В современных автомобилях около выпускного коллектора устанавливается катализатор, целью которого является улучшение экологических характеристик выхлопа. Это цилиндрическая деталь, которая обычно состоит из пары камер, а в них расположена сотовая конструкция из керамики или металла, обладающая огромной поверхностью.
Поверхность этого простого устройства покрыта особыми сплавами — катализаторами, которые при высокой температуре запускают химические реакции. В итоге окись азота превращается в азот и кислород, а угарный газ – в безопасный углекислый газ.
В России пока нет строгих правил по установке такого устройства, а на Западе и в Европе это обязательно. Так как после примерно 100 тысяч километров пробега катализатор обычно приходится менять, то существуют специальные пункты их приёма и предприятия по их переработке. А так как стоит этот блок недёшево, то сдача старого позволяет немало сэкономить при приобретении нового.
Снять это устройство можно самостоятельно или обратиться в автосервис. Но после этого ни в коем случае его не промывать, не прочищать, не оставлять в автосервисе и тем более не выбрасывать.
Секрет приёмки этих простых устройств очень прост – в них содержатся редкие драгоценные металлы. В составе катализирующей плёнки используются сплавы иридия и платины или палладия и родия. Именно они запускают химическую реакцию, нейтрализующую вредные вещества в выхлопе, но только при высокой температуре. Поэтому процесс начинает работать, когда автомобиль проезжает с десяток километров и температура газов достигает примерно 800 градусов.
В некоторых моделях для создания сотовой структуры используется керамика с напылением нейтрализующей плёнки из драгоценных металлов – такие устройства несколько дешевле. Но ценность их как раз в этом напылении, поэтому сдать керамический катализатор тоже вполне можно.
В городе можно найти пункт приёма катализаторов, и обратиться туда. При этом обратите внимание, что есть два типа приёмщиков:
В любом случае, некоторая сумма позволит сэкономить до 35% стоимости новой детали, а куда сдать отслуживший срок катализатор – не проблема.
Перед тем, как сдать старый катализатор, полезно хотя бы примерно знать, как оценивается его стоимость и сколько он стоит. А цена зависит от стоимости драгоценных металлов на биржах, и они постоянно меняются.
Также она может меняться в разных городах – приёмщику нужно доставить собранное ближайшему переработчику и при этом получить свою прибыль. Обычно этим занимаются фирмы, имеющие договор с перерабатывающим предприятием.
С представителями самих переработчиков такой проблемы нет, так как они дают сразу нормальную цену, без лишних накруток, но такая возможность представляется редко. Найти посредническую фирму в своём городе гораздо проще, хотя бы с помощью интернета.
Всего из одного изделия можно получить порядка 0.05-0.1 грамм драгметаллов, но они относятся к редким и извлекать их из вторсырья выгодно лишь в промышленных масштабах и удалённость перерабатывающего предприятия имеет значение.
Кроме того, конечно, цена будет зависеть и от модели нейтрализатора – в разных используются разные драгметаллы и в разном количестве. Поэтому правильная оценка включает в себя анализ состава с помощью спектрометра и взвешивание извлечённого из корпуса катализатора с точностью до тысячных долей грамма.
На стоимость влияют тип изделия, марка автомобиля, его пробег и условия эксплуатации. Поэтому она всегда индивидуальна. Кстати, нейтрализаторы от старых советских автомобилей стоят дороже – в них больше драгоценных металлов.
Некоторые автолюбители совершают ошибки, которые приводят к отказу в приёмке старых катализаторов. Самые распространённые:
Это надо знать прежде, чем искать, где можно сдать свои катализаторы.
Если не торопиться и подойти к вопросу серьёзно, то можно найти, куда сдать свой катализатор с большей выгодой. Конечно, если есть выбор таких мест. Несколько советов:
Надеемся, полученная информация поможет вам сделать правильные шаги и получить дополнительную выгоду от ненужной детали.