В 2019 году столичные автомобилисты познакомились с довольно интересным и перспективным нововведением, связанным с организацией движения на дорогах общего пользования. Речь идёт о перекрёстках, движение на которых осуществляется по принципу турбокольца. Так называемые турбокольцевые перекрёстки или просто турбоперекрёстки.
Некоторые водители с этим новшеством не знакомы до сих пор. Другие же крайне неуверенно подъезжают к таким участкам, не зная, как правильно действовать.
На самом деле принцип работы, по которому организован турбоперекрёсток, направлен на упрощение движения по кругу. Как утверждают разработчики проекта, так водителям будет легче и безопаснее совершить манёвр. Так ли это на самом деле, нужно разобраться.
Перекрёстки такого типа в мире используются достаточно давно. Их активно применяют в США и странах Европы. Если бегло взглянуть на схему движения, то получается обычный круг. А по кругам жители столицы ездят буквально каждый день. И у них не возникает к ним вопросов или претензий. Все давно привыкли.
Но если посмотреть на принцип работы, которым характеризуется турбоперекрёсток, то разницу между ним и обычным кругом заметить будет не так уж и сложно.
Смысл здесь в том, что все полосы друг от друга отделены. В Европе часто используют для этих целей небольшие бордюры. В России же предпочтение пока отдают столбикам из пластика. Подобное решение даёт возможность полноценно и строго ограничить движение по имеющимся полосам. И для каждого направления предусмотрена собственная траектория. Причём об этой траектории водитель сможет узнать заранее, опираясь на установленные знаки и информационные указатели.
Преимущество заключается в том, что перестроения по полосам на турбоперекрёстке являются ограниченными. Водителям практически не приходится пересекаться с автомобилистами, которые находятся на соседней полосе.
Условно говоря, если на перекрёстке вы хотите повернуть в правую сторону, нужно занять правую полосу. Если будете ехать прямо, то предварительно занимайте среднюю полосу. Левая полоса, соответственно, позволит без проблем повернуть налево. И водитель может беспрепятственно въехать по выбранной траектории в свою полосу, где пересекающихся потоков попросту не будет. Это значительно упрощает проезд круга, снижает аварийность.
Фактически речь идёт о более чётко размеченном движении по разным полосам, в зависимости от того, куда нужно проехать водителю на круговом перекрёстке.
Подобная схема движения и превратилась в такое понятие, как турбоперекрёсток, которое хотят закрепить в ПДД.
Обычный круговой принцип движения на российских дорогах со временем планируют заменить на турбоперекрёстки. Пока это условный эксперимент, который проводят на нескольких улицах столицы, а также оценивают эффективность работы. Нельзя сказать, что результаты превосходят все ожидания. Есть и противники такого нововведения, о чём узнаете немного позже.
Стандартное круговое движение также не вызывает восторг у большого числа российских водителей. Если имеются большие потоки автотранспорта и широкий круговой перекрёсток, то автомобилистам сложно понять, как и куда им перестраиваться. От этого возникает ряд недопониманий, столкновений и аварий. От мелких, до достаточно крупных и серьёзных.
Чтобы проехать обычный круговой перекрёсток, необходимо максимально концентрироваться. Приходится совершать по несколько перестроений. А найти и занять в плотном потоке свою полосу, чтобы не пропустить нужный поворот, иногда откровенно проблематично. Плюс значительно возрастает риск угодить в ДТП, либо стать его причиной, выполняя съезд с круга.
По этой причине можно наблюдать, как водители перестраиваются, виляют из одной полосы в другую, чтобы выбрать, а иногда и просто угадать подходящую траекторию. Когда пересекаются проезжие части, то подобные манёвры могут привести к ожидаемому ДТП.
Если установить чёткие границы разделительных полос, а также избавить водителей от необходимости перестраиваться, проблемы проезда круга удастся в какой-то мере решить. Конечно, полностью предотвратить аварии и столкновения не получится. Но аварийность снизится примерно на 20-30%, как ожидают разработчики проекта. Съезжая с перекрёстка, водитель сразу будет видеть перед собой траекторию движения, в зависимости от того, какое направление он выбрал. Останется лишь следовать этой траектории.
Но тут также стоит отметить, что движение по таких турбо кольцам становится более медленным, чем при проезде обычного круга. При этом параллельно повышается уровень безопасности.
Снижение скорости проезда связано с тем, что некоторые водители могут пропустить нужную полосу. В итоге им придётся проехать круг и развернуться. Хотя важно понимать, что даже при таких условиях автомобилист не будет прыгать из одной полосы в другую, как это происходит при обычном круговом движении.
Ожидается, что численность конфликтных точек, на которых чаще всего происходят аварии и ДТП, снизится. Также удастся быстрее организовать проезд, хотя этот момент довольно спорный, учитывая первые результаты экспериментов.
Фактически турбо перекрёсток работает по принципу обычного перекрёстка, где едущие прямо автомобилисты перестраиваться не должны. Только реализовали этот принцип на кольцевом перекрёстке.
Помимо экспериментального типа перекрёстка, внедряют и новые дорожные знаки, которые многие из водителей ранее никогда не видели. Если результаты будут положительными, новые знаки, а также правила официально введут в ПДД и утвердят стандарты.
Если для вас круговое движение, на котором предусмотрено турбо кольцо, является новинкой, тогда стоит заранее учесть несколько правил и особенностей проезда.
В действительности турбо кольцо не такое страшное. Это то же круговое движение, что было раньше. Только несколько улучшенное и усовершенствованное. Всё направление на повышение безопасности и снижение аварийности. Ведь именно круг является одним из наиболее популярных мест, где происходят ДТП.
Поскольку это новые правила, то за ними последуют и новые наказания.
Не выполнив требования безопасного проезда турбоперекрёстка, будьте готовы отдать в государственный бюджет 1000 рублей. Конечно же, тут будет действовать скидка при своевременной оплате в 50%. Но всё равно штраф в 500 рублей назначат обязательно.
При этом рассчитывать на то, что факт нарушения не будет замечен, если проехать рано утром или поздней ночью, не стоит. На таких турбокольцах планируют организовать мощную систему видеонаблюдения. Камеры уже стоят и следят за тем, насколько эффективным является эксперимент. Но также камеры фиксируют и нарушения. Работают системы видеофиксации 24 часа в сутки.
Чтобы турбоперекрёстки работали эффективно и качественно, нужно для начала создать все необходимые условия для этого. Как минимум, чётко прорисованные дорожные знаки, а также понятные указатели. Нужно использовать большие щиты, на которых будет изображения и прописана схема движения, актуальная для каждого из доступных направлений на турбокольцевом перекрёстке. Помимо этого, знаки нужно дублировать со всех сторон, показывая водителю, что и как он должен делать в той или иной ситуации.
Но и этого будет мало. Нужно информировать людей, используя обучающие видео ролики, сюжеты в новостях, наглядные статьи в средствах массовой информации и так далее. И уже после этого смотреть, как будет система работать в действительности.
Также приветствуется присутствие сотрудников ДПС и ГИБДД на участках, где организовано движение по схеме турбокольцевого перекрёстка. Но только не для того, чтобы останавливать нарушителей и всех поголовна штрафовать. Нет. Их основная задача — это информирование и разъяснение. Как только водители привыкнут к нововведениям, схема движения заработает в полную силу. И удастся продемонстрировать весь потенциал, увидеть наглядные преимущества турбоперекрёстка.
Но бояться их точно не стоит. Даже начинающему водителю достаточно 2 раза проехать по такой схеме, и на третий всё будет идеально. То есть без практики никуда.
Вопрос ещё в том, станет ли эксперимент в итоге успешным. Ведь в РФ практикуют поэтапное внедрение новых разработок. То есть сначала происходит экспериментальная обкатка. В течение нескольких месяцев, а иногда и дольше, проводятся исследования и наблюдения. По результатам обкатки принимают решение о том, внедрять ли разработку по всему городу или стране, либо нет.
Турбоперекрёсток в настоящее время — это всё ещё эксперимент. За ним продолжают активно следить с помощью камер видеонаблюдения. И эксперты будут делать соответствующие выводы.
Определённые сложности обусловлены тем, что сами водители выступают против такой схемы. Да и первые инициативы по отмене турбоперекрёстков уже имеются.
Есть обратная сторона, а также другая позиция, направленная против использования турбоперекрёстков.
И причин на то сразу несколько.
Фактически невозможно в один момент превратить привычный круговой перекрёсток в турбокольцевой. Нужна аналитическая работа, подготовленная материально-техническая база, активное распространение информации и новых правил среди населения.
Сами водители считают, что раньше было проще и лучше. Взять тот же первый экспериментальный турбоперекрёсток, который организовали на пересечении Чертановской и Красного Маяка. По мнению автомобилистов, раньше проезд был проще и быстрее. С утра в сторону центра проехать невозможно, а вечером вернуться. Убрали приоритет, и все упёрлись в круг. Как результат — затор длиною в километр. Если загруженным будет только одно направление, то подобный турбокруг работать не будет. То есть турбокольцо лучше создавать там, где движение не столь интенсивное.
Сама задумка более чем хорошая. Только с реализацией пока проблемы. Действительно хорошо турбокольцевой перекрёсток работает в условиях хорошей погоды, а также при видимой разметке. Тогда всё чётко и понятно. Но если на дороге грязь или снег, большое скопление машин, разметку уже не видно. И нормально проехать могут лишь те, кто помнит, как она нанесена. Да и то не факт, поскольку незнающие водители наверняка встанут у них на пути.
Отсюда и возникает мнение у противников внедрения турбоперекрёстков, что его стоит признать неудачным экспериментом. И отменить.
Но пока всё идёт к тому, что новую схему движения признают эффективной. И тогда её введут официально, утвердят в ПДД и ГОСТах. Остаётся лишь дождаться решений.
Что думаете про турбоперекрёсток? Кто с ними уже сталкивался? Насколько это удобно и безопасно? Стоит ли внедрять нововведение или этот эксперимент неудачный?