В процессе работы двигателя внутреннего сгорания образуются газовые смеси, за правильное распределение которых отвечает система вентиляции. Её стараются делать максимально надёжной, чтобы минимизировать любые неудобства при работе с автомобилем. Неполадки этого узла способны приводить к поломкам турбины, а также значительным утечкам масла. Чтобы вовремя заметить первые признаки неполадок, стоит для начала разобраться в устройстве системы вентиляции картерных газов.
Только на первый взгляд может показаться, что двигатель внутреннего сгорания представляет собой максимально прочную и герметичную конструкцию. На деле всё не совсем так, что заставляет производителей предусматривать некоторые элементы защиты.
В частности, между цилиндрами и поршнями создаются небольшие зазоры, которые позволяют существенно снизить интенсивность износа деталей и обеспечить стабильную работоспособность всей системы практически в любых условиях. Эти щели имеют очень небольшие размеры, однако сквозь них всё-таки просачивается некоторая часть отработанных газов. Смесь поступает в картер, смешивается с парами масел и концентрируется в так называемые картерные газы.
Если допустить постоянное увеличение объёма картерных газов, неизбежно возникнуть проблемы с соседними элементами. Из конструкции начнут выдавливаться сальники коленвала, а также масляный щуп. В результате происходят утечки смазки или даже её разбрызгивания на достаточно большие расстояния.
Ещё опаснее складывается ситуация, если вместе с газом в картере концентрируются остатки несгоревшего топлива. Через некоторое время вполне может образоваться опасная взрывчатая смесь, которую в обязательном порядке нужно удалять.
Своевременное подключение качественных систем вентиляции позволяет практически полностью исключить опасность накопления нежелательных веществ, а также продлить срок службы двигателя внутреннего сгорания.
Неопытные автомобилисты не до конца понимают, для чего нужна вентиляция картерных газов двигателя. Её назначение заключается в отводе токсичных смесей, масляного тумана и разного рода газов из картера. Ранее для этого использовался небольшой отрезок шланга, обеспечивающий прямое соединение двигателя с атмосферой. Теперь же, в условиях ужесточённых экологических требований, единственно верным решением будет система вентиляции.
Имеет смысл разобраться с тем, как работает клапан вентиляции картерных газов. Современные системы чаще всего имеют закрытую форму, предотвращающую любые утечки. Однако, существуют и открытые типы, которые могут оказаться полезны в конкретных ситуациях.
Стоит отметить, что на различных двигателях внутреннего сгорания схема вентиляции может иметь свои особенности, охватить которые может быть довольно сложно.
Однако, базовые элементы чаще всего одинаковы:
Роль маслоотделителя действительно очень важна, поскольку без него внутри системы будет очень быстро накапливаться сажа, а также разного рода нежелательные отложения. Да и выхлоп окажется сильно загрязнён масляными парами.
Принцип работы клапана вентиляции картерных газов основан на разрежении. Используя разницу давлений, он не позволяет определённым средам покидать кратер и обеспечивает стабильную работу двигателя внутреннего сгорания.
Принудительная вентиляции может быть реализована несколькими способами, для чего нужно создать условия для вытягивания газов из картера и их смешивание с атмосферным воздухом. Рядом с вентиляцией всегда находится клапан, обеспечивающий подачу смеси в цилиндры мотора.
То, каким образом осуществляется отвод лишних газов, решает производитель автомобиля ещё на этапе проектирования. Впоследствии автовладельцам приходится учиться взаимодействовать с установленной системой вентиляции и при необходимости ремонтировать её.
Среди наиболее частых неполадок системы вентиляции картера можно выделить следующее:
Отдельное внимание стоит уделить базовым симптомам, по которым даже неопытный владелец быстро определит назревающую проблему:
Также имеет смысл осмотреть впускной коллектор, воздушные фильтры и соединительные патрубки. Если на них появилось слишком много масла, значит где-то есть утечка.
Неправильная работа системы вентиляции картера неизбежно приводит к повышению давления в картерном пространстве. А это, в свою очередь, верный путь к следующим проблемам:
Своевременная диагностика позволит свести к минимуму вероятность проявления подобных неполадок и существенно продлит срок службы не только системы вентиляции, но и всего силового агрегата.