Нюансы самостоятельной промывки автоматической КПП

Рубрика:
949
0 комментариев
Содержание

Автоматическая коробка – изобретение, которое можно назвать революционным. И хотя многие утверждают, что механика лучше, на самом деле, если бы АКПП стоила столько же, сколько и классический механический аналог, она бы уже давно заняла лидирующие позиции. Мы не собираемся отрицать того факта, что коробка-автомат имеет намного более сложную конструкцию, включающую гидравлические, механические и электронные компоненты. Но если основными факторами выхода из строя электроники являются сбои электропитания, то работа гидромеханики особо чувствительна к качеству, свойствам и состоянию трансмиссионной жидкости. Впрочем, то же самое можно сказать и в отношении всех ближайших родственников АКПП – вариаторам, роботизированным коробкам, трансмиссиям с двойным сцеплением.

Слив масла с АКПП

Поскольку трущиеся детали в коробке-автомате всё же присутствуют, это неизбежно приводит к накоплению в трансмиссионной смазке продуктов их выработки, которые не в полном составе оседают на маслофильтре – значительная их часть продолжает циркулировать по масляным каналам трансмиссии.

В результате работа коробки нарушается, что приводит к различным неполадкам при переключении передач. Замена загрязнённой ТЖ не всегда помогает решить проблему, поэтому промывка АКПП – процедура, которую следует выполнять с определённой периодичностью, благо сделать это можно и самостоятельно, при условии знания технологии и наличия определённого оборудования и инструментов.

Для чего нужна промывка автоматической трансмиссии

Как уже отмечалось выше, в процессе эксплуатации автомобиля в системе смазки трансмиссии накапливается немалое количество различных осадков – мельчайшей металлической стружки, резиновой пыли, продуктов распада фрикционов и прочих загрязнителей, оседающих на внутренних поверхностях АКПП, в каналах и рабочих полостях гидравлической подсистемы автоматической трансмиссии.

Автоматическая коробка передач
Автоматическая коробка передач в разрезе

Накапливаясь, эти загрязнения начинают сказываться на работоспособности коробки, что проявляется постепенным снижением комфортности использования АКПП.

Для того, чтобы предупредить появление подобных неприятностей, многие автомобилисты прибегают к процедуре промывки АКПП при плановой замене масла. Сущность её заключается в максимально полном удалении из системы скопившейся грязи, однако сделать это можно разными способами, о которых мы поговорим позже. Главное, что все они в той или иной степени помогают избавиться от загрязнений, что в конечном итоге позволяет добиться следующих преимуществ:

  • уменьшить вероятность возникновения поломок коробки-автомата, поскольку ремонт этого узла – удовольствие не из дешёвых;
  • продлить общий ресурс трансмиссии;
  • устранить мелкие отклонения в работе коробки, если они являются результатом загрязнения каналов и полостей гидравлики.

В сети можно встретить разные мнения касательно полезности выполнения данного мероприятия, но в действительности не стоит подвергать сомнению, что чистая коробка прослужит дольше, чем грязная. Всё дело в технологии очистки трансмиссии – если она несовершенна, то и результат окажется соответствующим.

Как часто нужно производить очистку АКПП

Многие автомобилисты, мягко говоря, не слишком положительно относятся к промывке автоматической коробки передач, и совершенно зря. Хотя специализированные исследования по этому поводу пока не проводились, практика показывает, что это мероприятие однозначно полезно. Но с какой регулярностью его проводить? Рекомендации автопроизводителей в этом плане более-менее совпадают: при каждой плановой замене трансмиссионной смазочной жидкости. То есть каждые 35-70 тысяч километров пробега, в зависимости от конкретной марки/модели авто.

В отдельных случаях может быть выполнена и внеплановая процедура очистки автоматической КПП, связанная со следующими ситуациями:

  • появление проблем во время переключения передач, которых ранее не наблюдалось;
  • если автомобиль во время разгона начинает дёргаться;
  • в случае возникновения других признаков нестабильной работы автоматической трансмиссии.

Если промывка ощутимых результатов не дала, то только тогда следует приступать к поиску неисправности в самой коробке либо её отдельных узлах.

Подготовка к промывке

Не секрет, что гарантированно хорошие результаты достигаются при выполнении этой процедуры в специализированных автосервисных мастерских. В их распоряжении имеются дорогостоящие промывочные аппараты, позволяющие производить очистку трансмиссии без её демонтажа на высоком профессиональном уровне. Если диагностика коробки выявляет неисправности, требующие её разборки, это хороший способ выполнить промывку ещё более качественно, одновременно с продувкой гидравлических каналов.

АКПП в разборке
Коробка передач в разобранном виде

Но это не означает, что такие работы в принципе не могут быть выполнены самостоятельно. Более того, многие автовладельцы используют именно этот способ, позволяющий сэкономить немалые средства. Для этого понадобятся следующие материалы и инструменты:

  • жидкость для промывки АКПП (в самом простом случае – обычная трансмиссионная);
  • емкость для слива отработки;
  • достаточный запас мягкой ветоши;
  • набор ключей, отвёрток;
  • некоторое количество бензина (солярки, керосина);
  • насос.

Несколько простых рекомендаций:

  • выбирайте ровную горизонтальную поверхность, очень желательно иметь подъёмник, позволяющий поднять машину достаточно высоко – это существенно облегчит работу;
  • если автомобиль ещё не остыл, следует соблюдать определённые меры осторожности – горячих компонентов в автомобиле достаточно, включая трансмиссию;
  • если вы не слишком разобрались, чем промыть АКПП в домашних условиях, обратитесь к мануалу: многие производители требуют использования конкретного средства для определённой модели авто.

А теперь перейдём непосредственно к описанию способов промывки автоматической КПП.

Варианты упрощённых способов промывки АКПП

Начнём с классического метода, который, хоть и не требует демонтажа и разборки коробки, является достаточно трудоёмким. Важно приобрести правильное трансмиссионное масло, рекомендованное производителем. Если у вас отсутствуют такие сведения – желательно проконсультироваться со специалистами, или посетить официальные странички дилеров – словом, озаботиться применением для промывки подходящего масла.

Замена масла в АКПП
Доливаем масло в АКПП

Сама процедура выполняется в следующей последовательности:

  • сливается старое трансмиссионное масло, для чего автомобиль нужно прогреть (на холостом ходу это сделать не удастся, так что придётся немного покататься по городу). Дело в том, что горячее масло более жидкое, поэтому и сливается намного лучше;
  • найдите на нижней стороне масляного поддона сливное отверстие и открутите пробку. Как правило, она представляется собой обычный укороченный болт, в современных автомобилях – с утопленной головкой. Дождитесь, пока масло не перестанет капать;
  • демонтируйте сам масляный поддон. При его снятии будьте осторожны – на нём наверняка имеются остатки масла и грязи. Промойте поддон снаружи и изнутри, используя обезжиривающие средства, и вытрите насухо;
  • для промывки автоматической коробки нужен насос, длинные шланги и ёмкость достаточного объёма. Длительность процедуры – от 15 минут до часа, в зависимости от степени загрязнённости АКПП;
  • после промывки нужно установить новый маслофильтр и заменить прокладку поддона на новую. Обычно фильтр трансмиссии располагается снизу, в районе клапана, и становится легко доступным после демонтажа поддона. Способ фиксации может быть разным – от защёлок до болтового крепления. Встречаются и варианты установки маслофильтра снаружи корпуса коробки;
  • прокладку лучше посадить на герметик, после чего можно приступать к установке на штатное место поддона;
  • осуществляем заливку свежей трансмиссионной жидкости;
  • проверка уровня ТМ осуществляется посредством щупа, при этом заливать жидкость нужно медленно, не торопясь, делая небольшие паузы, постоянно вверяясь с показаниями щупа;
  • запустите силовой агрегат и дайте ему поработать определённое время, совершите небольшую поездку с использованием всех режимов коробки, после чего следует обследовать её на наличие подтёков.
Читайте также:  Нюансы замена кондиционера на климат-контроль

Второй метод предполагает промывку АКПП соляркой. В этом случае после слива отработанного ТМ в трансмиссию следует залить такое же количество солярки. Через два часа жидкость сливают, и затем осуществляют промывку по описанному выше алгоритму.

Это достаточно старый способ, которым часто пользовались для промывки не только коробок передач, но и двигателей автомобилей и спецтехники во времена, когда специализированных промывочных средств еще не было.

Если вам неохота возиться со снятием поддона, имеется альтернативный метод – троекратная заливка самого дешёвого варианта подходящего трансмиссионного масла. На каждом из этапов рекомендуется определённое время поездить на машине (до 500 км), и только после затем заливать качественную жидкость. Говорят, что такая процедура демонстрирует вполне приличные результаты, поскольку считается, что само масло (разумеется, чистое) обладает отличными чистящими свойствами.

Наконец, можно использовать для промывки АКПП димексид или авиакеросин. В этом случае алгоритм будет следующим:

  • сливаем отработанное ТМ, как рассказано в самом начале;
  • заливаем равноценное количество керосина (его достать не так просто) или димексида (средства, часто используемого для очистки двигателей внутреннего сгорания);
  • после 20-30-минутной выдержки сливаем промывочную жидкость и заливаем подходящее трансмиссионное масло (можно из самых дешёвых);
  • катаемся примерно 800-100 километров, и только после этого тщательно сливаем масло и заливаем качественное свежее.

Отзывы о работе автоматической коробки после такой очистки могут быть диаметрально противоположными, так что данную процедуру следует выполнять на свой страх и риск.

Усложнённая очистка автоматической трансмиссии

Более качественная обработка коробки-автомата требует её демонтажа. В этом случае вам предоставляется возможность прямого доступа к полостям трансмиссии. Сущность полной промывки коробки-автомат заключается в следующей последовательности действий:

  • осуществляем слив отработанной ТЖ (как это делать, мы уже знаем);
  • демонтируем трансмиссию в сборе;
  • разбираем все съёмные узлы АКПП, тщательно промываем их в бензине или керосине;
  • продуваем каналы трансмиссии, используя сжатый воздух;
  • заменяем все расходники – фильтры, прокладки;
  • осуществляем сборку агрегата и установку его на штатное место;
  • заливаем свежее ТМ;
  • обкатываем трансмиссию в щадящем режиме на протяжении недели.

Отметим, что для соленоидов АКПП промывки может оказаться недостаточно – их следует также тщательно продуть.

Замена масла в КПП
Аппаратная замена масла в коробке передач

Подобное мероприятие следует осуществлять только в тех случаях, когда производится ремонт автоматической коробки. Если в этом потребности нет – можно ограничиться обычной промывкой, выбрав наиболее подходящий вариант из вышеописанных.

Промывка радиатора трансмиссии

Как и силовой агрегат, коробка во время работы сильно греется и требует охлаждения. По этой причине в конструкции автоматической трансмиссии предусмотрено наличие теплообменника, успешно справляющегося с отводом тепла. Но при условии, что его каналы не загрязнены, поскольку в этом случае его охлаждающая способность резко снижается, а узлы коробки подвергаются перегреву. Если при замене масла вы обнаружили, что поддон сильно загрязнён – это косвенный признак того, что и внутри радиатора не всё хорошо.

Масляный поддон АКПП
Грязь на масляном поддоне АКПП

Поэтому так важно знать, как промыть систему охлаждения АКПП, без чего ресурс коробки заметно снижен. Обычно эта процедура проводится совместно с промывкой самой трансмиссии при плановой замене масла.

Наиболее эффективным считается способ, предусматривающий использование специальных присадок для промывки радиаторов, базовый состав которых включает смесь из водных растворителей и спиртов. Приводим последовательность действий:

  • отсоединяем масляные патрубки от коробки, к входному присоединяем шланг, ведущий к промывочному аппарату (компрессору, насосу), второй заводим в подготовленную заранее ёмкость;
  • если для промывки автоматической коробки используется насос, следует заполнить его приёмную ёмкость сольвентом и закачать его в радиатор через возвратный участок магистрали, пока жидкость не начнёт выливаться из подающего участка магистрали (то есть промывка осуществляется снизу-вверх). Затем она должна попадать в приёмную ёмкость и дальше двигаться по циклу. Промываем минут 10-15, при этом промывочная жидкость будет становиться всё грязнее;
  • меняем сольвент на чистый и выполняем повторную промывку;
  • если применяется промывочное средство в аэрозольной форме, промывка осуществляется сверху вниз, при этом жидкость следует подавать до тех пор, пока из возвратной магистрали не будет течь более-менее чистый раствор;
  • после завершения промывки нужно осуществить осушку радиатора, для чего используем воздушный компрессор;
  • заливаем в теплообменник около литра чистой ТЖ, проверяем пропускную способность радиатора;
  • если она осталась неудовлетворительной, такой радиатор подлежит замене.

Использование промывочного средства в аэрозольной упаковке существенно упрощает процесс промывки теплообменника, однако более качественно это можно сделать с помощью насоса (можно использовать даже ручной вариант), не говоря о профессиональном промывочном аппарате.

Как проверить проходимость радиатора после промывки? Для этого второй конец шланга возвратной магистрали следует подать на ёмкость для сбора ТЖ, желательно градуированную. Затем заливаем в трансмиссию свежее масло в регламентированном объёме, запускаем мотор и даём ему поработать на холостом ходу при 1000 оборотах/минуту на протяжении 20 секунд. За это время из шланга обратки должно вытечь минимум 1 литр жидкости. Если меньше – наличие проблем с охлаждением автоматической коробки посредством промывки радиатора устранить не удалось.

Промывка гидроблока АКПП

Гидроблок является одной из главных компонентов любой автоматической коробки, и любая его неисправность означает наличие проблем в работе всёй трансмиссии. Физически гидроблок представляет собой металлическую клапанную плиту с достаточно сложной внутренней геометрией, в которой находится большое количество более мелких деталей и узлов: каналов, клапанов, минимум четырёх соленоидов, множества измерительных приборов/датчиков. Именно гидроблок обеспечивает нормальное функционирование муфт сцепления и фрикционов, поэтому так важно следить за его состоянием и выполнять все регламентные работы по его техобслуживанию.

Гидроблок коробки передач
Новый гидроблок коробки передач

В их число входит и промывка, обычно выполняемая при замене масла с разборкой агрегата. Перед тем, как самостоятельно промывать гидроблок АКПП, следует подготовить следующие расходники и рабочий инструмент:

  • новый маслофильтр;
  • прокладка гидроблока и поддона АКПП;
  • регулятор давления ТЖ;
  • уплотнительное кольцо для заливной горловины;
  • свежее трансмиссионное масло в количестве 10-12 литров;
  • баллонный карбклинер;
  • бензиновый растворитель «Галоша» (5 литров);
  • пару кистей с жёстким ворсом;
  • достаточное количество мягкой безворсистой ветоши;
  • вместительная ёмкость.
Читайте также:  Почему может возникать биение руля при торможении и как это исправить

Все работы следует осуществлять в идеально чистом месте, поскольку попадание мелких соринок в узлы гидроблока сведут на нет результаты вашей работы.

Алгоритм демонтажа и разборки трансмиссионного гидроблока:

  • откручиваем сливную пробку коробки (может потребоваться ключ нестандартной формы, например, типа «звёздочка»);
  • сливаем в приготовленную посудину смазочную жидкость, закручиваем пробку поддона;
  • демонтируем сам поддон (он крепится обычными болтами), снимаем заглушку, прикрывающую электрический разъём;
  • отсоединяем разъём, провернув пластиковый замок-защёлку;
  • приступаем к демонтажу гидроблока, откручиваем сначала болты, удерживающие заднюю и переднюю части блока;
  • аккуратно демонтируем плату;
  • откручиваем остальные и предельно аккуратно снимаем малый подблок;
  • медленно, соблюдая предельную осторожность, приподнимаем первую промежуточную пластину ГБ, с остальными поступаем так же. Осторожность здесь нужна, чтобы не допустить выпадения пружин;
  • вынимаем штоки.

Теперь можно приступать к промывке гидроблока. Мы уже знаем, чем промывают автоматические коробки передач. В данном случае используется карбклинер – очень распространённое и эффективное средство для очистки карбюраторов. Разбираем гидроблок, все детали аккуратно обрабатываем кисточкой, а затем протираем нашей промывочной жидкостью. При работе с карбклинером следует обязательно соблюдать меры безопасности: надевать защитные очки и прорезиненные перчатки, поскольку попадание жидкости на открытые участки кожи могут привести к локальным ожогам.

Особое внимание уделяем промывке соленоидов и клапанов, после чего удаляем остатки очистителя сухой ветошью и смазываем детали бензином.

Сборку и монтаж ГБ осуществляем в обратной последовательности. Следим, чтобы при затяжке четырёх болтов усилие составляло порядка 11 Нм, так что без динамометрического ключа лучше эту операцию не выполнять.

Как только гидроблок встал на место, можно приступать к снятию с картера старого слоя герметика и нанесению нового. Устанавливаем поддон на место, прикручиваем, крепим привод селектора и заливаем свежее ТМ.

Запускаем мотор, даем ему некоторое время поработать на ХХ, пока масло не растечётся по всему гидроблоку. Поочерёдно переводим рычаг селектора во все положения с временной задержкой порядка 15-25 секунд.

Промывка фильтра автоматической КПП

Встроенная система очистки масла в автоматических трансмиссиях является двухуровневой: за избавление от металлических загрязнителей отвечает магнитный фильтр, устанавливаемый в поддоне (такая же система используется на многих современных моделях для очистки моторного масла), за очистку масла от остальных загрязнителей отвечает маслофильтр, обычно монтируемый на клапане управления автоматической трансмиссией. Он представляет собой либо мелкоячеистую сеточку, либо выполняется из бумажного или синтетического фильтровального материала.

Фильтр автоматической КПП
Отработанный фильтр автоматической КПП

Чтобы получить доступ к обоим фильтрам, требуется демонтаж поддона коробки. Уже по внешнему виду фильтровальных элементов можно без труда определить, насколько загрязнена трансмиссионная жидкость, а специалист даже может с достаточной долей уверенности указать, какая именно деталь трансмиссии оказалась наиболее изношенной и требующей проведения ремонтно-восстановительных работ.

В домашних условиях это единственный способ диагностики состояния коробки-автомат, и он по понятным причинам далеко не идеален. Более информативным считается обследование АКПП в условиях СТО, где специалисты, использующие специальное оборудование, в состоянии обеспечить выполнение следующих диагностических процедур:

  • проверку уровня линейного давления в масляной магистрали;
  • функционирование регулятора давления АКПП;
  • работоспособность управляющих электронных клапанов.

А вот обслуживающие операции (замена фильтров, чистка клапанов, замена масла) вполне могут проводиться и в гаражных условиях.

Масляные фильтры, применяемые в автоматических КПП, можно разделить на две категории: многоразовые изделия, которые можно чистить и применять повторно, и одноразовые, которые не подлежат регенерации. Разумеется, ресурс одноразовых фильтров намного больше – их рекомендуется менять при каждой плановой замене ТМ, то есть примерно каждые 40-50 тысяч километров.

Одноразовые фильтровальные элементы устанавливаются во многие переднеприводные модели японских авто Mitsubishi и Mazda (сошедших с конвейера 1990 года), на машины марки Mercedes-Benz и на большинство заокеанских авто, при этом, если речь идёт об «американцах» и «японцах», поиск оригинальных фильтров может оказаться безрезультатным.

Многоразовые изделия в качестве фильтрующего элемента используют мелкоячеистую сеточку, обрамлённую жёсткой рамой. Большинство автовладельцев ограничивается промывкой сеточки в ёмкости с сильнодействующим раствором и последующей продувкой сжатым воздухом. Более продвинутые умельцы не ленятся развальцевать фильтр, достать металлическую сеточку и подвергнуть её более тщательной чистке и промывке, включая обработку внутренних полостей.

Отметим, что на многих АТС сегодня используется аппаратура, позволяющая производить замену масла и очистку автоматической трансмиссии методом отсоса смазывающей жидкости через патрубок для измерения уровня масла в коробке (тот, в котором располагается щуп).

Однако из-за несоблюдения технологии зачастую эффект от такой обработки не соответствует ожиданиям. Дело в том, что каждая операция доливки трансмиссионной жидкости сопровождается запуском двигателя, который обычно работает на протяжении максимум 10 минут, причем в стационарном положении (полагается проезд 100-150 километров). Этого недостаточно для полноценного смешивания ТЖ.

Таким образом, часть свежего масла отсасывается при проведении второй и третьей замены. Очевидным недостатком такого метода можно назвать невозможность оценки состояния фильтровальных элементов, которые позволяют судить о потенциальных неисправностях трансмиссии. К сожалению, в этом случае невозможно избавиться и от наиболее тяжёлых фракций загрязнителей, скапливающихся на дне поддона.

Так что возможность проверки уровня давления нивелируется перечисленными выше недостатками, которые можно исключить при самостоятельной промывке автоматической коробки.

Промывка гидротрансформатора АКПП

К сожалению, очистка гидравлического трансформатора без вскрытия «бублика» — операция заведомо малоэффективная, если не сказать бесполезная. После разрезания корпуса становятся доступными все внутренности гидротрансформатора, которые можно оценить на наличие дефектов.

Бублик гидротрансформатор АКПП
Сборка гидротрансформатора коробки передач

После проверки можно начинать очистку, причём в первую очередь следует обратить внимание на следующие компоненты ГТ:

  • лопасти турбин;
  • детали механизма сцепления;
  • сальники/уплотнительные кольца.

После очистки все детали устанавливаются на место, а корпус заваривается. При этом качество сварного шва должно быть идеальным, то есть обеспечивать полную герметичность. Что касается эстетического вида, то здесь всё индивидуально.

Понятно, что специалисты сервисного центра смогут выполнить все эти операции с соблюдением технологий и более качественно, но если у вас имеется опыт проведения таких работ, если ваша квалификация сварщика позволяет восстановить целостность корпуса гидротрансформатора не в ущерб внешнему виду, почему бы не использовать гаражный ремонт? Ведь в этом случае вы сэкономите весомую часть семейного бюджета, которую можно использовать для других более важных целей.

Добавить комментарий
ВКонтакте
На сайте
Комментарии (ВК)
Добавить комментарий ВКонтакте
ВКонтакте
На сайте