Длительное стояние в пробках стало уже обычным явлением для крупных городов нашей страны. При этом не все водители стремятся соблюдать правила дорожного движения и ищут обходные не всегда законные пути. Одним из таких вариантов является проезд по обочинам.
Дорожная инфраструктура в нашей стране интуитивно понятная. Большинство разметок, знаков и всевозможных ограничителей наделены очевидной смысловой нагрузкой. При этом даже у обочины, являющейся составляющей дороги, имеется зафиксированное в правилах определение.
Важно! Обочиной по действующим ПДД в России принято называть часть дороги, примыкающую к проезжему участку пути, отличающемуся типом покрытия, а также отделенному стандартной дорожной разметкой.
После поездки по данной части трассы водитель стремится вернуться на асфальтированное покрытие, так как не всегда знает, является ли допустимым движение по обочине, когда проезжая часть в заторах. Однако подобные маневры зачастую лишь усугубляют затор, создавая дополнительные сложности остальным автомобилистам.
Крайняя правая или крайняя левая боковая часть автодороги, что согласно ПДД отведена под обочину, может использоваться по прямому назначению лишь ограниченным кругом участников движения. В список попадают такие группы:
Велосипедисты могут воспользоваться крайней частью пути, расположенного за асфальтовым покрытием при отсутствии выделенной велосипедной дорожки. Управлять подобной двухколесной техникой в таких обстоятельствах допустимо лишь после 14 лет.
Большинство водителей движение по обочине обосновывают спешкой и необходимостью срезать путь. В процессе игнорируются ПДД, особенно, когда по близости не видно камер видеофиксации или сотрудников ДПС, способных заметить запрещенное действие со стороны автолюбителей.
Неудобства создаются не только по правилам дорожного движения, в которых указаны запрещенные пункты, но и по практичности:
В правилах различают понятия «остановка» и «стоянка». Оба мероприятия подразумевают прекращение движения и выключение мотора. Авто остается недвижимым. В первом случае на процесс отводится не более 5 минут. Если все затягивается, то это уже будет «стоянка».
Воспользоваться парковкой для авто на обочине можно лишь в пределах населенного пункта. Одновременно должны соблюдаться такие условия:
В последнем случае допускаются исключения, к которым относятся грузовики массой более 3500 кг. Им разрешено тормозить для выгрузки товара или иного типа груза. Других водителей ожидает законный штраф, сумма которого зависит от провинности.
Некоторыми водителями езда по обочине маскируется под иные маневры. Кто-то за этим стремится завуалировать объезд возникшего препятствия, которое располагается по направлению движения. Таким образом автомобилист хочет переквалифицировать событие в ситуацию, описанную в ПДД ст. 12.5 п. 2, по которой сумма штрафа составит 1,0-1,5 тыс. рублей. В действующих правилах четко указано, что остановившееся транспортное средство, как и затор на пути, не относятся к «препятствиям» (п. 1.2 ПДД).
В России штраф за обочину выписывается как наказание за административное правонарушение и периодически его сумма возрастает. При его оформлении имеется ряд нюансов, которые автомобилистам следует учитывать. Еще недавно размер составлял 500 рублей, а в 2019 году сумма достигла 1500 руб.
Величина финансового наказания для нарушителей за самовольную езду по особо регламентированному участку дороги урегулирована Кодексом об административных правонарушених 30.12.2001 №195-ФЗ. Важно следить за изменением законодательства.
Более строгое наказание ждет водителей, осмелившихся ехать по встречной обочине. В таком случае происходит игнорирование нескольких норм одновременно, включая движение по встречной полосе. Итоговая сумма достигает 5000 руб., а в особых случаях граждане рискуют остаться без прав на 4-6 месяцев.
Попавшимся на подобных деяниях повторно стоит обоснованно ждать лишения прав на 12 месяцев. К такой категории относятся автовладельцы, попавшиеся повторно инспектору или на камеру в течение года. Срок начинает отсчитываться с полной оплаты суммы административного штрафа. Если предусмотрено лишение, то отсчет ведется от дня окончания лишения удостоверения.
Не все технические моменты в действующих законах прописаны четко. Часть трактования может быть отнесена на усмотрение инспектора. К подобным спорным факторам относится парковка на обочине при соблюдении всех указанных в ПДД условий. В тексте сказано, что авто при этом не должно мешать потенциальным пешеходам, но данный факт проблематично доказать инспектору.
Нередко машину водитель оставляет (паркует) по правилам, но после этого появляется инспектор, который выпишет штраф за выезд такой парковки. Соответственно стоять можно, а выезжать (ехать) нельзя. Формально правоохранитель будет прав, хотя подобная практика может быть и не применена к определенным авто. Ее задействуют для разгрузки авто с тротуаров, где могут создаваться пробки.
Возможных участников движения по обочине определяют ПДД. Остальным можно лишь ненадолго останавливаться или платить установленную сумму за нарушение. В более серьёзных случаях готовьтесь остаться без водительского удостоверения.