Другие особенности процедуры утилизации:
Отметим, что утилизировать можно любой легковой автомобиль, включая джипы, а также автобус или грузовик. Сумма предоставляемого дисконта колеблется в пределах 50000-350000 рублей, причём его величина зависит, в основном, от типа транспортного средства (максимальная скидка предоставляется при покупке грузового авто, минимальная – при приобретении легковой машины бюджетного класса).
Программа уже в первые годы своего существования доказала свою востребованность, достигнув показателя в 130 тысяч утилизированных авто. Правда, приобрести с дисконтом можно не все легковушки. В 2018 году, как и раньше, действие программы утилизации распространяется на все автомобили марки УАЗ/АвтоВАЗ/ГАЗ, на отдельные модели автобрендов Nissan, Рено, SsangYong, Ford, Опель и VW, в основном, тех, которые собираются в России. Примерная стоимость скидки в зависимости от автопроизводителя:
Дилер играет ключевую роль в совершении сделки: именно он занимается оформлением пакета документов на утилизацию, он же является юрлицом, заключающим договор касательно приобретения со скидкой нового авто. Указанная скидка предоставляется в виде дисконтного сертификата – это тоже компетенция дилера. Покупая автомобиль в рамках госпрограммы утилизации, следует выбирать только тех автодилеров, которые являются участниками программы – это ответ на вопрос, где можно утилизировать автомобиль. Хотя действие госпрограммы продлевается который год, гарантировать, что так будет и в будущем, нельзя, особенно с учётом нынешней макроэкономической ситуации. Так что медлить со сдачей старого авто в утиль не рекомендуется.
Процедура избавления от старых автомобилей во всем мире достаточно обкатана. Примечательно, что в США и Европе ответственность за утилизацию старых авто всё больше переносится с автовладельцев на производителей транспортных средств. Об этом красноречиво свидетельствуют добровольные соглашения между известными автобрендами о переработке автомобилей. Например, между концернами Renault, Fiat и BMW имеется заключенный еще в 1994 году договор, в соответствии с которым каждый из автопроизводителей обеспечивает в своей стране утилизацию авто каждой из указанных марок.
В последние годы в Европе суммарная масса перерабатываемых автомобилей составляет десятки миллионов тонн. В США ежегодно утилизируется порядка 15 миллионов легковых авто. Россия такими объёмами пока похвастаться не может, но и в нашей стране соответствующая госпрограмма становится всё более востребованной. Процедура утилизации требует выполнения следующих шагов:
Рассмотрим каждый из шагов более подробно.
До тех пор, пока машина формально числится за своим владельцем, ему придётся платить транспортный налог. Предпосылок к тому, что он будет отменён, не видно, а вот вероятность повышения налоговых ставок, увы, вполне реальная. Так что снятие с учёта – мера, прежде всего, больше финансовая, чем правовая – ведь никто же не требует постановки/снятия с учёта холодильника или стиральной машины. Для этого владельцу подлежащего переработке авто необходимо явиться в ближайшее по месту проживания/регистрации подразделение ГИБДД, где вручную написать заявление по поводу снятия АС с учёта. При этом необходимо предъявить идентифицирующий личность документ, госномерные знаки, свидетельство о постановке автотранспортного средства на учёт, техпаспорт автомобиля.
На сегодня предоставлять другие документы при намерениях утилизировать авто не требуется – процедура достаточно демократична. Но важным условием отсутствия проблем является нулевая задолженность по транспортному налогу для подателя заявления – в этом случае процедура может затянуться. ГИБДД после подачи заявления отсылает все данные об автотранспортном средстве в налоговые органы, где и происходит проверка ТС на отсутствие задолженностей. Справка о снятии АС с учёта выдается автовладельцу не позднее установленного срока, и именно этот документ является главным для автодилера.
Дальнейшая схема достаточно проста: авто сдается в утилизацию, а владелец получает скидку при осуществлении покупки нового «железного коня». Но вот способы реализации этой схемы зависят от определённых обстоятельств, влияющих и на количество документов, которые нужно подготовить, и на необходимость уплаты утилизационного сбора. В частности, машину можно доставить в специализированный пункт или отвезти автодилеру, который займётся всеми нужными процедурами самостоятельно. В первом случае предоставление справки от ГИБДД является обязательным условием, потребуется также паспорт ТС с соответствующей пометкой. Документом, подтверждающим сдачу АС на переработку, является акт передачи автотранспортного средства, с автовладельца взимается утилизационный сбор, на величину которого оказывает влияние марка/тип машины (максимальное значение – 3000 рублей).
Внесённые в законодательную базу изменения позволяют сдавать в утиль практически все разновидности транспортных средств, включая автобусы/грузовики. Собственно процедура сдачи в переработку грузовиков не отличается от стандартной. Владелец такого АС обращается к автодилеру, где машину осматривают, после чего заключается акт сдачи старой и договор на приобретение новой машины. Величина скидки по госпрограмме зависит, прежде всего, от грузоподъёмности ТС и лежит в пределах 130-350 тысяч рублей.
Главная особенность сдачи в утиль коммерческого авто заключается в том, что оно в большинстве случаев является собственностью юридического лица, то есть числятся на балансе фирмы или организации. Здесь имеются свои нюансы – например, относится ли юридическое лицо к частной или государственной структуре. От этого зависит, кто уполномочен производить утилизацию машины. Если коммерческое авто является собственностью частного юрлица, выбор дилера остаётся за автовладельцем, в случае принадлежности ТС государственной структуре выбор утилизатора осуществляет финансирующий орган.
Обязательным при прохождении процедуры снятия АС с учёта является наличие паспорта текущего владельца. Опциональными считаются остальные документы, включая госномерные знаки. Но нередки случаи, когда в силу несовершенства законодательства вы передаёте авто по доверенности или продаёте её другому лицу, которое не стремится переоформить АС на себя. Делается это с умыслом, намеренно – чтобы избежать уплаты обязательного транспортного налога, взимаемого ежегодно.
В этом случае фактическим владельцем авто остаётся старый хозяин, на которого и ложится бремя уплаты ТН. Закон допускает посещение ГИБДД только с паспортом, необходимо вручную написать заявление, указав цель – утилизация АС. Проверка прав собственности автомобиля займёт некоторое время, но в итоге он будет внесён в базу ТС, подлежащих утилизации. Обратного хода процедура не имеет. Это означает, что если ваш автомобиль остановит ГИБДД, то после пробития по базе он будет конфискован и отправлен на штрафплощадку, после чего будет запущена процедура дальнейшей утилизации вашей машины.
Отправить простаивающее автотранспортное на переработку сегодня можно и через интернет – на сайте Госуслуг (gosuslugi.ru), для чего необходимо зарегистрироваться, выбрать в верхнем меню категорию «Транспорт/вождение», затем подкатегорию «Регистрация ТС», после чего выбрать подпункт меню «Снятие с учета АС при утилизации». После выполнения всех вышеуказанных действий вам представится возможность заполнить соответствующее заявление непосредственно на госпортале. Документы, необходимые для прохождения процедуры утилизации автомобиля, если оформление осуществляется непосредственно на госпортале:
Заполненное заявление необходимо распечатать, выбрать из появившегося перечня ближайшее отделение ГИБДД, прямо на портале записаться на приём с указанием даты/времени. Важно являться вовремя в указанное вами же время, но и стоять в очереди не нужно. После непродолжительной проверки документов ваше АС будет снято с учёта, после чего можно отправляться к утилизатору.
Рассмотрим подробнее, как правильно заполнять заявление при процедуре снятия машины с регистрационного учёта для утилизации (форма одинакова при заполнении в выбранном отделении ГИБДД и при оформлении услуги непосредственно на портале Госуслуг):
Важно, чтобы документ был составлен без ошибок. Если владельцем ТС является юрлицо, представляющий его гражданин должен предоставить доверенность, в котором указываются:
Если автовладелец сдаваемой в переработку машины не имеет возможности предоставить в ГИБДД госномера и документы на автомобиль, достаточно только паспорта. При отсутствии физической возможности личного посещения ГИБДД эту обязанность можно возложить на доверенное лицо, но доверенность следует сделать нотариально заверенной.
В такой доверенности указываются следующие сведения:
Приведённой выше информации достаточно, чтобы знать, как правильно утилизировать автомобиль, но многих интересует, прежде всего, финансовая сторона вопроса, поэтому остановимся на этом подробнее.
Госпошлина за утилизацию автотранспортных средств не взимается, однако это не означает, что, чтобы утилизировать автомобиль в 2018 году, вам не придётся понести определённых материальных издержек. Прежде всего, необходимо указать на то, что снятие ТС с учёта означает, что вы уже не вправе управлять этим автомобилем. То есть его доставка к месту утилизации ложится целиком на ваши плечи. Второй важный нюанс: в соответствии с ФЗ №89, вы можете заказать услугу утилизации в лицензионном центре, который сделает это бесплатно, но при условии оплаты владельцем машины утилизационного сбора.
При этом от уплаты данного сбора освобождаются автотранспортные средства, если ПТС на них датированы 2012 годом или более ранним сроком. В случае неуплаты утилизационного сбора услуга становится платной, по расценкам фирмы, занимающейся переработкой старых авто. Итак, перечислим все возможные расходы и их ориентировочную стоимость, относящиеся к утилизации машины: