Разметка в виде желтых параллельных линий, пересекающихся под прямым углом и образующие своеобразную сетку, появилась на улицах Москвы ещё в 2015 году. Проект, авторство которого принадлежит экспертному центру Probook, был внедрён с целью тестирования возможностей решения проблемы заторов на перекрёстках.
Для эксперимента было выбрано три достаточно загруженных транспортных развязки столицы. Результат оказался половинчатым – пробки никуда не делись, но проезд пересекающихся перекрёстков (а также развязок с более сложным типом пересечения) удалось упростить. И уже весной 2018 года в ПДД внесли изменения, в которых термин «вафельная разметка» получил официальное толкование.
Увы, но большинство водителей до сих пор слабо разбираются в том, как проезжать перекрёстки с подобной разметкой. Отчасти в этом виновна несколько запутанная трактовка соответствующих пунктов правил, поэтому попробуем внести ясность в этот вопрос.
Проблема заторов в крупных российских городах с каждым голом становится всё актуальнее. И дело не только в том, что при проектировании мегаполисов подобные вопросы рассматривались без учёта возможного многократного увеличения плотности транспортного потока – пробки возникают и в тех новых городских районах, которые строились относительно недавно.
Очевидно, сказывается как постоянно растущее количество автомобилей на дорогах, так и слабая культура наших водителей, вынужденных проводить в дороге немалую часть своей жизни.
Особую актуальность приобретает проезд перекрёстков, которые по определению являются основными источника выстраивания длинных автомобильных очередей. Большинство водителей, оказавшихся в непосредственной близости от перекрёстка, решают проблему быстрого его проезда привычным способом: выезжают на середину, рассчитывая проскочить после загорания красного сигнала светофора. Во многих случаях завершить манёвр они не успевают, создавая препятствия для движения транспорта в поперечном направлении.
ГИБДД имела два пути разгрузки перекрёстков: на самые загруженные посылались инспектора, осуществлявшие регулировку вручную в дополнение к сигналам светофора, не давая выезжать машинам на мигающий зелёный (такой приём получил название «рубить хвосты»). Увы, перекрёстков в любом большом городе гораздо больше, нежели сотрудников ГАИ.
Задача упростилась с появлением систем видеофиксации нарушений. Однако и здесь пришлось немало потрудиться, чтобы связать включение камер с загоранием красного сигнала светофора. Впрочем, если выехать на перекрёсток ещё при зелёном, ответственность в виде штрафа не наступает, но и такие действия зачастую приводили к полной блокировке движения: машина выезжала на перекрёсток в ожидании удобного случая для поворота налево, и там застревала на несколько минут, сея новый хаос.
Новая дорожная разметка «вафельница», регулирующая правила проезда нагруженных транспортных развязок, призвана решить эту проблему: транспортное средство не может останавливаться в зоне действия жёлтой решётки независимо от цвета светофора, освобождая центр перекрёстка и упрощая его проезд.
Соответствующие изменения в ПДД оформлены в виде пункта 1.26, гласящего следующее: соответствующая разметка жёлтого цвета служит для обозначения участка дорожного покрытия, на который водителям въезд воспрещён в том случае, когда впереди имеется затор из множества транспортных средств и его выезд на вафельницу вынудит автомобиль остановиться, тем самым препятствуя движению потока транспорта в перпендикулярном (поперечном) направлении, кроме тех случаев, когда авто поворачивает налево/направо.
Разметка состоит из пересекающихся под прямым углом жёлтых линий, образующих сетку, обрамлённую чёрной рамкой. Как работает вафельная разметка? Принцип очень прост: когда транспортное средство выезжает на участок с жёлтой сеткой, камера фиксирует время нахождения на вафельнице, и если оно превышает 10 секунд – считается, что водитель нарушил правила и может быть оштрафован.
О том, что вы приближаетесь к такому участку дороги, предупреждает знак 1.35 «вафельная разметка», обозначающая, что на дороге введены соответствующие ограничения и работают средства фиксации.
Увы, но новая дорожная разметка, несмотря на благие намерения, оказалась несовершенной. Нарушить правила ДД при пересечении такого перекрёстка оказалось довольно просто даже без злого умысла: зачастую водитель просто физически не может покинуть перекрёсток, выехав на него на зелёный – из-за плотного встречного потока. Оставшись на нём, он будет блокировать проезд автомобилям, движущимся в поперечном направлении.
Самое интересное, что наказывать водителей будут по статье 12.13 КоАП, которая присутствует в ПДД достаточно давно, но до этого не применялась из-за отсутствия границ, которые бы ограничивали запрещённую зону. Теперь такие границы на дороге есть – вафельная разметка, и правовая коллизия лишилась неопределённости.
Что же делать, чтобы не попасться впросак, ведь по дороге на работу в часы пик вам придётся миновать далеко не один такой перекрёсток?
Вот несколько полезных советов:
Эксперты отмечают, что при интенсивном движении правильно проехать дорожную разметку «вафельница» может не получиться из-за следующей коллизии: допустим, вы намереваетесь повернуть налево и уверены, что успеете это сделать. Выехав на сетчатую разметку, вы пропускаете встречный транспорт, где тоже есть желающие повернуть налево (по отношению к вашей машине – направо). В результате затор возникает за пределами перекрёстка, и тогда ваши планы могут рушиться, автомобиль застрянет и попадёт в поле зрения фото- или видеокамеры.
Нет правил без исключения. Остановка на вафельной разметке разрешена, если требуется пропустить пешеходов, переходящих улицу в поперечном направлении. Допустимо остановиться и для пропуска велосипедиста, осуществляющего поворот. Разумеется, остановка для пропуска встречного транспорта при зелёном сигнале светофора тоже не будет наказываться.
В ПДД указано, что запрет выезда на участок дороги с разметкой 1.26 действует в тех случаях, когда по ходу движения машины образовался затор, не позволяющий завершить манёвр до загорания запрещающего сигнала светофора, поскольку вы будете создавать препятствия для транспорта, едущего в перпендикулярном направлении.
На практике это означает, что выезжать на «вафельницу» не стоит в следующих случаях:
Случаи, когда водитель может быть наказан штрафом за нарушения, связанные с проездом участка дороги с разметкой 1.26, прописаны в ПДД:
Но здесь есть одна тонкость, которую не все понимают: штраф за остановку на вафельной разметке последует только в том случае, когда соблюдены оба условия каждого из пунктов. Другими словами, если вы остановились на сетчатой разметке из-за возникшего затора, но при этом другим участникам ЖЖ помех не создали, то и штрафных санкций по соответствующей статье Админкодекса не последует.
Эта трактовка имеется в пункте 12.2 Правил, но изложена она столь замысловато, что большинство читающих теряет смысл начала фразы, дойдя до её середины.
Многих интересует вопрос, какой штраф предусмотрен за выезд на вафельную разметку и могут ли решения выноситься в автоматизированном порядке, не требуя рассмотрения каждого случая инспектором ГИБДД?
Отвечаем: размер штрафа за это нарушение – 1000 рублей, независимо от региона: именно с такой суммой придётся расстаться и москвичу, и жителю Владивостока.
Что касается второй половины вопроса, то ответ на него – положительный: да, «письма счастья» уже рассылаются полным ходом, участие работника ГИБДД в этом процессе уже не требуется.
В Кодексе Админправонарушений имеется конкретный перечень статей, не подпадающих под действие ст. 32.02 (ч. 1.03), которая допускает возможность скидки в размере 50% при уплате штрафа на протяжении 20 дней с даты вынесения постановления о штрафе (не следует путать приведённый термин с датой вступления постановления в законную силу). Так вот, в этом списке нарушения, предусмотренные статьёй 12.13 КоАП, не числятся, и вы можете отделаться вполовину меньшей суммой, если не будете затягивать с погашением задолженности.
Нововведение в ПДД редко когда проходили гладко. Не стал исключением и случай с «вафельницей». На сегодня, спустя год после введения в действие п. 1.26 ПДД, всё ещё остаются тонкости, связанные с возможностью/невозможностью применения этого пункта Правил. В чём же заключается этот правоприменительный нюанс? Дело в том, что фиксирующие нарушения технические средства в принципе не в состоянии правильно определять, создал ли конкретный автомобиль помеху, или таковая отсутствует. Да и многие другие моменты (распознавание манёвра, фиксация остановки транспортного средства) остаются под вопросом – современные камеры не наделены соответствующим искусственным интеллектом.
Но это ещё не означает, что вы сможете доказать в суде неправомерность принятия решения о взыскании штрафа, так что оптимальная стратегия проезда «вафельных» перекрёстков – вообще не останавливаться на сетчатой разметке. В этом случае у камеры не будет предлога фиксировать вашу машину.
Второй нюанс, о котором часто вспоминают автоюристы, – отсутствие в ПДД определения термина «затор», упоминающегося в пресловутом пункте 13.2. Другими словами, разночтения могут возникнуть уже на уровне трактовки этого понятия: затором можно считать и один автомобиль, и несколько, а их конкретное количество Правилами не оговаривается.
Водителю нужно запомнить следующее:
Вы можете обжаловать постановление, сославшись на любой из этих пунктов, но одного заявления недостаточно: нужно будет представить доказательства, например, записи с видеорегистратора. Впрочем, суд вправе рассмотреть и записи, сделанные наружными видеокамерами, и если они подтвердят вашу вину, штраф придётся заплатить.
Приживётся ли новинка, сегодня сказать трудно. Не исключено, что волна постановлений будет остановлена самими водителями, которые начнут в массовом порядке опротестовывать решения, вынесенные средствами автоматической фиксации. В любом случае с основной задачей – снижением заторов на городских дорогах – нововведение не справляется. А значит, существует вероятность, что вафельная разметка появилась с иной целью – наполнять бюджет средствами автовладельцев.